Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.
консультация на тему

Абдуллина Наталья Анатольевна

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 , КОРПУС 2ПГТ СЕРЫШЕВО

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                                                             

                                                                               Воспитатель МАДОУ

                                                                                       детский сад № 7,корпус 2

Абдуллина Н.А.

2015 г


Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации

дошкольного образования

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

Все эти нормативно-правовые документы привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования. Впервые оно стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это требует повышению внимания к дошкольному образованию, с другой – к дополнительному профессиональному образованию работников данной сферы.

Дефицит кадрового потенциала , способного обеспечить модернизацию дошкольного образования, был признан экспертами как один из факторов, тормозящих ход реформы.

К работнику дошкольного образования, имеющего определенный профессиональный опыт, бесспорно, планка требований выше, чем к выпускнику вуза. Поэтому приоритетной задачей дополнительного профессионального образования выступает  создание условий для повышения профессиональной компетентности специалиста.

Таким образом, изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетенции.

В словаре С.И.Ожегова, понятие «КОМПЕТЕНТНЫЙ» определяется как «ОСВЕДОМЛЕННЫЙ, АВТОРИТЕТНЫЙ в какой-либо области».

По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности.

 Это:

1.Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2.Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ребенка.

 В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом, экспертами описана квалификация педагога как совокупность шести компетентностей работника дошкольного образования  и его готовность к результативному осуществлению педагогической деятельности.

Структура педагогической компетентности представлена как совокупность частных компетенций:

- в области личностных качеств;

- постановки целей и задач педагогической деятельности;

-мотивации детских видов деятельности;

-обеспечение информационной основы деятельности;

- разработки программы деятельности и принятия педагогических решений;

- взаимодействия педагога с детьми.

1.Компетентность в области личностных качеств.

1.1. Эмпатийность и социорефлексия.

  • Все воспитанники безбоязненно обращаются к педагогу за помощью
  • Умеет рассматривать ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
  • Умеет поддержать коллег по работе, воспитанников и их родителей
  • Умет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого ребенка
  • Умеет анализировать причины поступков и поведения воспитанников

1.2. Самоорганизованность.

  • Умеет организовывать свою педагогическую деятельность и деятельность воспитанников;
  • Рабочее пространство педагога хорошо организованно;
  • Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности;
  • Своевременно вносит коррективы в намеченный план работы по освоению детьми образовательных областей в зависимости от сложившейся ситуации;
  • Сохраняет самообладание даже в ситуации с высокой нагрузкой.

1.3. Общая культура.

  • Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы;
  • Поведение и внешний вид педагога соответствует этическим нормам;
  • Осведомлен об основных событиях и изменениях современной  социальной жизни;
  • Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении;
  • Высказывания педагога построены грамотно и доступно для понимании, его отличает высокая культура речи.

2.Компетентность в области постановки целей

и задач педагогической деятельности.

2.1. Умение ставить цели и задачи обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

  • Умеет ставить цели обучения воспитанников в игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности , восприятии художественной литературы и фольклора и др.
  • Умеет ставить цели обучения воспитанников в  ходе режимных моментов,
  • Корректирует цели и задачи обучения в зависимости от уровня развития воспитанников,
  • Знает и учитывает уровень развития воспитанников при постановке целее и задач обучения,
  • Умеет формулировать критерии достижения цели обучения.

2.2. Умение ставить цели и задачи воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

  • Умеет ставить цели воспитания в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора и др.)
  • Умеет ставить цели воспитания в ходе режимных моментов в соответствии с возрастными особенностями детей,
  • Корректирует цели и задачи воспитания в зависимости от уровня развития ребенка,
  • Умеет ставить цели воспитания в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • Знает и учитывает уровень развития детей при постановке  целей и задач воспитания.

