Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_russkogo_byta.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: Знакомство детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

Задачи:

  • учить понимать смысл русских традиций;

-развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;

-воспитывать интерес к истории своего народа;

  • Формировать любви и бережного отношения к предметам старины.

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия. Воспитатель с детьми приветствуют гостей. Одевает шаль, приглашает детей в русскую избу.

В- ль: Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Звучит русская народная песня.

Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами.

В-ль: А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

Дети отгадывают загадку. Воспитатель рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее.

Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена»

  • А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

В-ль предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)

  • Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

В-ль предлагает детям отгадать загадку:

«Верчусь по горнице сработаю моею

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»

(веретено)

Дети отгадывают загадку, воспитатель рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу.

  • А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, а каких мы сейчас узнаем когда загадки отгадаем. Давайте вставайте, помогите убрать лавки, да в круг становитесь. У меня есть волшебный бубен, и я знаю волшебные слова, а слова такие:

Ты катись весёлый бубен Быстро, быстро по рукам У кого весёлый бубен,

Тот словечко скажет нам.

Сейчас я вам дам бубен, пока я буду говорить волшебные слова, вы его передаёте друг другу, но как только слова закончатся, и у кого бубен будет в руках, тому я загадываю загадку и он скажет нам отгадку. А мы с вами ребята найдём эту отгадку в избе.

  • Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

  • Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает.        (Веник)

  • В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер. (Лапоть)
  • То назад-то вперед ходит-бродит пароход Остановишь - горе! Продырявит море. (Утюг)
  • Таять может, а не лед
  • Не фонарь, а свет дает, (свеча)
  • У бабушки сейф
  • Он давно уж не новый,
  • К тому же совсем не стальной
  • А дубовый.
  • Он скромно стоит у нее в уголочке.
  • В нем бабушка держит халаты, носочки,
  • Отрезы на платье, немножечко пряжи,
  • Пуховый платочек и пенсию даже.
  • Но только не дверца, а крышка на нем
  • Тяжелая очень с висячим замком.(сундук)
  • Хоть оно и ново, но в мелких дырочках все дно.(решето)
  • До обеда сгоряча
  • Поработает с плеча-
  • Ив итоге , будь здоров,
  • Наломает столько дров.(топор)
  • Ящик на коленях пляшет-
  • То поет, то громко плачет.(гармонь)
  • Черный конь прыгает в огонь.(кочерга)

Хозяюшка хвалит детей.

  • В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.
  • Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти. А еще стряпали всякие вкусности: пряники, булочки, пироги.

А я вам предлагаю сделать крендельки к чаю.

В это время помощники выкладывают на стол тесто, досточки и лист для крендельков.

(Звучит легкая Русская народная песня)

-Ребята, перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Сейчас мы с вами раскатаем крендельки (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют не сложную работу.

Когда крендельки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь, где уже стоит лист с готовыми крендельками.

- А пока наши крендельки пекутся мы узнаем много интересного о русской печи.Воспитатель рассказывает про русскую печь. «В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Печь использовали вместо бани. Залезал прямо в нее, там парились и мылись! Она всегда стояла в центре дома». «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка - печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка - печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, Я знаю много сказок, где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Еуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)А пока наши крендельки пекутся ,я предлагаю вам поиграть в одну старую русскую игру.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина». (Играющие встают в круг, в середине водящий - Арина.

Ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной).

Из печи достаются готовые крендельки, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и угощаются сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии в мини-музе "Русская изба"

Одной из приоритетных задач работы  детского сада является  расширение и систематизация знаний в области русской культуры и быта. Так как в наши дни, дети  получают м...

Конспект «Экскурсия в мини – музей народного быта»

Сформировать у детей «образ музея – русской избы»; познакомить  со старинными предметами народного быта и их назначением; развивать связную речь; воспитывать нравственно-духовно...

Конспект экскурсии по музейной педагогике, направление «Транспорт» Средняя группа

Тема: «Транспорт спешит на  помощь»Цель экскурсии: создать условия для  обогащения представлений детей о мире транспорта, путем пополнение интерактивной среды мини-музея...

Экскурсия в музей "История русского быта"

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект экскурсии - презентации музейного экспоната "Шкатулка для рукоделия"

Данный конспект экскурсии  направлен на формирование  познавательных интересов дошкольников; расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности....