«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа) на тему

    «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

 

Дошкольный возраст – неэто  начальный  этап  становления  личности  человека. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить,  что   рядом  с  ним находятся живые существа, к которым относится и человек. Человеку нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, они  как  необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами.  Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе, под влиянием взрослого,  ребенок  обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируется различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Уже к трем годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте трех - четырех лет ребенок много играет, он любит подражать другим; поэтому в данное время, особенно большое значение для развития приобретает пример старших. Четыре – пять лет ребенок начинает подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливости, общительности, чувства красоты. В шесть – семь лет у детей зарождается чувство любви к родине, ее природе, истории. Они с охотой слушают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко ценить авторитет старших: их речь, рождает уважение к ним, доверие и подражание. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей. Впечатления и  переживание  детей   в  дошкольном  возрасте могут оказать сильное влияние на их отношение к окружающей среде. Дети знакомятся с явлениями окружающего их мира, со средой своего дома, детского сада, узнают о домашних животных   их  образе   жизни,  некоторых диких животных  их повадках, затем у детей постепенно формируется понимание самых простых связей между наблюдаемыми явлениями природы, сменой времен года. Семья занимает важное место в экологическом воспитании   ребенка. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье  и  в  детском  саду. Очень важен и общий распорядок жизни. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием условия развития ребенка. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом в «Программе воспитания в детском саду». Она выдвигает две важных задачи:

  1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
  2. Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у детей  ряд    конкретных и обобщенных представлений   о явлениях живой и неживой природы, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс- в повседневной жизни и на занятиях.

                   Реализация цели идет через решение следующих задач:

- уточнение и углубление знаний о растениях, животных природных явлениях;

- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;

- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

- формирование привычки рационально использовать воду;

- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

 Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает у детей   речь,  память, мышление и способствует всестороннему развитию ребенка. В воспитании экологическое культуры большую роль играет сенсорное воспитание.  Воспитатель  используя  различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запахи  и другие особенности природы. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате – уголки природы, комната природы, зимний сад, огород дающие возможность постоянного общение с природой. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу и разработать экологический маршрут. Организовать экологическую тропу таким образом, чтобы можно было познакомить детей с разными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами; провести наблюдения, организовать игру. В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. В уголке рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости. В этом возрасте по-прежнему игра остается основной деятельностью детей. В этой деятельности объективно сочетаются  два  важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды. Используемые подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Цыплята и ястреб», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Лес, болото, озеро», оказывают благоприятное влияние на их всестороннее развитие. Используя в свободной деятельности дидактические  игры с правилами, имеющие готовое содержание дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Подводят к умению обобщать и классифицировать. Дети подготовительной группы определяют оттенки цветов, листьев, овощей, фруктов, выделяют отдельные части растений, группируют по месту произрастания и другим признакам. Игры: «Детки в клетке», «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок», «Кода это бывает». Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению. Наблюдение – это результат осмысленного восприятия  в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка.  Системное использование наблюдений в ознакомление с природой приучает детей  подмечать ее особенности, и приводят к развитию наблюдательности.  

                    «Поздний листопад – к сухой и долгой зиме»

                     «Зима морозная – лето жаркое»

                      « Дым кверху – к морозу»

Труд детей в подготовительной группе в природе: его организация и экологический подход, это процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания растения и животные, за которыми осуществляется уход.  Осенью привлекается дети к сбору семян, пересадки цветущих растений из грунта в уголок природы, сбор листьев для групповых букетов. Зимой сгребают снег к стволам деревьев, выращивают зеленый корм, делают снежные поделки, кормят птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями. Весной дети участвуют в посеве семян, пересадки рассады. В уголке природы дети выполняют обязанности дежурных. Особое внимание воспитатель уделяет на то, что жизнь животного и растений зависит от того, как человек правильно осуществляет уход за ними. В организованной в группе мини лаборатории широко используется экспериментирование. Экспериментирование – дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания. В созданной мини лаборатории, дети могут  проводить эксперименты самостоятельно или под руководством воспитателя, они  должны быть  доступны детям, не требовали сложного оборудования и совершенно безопасны. Задавая вопросы, на которые дети сами должны находить  ответы «Что будет, если забудем полить растение?», «Что произойдет, если в аквариуме не будет воды?». В группе ставили срезанные ветки с деревьев и наблюдали, через какое время они распустятся и оживут. Продолжая расширять знания детей о природных ресурсах.  Формируем у детей   привычку разумно использовать воду, почву, бумагу, объясняем, что чисто там,   где  мусор  не бросают, а не там, где его убирают. Используя отходы бытовой деятельности для изготовления различных поделок (гномики их баночки йогурта, совочек сделанный  из  бутылки, паровозик из спичечных коробков и многое другое), закрепление знания о свойствах природных материалов (песок глина, камень, кожа, дерево и другие). В процессе экспериментирования у детей развивается память, внимание, мышление, воображение. Задача воспитателя – это углублять и систематизировать представление детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширять знания о природе, подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и живой мир является необходимым звеном в цепочки биосистемы на земле; дать представления о простой пищевой цепи; (трава, стрелка, травоядное, стрелка хищники). Все цепочки начинаются с зеленых растений, роль которых очень велика.  

Природа для нас – кладовая солнца

С великими сокровищами …

И охранять природу – значит охранять Родину.