2.3. Умеет ставить цели и задачи развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

  • Умет формулировать цели развития воспитанников, осуществляемые в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора и др.)
  • Умеет ставить цели развития воспитанников в ходе режимных моментов,
  • Корректирует цели и задачи развития в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников,
  • Умеет ставить цели развития в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • Умеет соотносить результаты развития ребенка с поставленными целями.

3. Компетентность в области мотивации

детских видов деятельности.

3.1.Умеет поддерживать интерес к различным видам детской деятельности.

  • Умеет учитывать интересы воспитанников,
  • Умеет поддерживать инициативу каждого ребенка,
  • Отмечает даже самый маленький успех ребенка,
  • Демонстрирует успехи каждого ребенка родителям и сверстникам,
  • Умеет диффренцировать задания,чтобы воспитанники почувстваовали свой успех,

3.2. Умение создать условия для развития интереса к различным видам детской деятельности.

  • Выстраивает деятельность с учетом интереса воспитанников к деятельности,
  • Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес воспитанников,
  • Использует знания об интересах и потребностях воспитанников в педагогической деятельности,
  • Умеет создавать доброжелательную атмосферу в группе воспитанников,
  • Воспитанники проявляют интерес к деятельности, организованной педагогом.

3.3.Умеет создавать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной деятельности.

  • Умеет активизировать творческие возможности воспитанников,
  • Поощряет инициативу воспитанников к самостоятельно деятельности,
  • Поощряет любознательность и творческую активность, воспитанников в ходе самостоятельной деятельности,
  • Создает условия для вовлечения воспитанников в дополнительные формы обучения( кружки, секции и т.д.)
  • Дает возможность самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (творчество)

4. Компетентность в области обеспечения

информационной основы деятельности.

4.1. Компетентность в методах обучения и воспитания.

  • Применяет современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного  и семейного воспитания,
  • Владеет информационно-коммуникативными технологиями, эффективно применяет их в педагогической деятельности
  • Вносит коррективы в методы обучения и воспитания воспитанников в зависимости от сложившейся ситуации
  • Применяет технологии, соответствующие целям и задачам обучения, воспитания
  • Разрабатывает образовательные технологии и применяет их в профессиональной деятельности

4.2. Компетентность в реализации основной образовательной программы дошкольного образования

  • Хорошо знает дошкольную педагогику и психологию, основы частных методик, педагогические технологии
  • Использует комплексно-тематический подход в организации образовательных отношений
  • Умело интегрирует различные виды детской деятельности в обучении, воспитании и развитии детей
  • Осуществляет образовательный процесс в двух основных организационных моделях, включающих совместных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей , самостоятельную деятельность детей
  • Добивается высоких результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования

4.3.Компетентность в области создания развивающей предметно-пространственной среды.

  • Умеет создать безопасную обстановку в соответствии с нормативными требованиями
  • Умеет вносить этнокультурный компонент в организации групповых помещений
  • Умеет моделировать развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей воспитанников
  • Умеет моделировать развивающую предметно-пространственную среду с учетом интересов и индивидуальных особенностей воспитанников
  • Умеет гибко перестраивать групповое пространство по инициативе детей и в сложившейся педагогической ситуации

5. компетентность в области разработки программы

 деятельности и принятия педагогических решений

5.1. знание основных нормативных документов в области дошкольного образования

  • Ориентируется в отечественных и зарубежных концепциях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
  • Хорошо знает федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Хорошо знает Примерные основные образовательные программы дошкольного образования
  • Может провести сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного образования
  • Обоснованно выбирает Примерную основную образовательную программу дошкольного образования

5.2. компетентность в области вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

  • Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию дошкольного образования
  • Хорошо знает региональный компонент основной образовательной программы дошкольного образования
  • Умеет разработать вариативную часть основной образовательной программы дошкольного образования с учетом специфики образовательной организации
  • Умеет разработать вариативную часть основной образовательной программы дошкольного образования с учетом уровня развития воспитанников и их интересов
  • Способен проектировать, конструировать и реализовывать содержание образования детей с учетом энтокультурной ситуации

5.3. Умение проектировать образовательную деятельность.

  • Готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты
  • Разрабатывает индивидуальную траекторию развития ребенка
  • Вносит изменения в план работы под влиянием ситуаций, новых фактов, средств реализации поставленных задач
  • Планирование осуществляет с учетом мнений педагогов, родителей и воспитанников
  • Проводит обоснование эффективности реализации проекта, плана работы

6. Компетентность в области взаимодействия педагога с детьми

6.1 Умение устанавливать взаимодействие педагога с детьми

  • Умеет устанавливать отношения сотрудничества с воспитанниками, вести с ними диалог
  • Умеет разрешать конфликты оптимальным способом
  • Умеет насыщать общение с воспитанниками положительными эмоциями и чувствами
  • Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке  и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
  • Активно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Создает ситуации успеха

6.2. умение организовывать образовательную деятельность воспитанников

  • Способен проектировать, конструировать и реализовывать содержание образования детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
  • Умеет осуществлять педагогическое сопровождение процесса обучения, воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования
  • Использует разнообразные методы и приемы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать
  • Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами
  • Умеет активизировать воспитанников для поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи

6.3. Умение оценивать достижения воспитанников

  • Замечает позитивные изменения в развитии каждого воспитанника, способен оценивать его личностные достижения
  • Информирует родителей каждого воспитанника об успехах и достижениях
  • Применяет различные методы оценивания достижения воспитанников
  • Формирует предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования
  • Способен обеспечивать преемственность между дошкольным и начальным общим образованием

Проблема стабильного, но в тоже время недостаточно квалифицированного персонажа в дошкольных организациях сохраняется по сей день. Факторами, тормозящими развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования, являются:

  • Понижение социального престижа и привлекательности профессии;
  • Большое количество педагогов, не имеющих профильного образования;
  • Снижение количества молодых специалистов со стажем работы до 5 лет(однако с повышением заработной платы в последние годы наблюдается их приток);
  • Недостаточная поддержка творчески работающих педагогов и коллективов детских садов на муниципальном уровне;
  • Рост количества работников, достигших пенсионного возраста. Так, если в 2012 г. Их доля составляет 12,4%, то в 2013 г. Их доля достигла 13,6%.

Однако из наблюдений профессиональной деятельности последних прослеживаются определенный консерватизм и некоторое противостояние нововведениям. Это привело к ряду противоречий, существующих между:

  • Подходами к образовательной деятельности и необходимостью их перестройки;
  • Существующими методами, решающими узкие задачи обучения и необходимостью использования таких современных методов, как компьютерное моделирование, проектный, универсальные методы ТРИЗ и др.;
  • Подходами к оценке образовательных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования  и их реформе;
  • Накопленным опытом в развитии узкопрофессиональных умений и необходимостью формирования таких общепрофессиональных умений, как проективные;
  • Необходимостью изменить позицию воспитателя по отношению к детям.

Важно подчеркнуть, что цель Стандарта - обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Одним из его ключевых принципов является поддержка индивидуальности, разнообразия детства: с одной стороны, она задается Примерной основной образовательной программой, а с другой – образовательными программами различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

Профессионализм воспитателя как раз и представляет собой готовность работать в новых условиях, т.е. в условиях реализации новых образовательных программ, тем самым обеспечивая результативность освоения их детьми. Немаловажно убедить воспитателя в необходимости сохранения уникальности и самоценность детства, ориентировать его на индивидуальные и особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

Различия в физическом и психическом развитии детей столь велики, что наиболее реальными могут быть только индивидуальные программы, предполагающие индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника.

Построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции особенностей его развития – чрезвычайно сложная задача, к которой современный воспитатель должен быть хорошо подготовлен. Кроме того, он должен уметь определять «факторы риска» и с их учетом разрабатывать оптимальную систему развития.

