Статья "Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования"
статья по теме

Целыковская Ирина Анатольевна

В статье рассмотрены проблемы воспитания, развития ребенка в условиях взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определены основные проблемы, принципы в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей. Представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Рассматривается один из важнейших вопросов временвзаимодействие социальныхобразовательных учреждений и семьи. Вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, повышение родительско - педагогической компетентности, обогащения воспитательного опыта родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внастоящеевремяактуальнойпроблемойявляетсявзаимодействиепедагоговдошкольногообразовательногоучреждениясродителями. Одним из важнейших этапов в жизни ребенка является дошкольное детство. В этот период важным считается правильная организация его пространства. Два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего это семья и детский сад, но очень часто им не хватает взаимопонимания, терпения, для того, чтобы понять друг друга. Решающим условием обновления системы дошкольного образования является установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи.

В результате проведенного группой ученых и практиков (А. В. Алексеева, Т. А. Даньярова, Е. В. Соловьева, Л. А. Пенькова, Т. Н. Львова, С. И. Мусиенко, Г. В. Крысанова, О. Г. Заводчикова и другие) специального изучения, был составлен портрет родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения. Возраст таких родителей сегодня колеблется от 18 до 55 лет, а преобладают родители в возрасте от 23 до 35 лет. Воспитанники дошкольных учреждений в основном живут в полных, но однодетных семьях. А семей имеющих двоих детей всего лишь 27%. Большинство родителей 78% самостоятельно воспитывают своих детей, не прибегая к помощи бабушек и дедушек [2, с. 109].

Все чаще на докладах в ЮНЕСКО говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс. Страны, где были приняты жесткие государственные системы образования, меняют свою законодательную политику, отдавая семье образовательные приоритеты (Конституция РФ, с. 38). В России и во всех странах Европы, исследователи отмечают кризис семейных отношений, кризис традиционной семьи как таковой.

Понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие» определяется новизна этих отношений. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса. Социальное партнерство- деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов – определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанноговоздействия двух сторон в интересах развития ребенка. Вовлеченность родителей в образовательный процесс.

Как показывает анализ теоретических исследований и практики, семья в нашем времени нуждается в разнообразных знанияхпедагогических, психологических, социальных, медицинских, юридических, экономических, сексологических. Но на сегодняшний день не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Большинство доверяют своему опыту, опираясь на опыт своих родителей. Часто при возникновении в семье задач, которых не было в их родительской семье приводит к дисгармонии в семьеСемьи не могут справиться с проблемой, при этом возникает ощущение несостоятельности.

Так же, еще одной проблемой, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей – «угасание родительской инициативы». Она выражается в склонности перепоручать воспитание своего ребенка «третьим лицам», вопросы педагогикинаходятся вне сферы интересов родителей. И как привлечь родителей, как заинтересовать-это забота специалистов, работающих в образовательныхучреждениях с детьми и их семьями [2, с. 6].

Следующей вызывающей тревогу проблемой, является то, насколько педагогивовремя информированы о семье поступившего ребенка, какими сведениями они владеют и готовы ли сами к сотрудничеству с семьей? Все это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель» и предусматривает работу в этом направлении педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. [2, с. 118].

Потребности и мотивы в обучении у педагогов и родителей разные. Им необходим подход, в котором отражалось бы понимание жизненных и возрастных задач, а так же владение принципами работы со взрослыми. Принципами являются: обеспечение свободы мнений, отказ от критики участников процесса обучения, удовлетворение познавательного интереса, уважение плюрализма жизненных позиций.

Мы убеждены в том, что оказание квалифицированной помощи семье невозможно без знания как современного, так и предыдущего опыта семейного и дошкольного воспитания, без психолого-педагогических исследований[4, с. 89].

Для нашего исследования важны научные данные, полученные в Центре медико-психолого-социального сопровождения, Выборгского района Санкт-Петербурга на базе дошкольного отделения разработан проект «Школа успешного родителя», предполагающий оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и образования детей [1, с. 18]. Исследование показало, что можно выделить следующие основные направления в работе детского сада с семьей: информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установлениепервичных контактов с семьей, организационно-просветительская работа (контактные и бесконтактные формы работы, досуговая работа (совместная деятельность) [4, с. 92].

В заключение отметим, что взаимодействие редко возникает сразу между родителями и детским садом. Это очень долгий и длительный процесс и кропотливый труд, но необходимо помнить, что семья и детский сад по своему передают ребенку социальный опыт. Но положительные результаты достигаются только при совместном сотрудничестве и дополнения друг друга, на основе глубокого анализа существующих проблем, и разработки стратегии их преодоления.

«Литература»

1. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования / Н. В. Соснина, Е. М. Старобина – Санкт-Петербург, Человек и образование, №4(25,2010.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошколобразоват. учреждений и родителей /Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. -191с.

3. Вместе с семьей: сб. / сост. Н. Н. Серова. – СПб.: СПбГУПМ, 1998.-78с.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, косультации, мониторинг. –М.: Политиздат, 1990.-496с.

5. Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»-М.:Проспект, 2014. -77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования".

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимос...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...

Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...

«Взаимодействие с родителями воспитанников по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования».

Статья о взаимодействие с родителями воспитанников  по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования....

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...

«Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС дошкольного образования»

Методическая разработка по взаимодействию с семьями воспитанников...