                                                                        (М.М. Сухомлинский ).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

    «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – неэто  начальный  этап  становления  личности  человека. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить,  что   рядом  с  ним находятся живые существа, к которым относится и человек. Человеку нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, они  как  необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами.  Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе, под влиянием взрослого,  ребенок  обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируется различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Уже к трем годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте трех - четырех лет ребенок много играет, он любит подражать другим; поэтому в данное время, особенно большое значение для развития приобретает пример старших. Четыре – пять лет ребенок начинает подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливости, общительности, чувства красоты. В шесть – семь лет у детей зарождается чувство любви к родине, ее природе, истории. Они с охотой слушают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко ценить авторитет старших: их речь, рождает уважение к ним, доверие и подражание. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей. Впечатления и  переживание  детей   в  дошкольном  возрасте могут оказать сильное влияние на их отношение к окружающей среде. Дети знакомятся с явлениями окружающего их мира, со средой своего дома, детского сада, узнают о домашних животных   их  образе   жизни,  некоторых диких животных  их повадках, затем у детей постепенно формируется понимание самых простых связей между наблюдаемыми явлениями природы, сменой времен года. Семья занимает важное место в экологическом воспитании   ребенка. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье  и  в  детском  саду. Очень важен и общий распорядок жизни. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием условия развития ребенка. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом в «Программе воспитания в детском саду». Она выдвигает две важных задачи:

  1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
  2. Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у детей  ряд    конкретных и обобщенных представлений   о явлениях живой и неживой природы, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс- в повседневной жизни и на занятиях.

                   Реализация цели идет через решение следующих задач:

- уточнение и углубление знаний о растениях, животных природных явлениях;

- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;

- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

- формирование привычки рационально использовать воду;

- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

 Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает у детей   речь,  память, мышление и способствует всестороннему развитию ребенка. В воспитании экологическое культуры большую роль играет сенсорное воспитание.  Воспитатель  используя  различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запахи  и другие особенности природы. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате – уголки природы, комната природы, зимний сад, огород дающие возможность постоянного общение с природой. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу и разработать экологический маршрут. Организовать экологическую тропу таким образом, чтобы можно было познакомить детей с разными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами; провести наблюдения, организовать игру. В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. В уголке рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости. В этом возрасте по-прежнему игра остается основной деятельностью детей. В этой деятельности объективно сочетаются  два  важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды. Используемые подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Цыплята и ястреб», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Лес, болото, озеро», оказывают благоприятное влияние на их всестороннее развитие. Используя в свободной деятельности дидактические  игры с правилами, имеющие готовое содержание дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Подводят к умению обобщать и классифицировать. Дети подготовительной группы определяют оттенки цветов, листьев, овощей, фруктов, выделяют отдельные части растений, группируют по месту произрастания и другим признакам. Игры: «Детки в клетке», «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок», «Кода это бывает». Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению. Наблюдение – это результат осмысленного восприятия  в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка.  Системное использование наблюдений в ознакомление с природой приучает детей  подмечать ее особенности, и приводят к развитию наблюдательности.  

                    «Поздний листопад – к сухой и долгой зиме»

                     «Зима морозная – лето жаркое»

                      « Дым кверху – к морозу»

Труд детей в подготовительной группе в природе: его организация и экологический подход, это процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания растения и животные, за которыми осуществляется уход.  Осенью привлекается дети к сбору семян, пересадки цветущих растений из грунта в уголок природы, сбор листьев для групповых букетов. Зимой сгребают снег к стволам деревьев, выращивают зеленый корм, делают снежные поделки, кормят птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями. Весной дети участвуют в посеве семян, пересадки рассады. В уголке природы дети выполняют обязанности дежурных. Особое внимание воспитатель уделяет на то, что жизнь животного и растений зависит от того, как человек правильно осуществляет уход за ними. В организованной в группе мини лаборатории широко используется экспериментирование. Экспериментирование – дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания. В созданной мини лаборатории, дети могут  проводить эксперименты самостоятельно или под руководством воспитателя, они  должны быть  доступны детям, не требовали сложного оборудования и совершенно безопасны. Задавая вопросы, на которые дети сами должны находить  ответы «Что будет, если забудем полить растение?», «Что произойдет, если в аквариуме не будет воды?». В группе ставили срезанные ветки с деревьев и наблюдали, через какое время они распустятся и оживут. Продолжая расширять знания детей о природных ресурсах.  Формируем у детей   привычку разумно использовать воду, почву, бумагу, объясняем, что чисто там,   где  мусор  не бросают, а не там, где его убирают. Используя отходы бытовой деятельности для изготовления различных поделок (гномики их баночки йогурта, совочек сделанный  из  бутылки, паровозик из спичечных коробков и многое другое), закрепление знания о свойствах природных материалов (песок глина, камень, кожа, дерево и другие). В процессе экспериментирования у детей развивается память, внимание, мышление, воображение. Задача воспитателя – это углублять и систематизировать представление детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширять знания о природе, подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и живой мир является необходимым звеном в цепочки биосистемы на земле; дать представления о простой пищевой цепи; (трава, стрелка, травоядное, стрелка хищники). Все цепочки начинаются с зеленых растений, роль которых очень велика.  

Природа для нас – кладовая солнца

С великими сокровищами …

И охранять природу – значит охранять Родину.

                                                                        (М.М. Сухомлинский ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...