Современное образование позволяет воспитателю ориентироваться на результаты мониторинга. Это позволяет оценить уровень развития ребенка и сравнить его с планируемыми результатами, при этом воспитатель должен еще дать самооценку эффективности педагогических воздействий и быть готовым по мере необходимости их скорректировать. Готовность педагога включает разнообразные виды умений:  аналитические, рефлексивные, гностические, конструктивные, коммуникативные, организационные и др. среди них особое место занимают проективные умения, так как во многом определяют успешность профессиональной деятельности. Они проявляются в модификации и поэтапной реализации поставленных задач посредством моделирования, проектирования, собственно конструирования и организации, приближая таким образом идею к конкретным педагогическим действиям.

Без сформированности этих умений невозможно овладение психодидактической технологией Стандарта,  предусматривающей развивающее  взаимодействие ребенка со взрослым, учитывающей при этом, что ребенок дошкольного возраста- человек играющий, и обучение  должно входить в жизнь ребенка через ворота детской игры. Данное положение подтверждается так же зарубежными исследованиями.


Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А закончить выступление хотелось бы словами В.А.Сухомлинского «как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих  Вам успехов!


Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А закончить выступление хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


Однако воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, детской группе, работе с родителями. Всегда ли мы умеем уловить настроение друг друга? Не просто хорошее или плохое, а малейшие его нюансы, выражения лица, вспыхнувшую и подавленную обиду, изменение интонации, улыбку?.. Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма является коммуникативная культура (компетентность).

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Слово «коммуникабельность», взятое из мира техники, означает способность находить пути к другому человеку, прокладывать те незримые провода, по которым устремляется душевное тепло.

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования предъявляются серьёзные требования к коммуникативной компетентности воспитателя. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения постоянно связана с общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками и др.

В Концепции дошкольного воспитания представлен портрет педагога, работающего с детьми. В нём отмечается важность воздействия взрослого на личность ребёнка. Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в образовательном процессе, его образ является для ребёнка языковым авторитетом.

Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально- психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса. Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики.

Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учётом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности.

Вопросы коммуникативной компетентности педагогов в системе дошкольного образования оправданно становятся в настоящее время объектом научных исследований. Учёные утверждают, что коммуникативная компетентность педагогов является универсальным средством развития личности ребёнка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения.

Критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью:

*быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёре;

*стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

*установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;

*уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;

*владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или передать её партнёру;

*большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

*умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

*высокий статус, популярность в том или ином коллективе;

*умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;

*способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Коммуникативная компетентность, непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребёнка с внешним миром, является показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного педагога.

Для профессиональной деятельности педагога характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. «Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим образом – вот в чем сложность», - считает Аристотель. Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Участник: Эмоции, чувства, переживания, настроение, стресс, страсть... Что за этим стоит? Мир эмоций и чувств пронизывает всю жизнь человека - отношения с окружающими, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагогического работника не исключение. Более того, для неё характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. Учёные-психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, психологического, соматического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества деятельности и жизни. О необходимости эмоционального воспитания писали Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн, подразумевая под этим овладение культурой проявления эмоций.

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагогического работника в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:

*распознавание и понимание собственных эмоций и чувств;

*управление своими эмоциями;

*распознавание и понимание чувств окружающих;

*управление чувствами других.

Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств. Высший уровень эмоциональной сознательности характеризуется тем, что человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст. Люди с большой эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, быстрее восстанавливают эмоциональный баланс.

Управление своими эмоциями. Человек, который сотрудничает с другими людьми (к педагогу это относится непосредственно), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Обучение этому длится долгие годы. Его важнейшая составляющая - реакция на собственные эмоции. Существует много способов адекватного выражения эмоций. Педагогу важно осваивать их и применять в жизни.

Распознавание и понимание чувств окружающих. Человек с высоким уровнем развития этой компетенции хорошо "читает" сигналы о чувствах окружающих и в состоянии изменить перспективу, увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать то, что чувствует он.

Управление чувствами других. Способность позитивно влиять на чувства других - компетенция высшего порядка. Для педагога такая компетенция особенно актуальна. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют в профессиональной жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях. Оказание педагогом конструктивного влияния на чувства воспитанников и коллег предполагает умение успокоить возбуждённого или злящегося человека, подбодрить боязливого, помочь им осознать свои чувства, пробудить интерес и поднять настроение.

Теория и практика показывают, что эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своём профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору. Уверенность и импровизация считаются самыми эффективными средствами в профилактике стресса. Осознавая свои и чужие эмоции, компетентный педагог принимает их и рассматривает как профессиональный ресурс, независимо от того, положительные это эмоции или отрицательные. Эмоционально компетентный педагог не способен распространять негативную информацию и "токсичные" эмоции, заражающие окружение, неблагоприятно влияя на психологический климат.

Эмоциональную компетентность можно развивать самостоятельно, если поставить перед собой такую задачу и последовательно её реализовывать. При этом следует обращать внимание на развитие совершенствование каждой компетенции.

Умение управлять эмоциями даёт возможность использовать энергию переживаний для организации конструктивного поведения и преодолевать отрицательные эмоциональные ситуации, тем самым способствует сохранению эмоционального равновесия.

Способность распознавать и понимать эмоции и чувства других людей зависит от уровня развития эмпатии - глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Уровень эмпатии у каждого человека свой. Понимать эмоции другого человека можно, "читая" невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные ориентиры эмоций, звучащие в речи партнёра по общению - интонации. Улавливая интонации собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за словами.

Умение управлять эмоциями других - способность лидера. Настоящий лидер управляет целой группой людей, направляет коллективные эмоции в нужное русло, создаёт атмосферу дружелюбия и умело нейтрализует негативное настроение. Будет ли общее дело развиваться - во многом зависит от того, насколько эффективно лидер выполняет свою основную эмоциональную задачу. Когда он пробуждает в людях позитивные эмоции, то раскрывает в них самые лучшие стороны, что способствует достижению успеха.

(Тренинг)

Повышение эмоциональной компетентности являться средством профилактики профессионального выгорания, так как одним из важнейших факторов риска, ведущих к выгоранию, являются отрицательные эмоции, испытываемые педагогом на работе.

Современный детский сад – это не только и ни сколько организация по присмотру и уходу за дошкольниками, все большую актуальность приобретает проблема повышения качества дошкольного образования. Впервые в российском образовании разрабатывается Профессиональный стандарт педагога. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Данный документ содержит профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, одна из которых ИКТ-компетенция.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором росли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий. ИКТ в работе современного воспитателя:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием.

Условия профессионального роста:

Чтение методической, педагогической литературы.

Посещение семинаров, конференций.

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

Изучение информационно-компьютерных технологий.

Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах.

Помещение своих разработок на сайтах интернета, и т.д.

Обобщение педагогического опыта.

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации (Согласно №273-ФЗ об образовании в РФ не реже чем раз в три года).

Я бы еще добавила участие в вебинарах, модульные курсы, а также дистанционные курсы повышения квалификации. Кстати, с 1 марта КГИРО начинает реализацию дополнительных программ повышения квалификации на дистанционном уровне. Первыми дистанционно осваивать содержание программ будут учителя информатики Калужской области. Дистанционное образование имеет ряд неоспоримых преимуществ: изучение материала в индивидуальном темпе; свобода и гибкость обучения; творчество; экономия времени и ресурсов и т.д.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А закончить выступление хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Литература:

Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж.Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.

Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014.

Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования".

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимос...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...

Статья "Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования"

В статье рассмотрены проблемы воспитания, развития ребенка в условиях взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определены основные проблемы, принципы в работе дошкольного обр...

«Взаимодействие с родителями воспитанников по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования».

Статья о взаимодействие с родителями воспитанников  по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования....

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...