Система работы ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.
методическая разработка на тему

Антипова Анна Михайловна

В работе представлены мероприятия, проводимые в ГБОУ СОШ №684 "Берегиня" для реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_antipovoy_a._m.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга является организацией, в которой осуществляется образовательная деятельность на уровне дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительное образование детей. Структурная особенность нашей образовательной организации обуславливает необходимость максимальной реализации принципа преемственности, обозначенного во ФГОС ДО как одного из основополагающих, во всем педагогическом пространстве.

Энциклопедический словарь определяет преемственность как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В педагогике под преемственностью понимают последовательный переход от одного уровня образования к другому, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Таким образом, цель нашей работы в рамках осуществления преемственности – обеспечить физиологическое и психологическое благополучие ребенка на этапе перехода от дошкольного уровня к начальному общему уровню образования, обеспечивающее максимальное развитие его личностного потенциала с учетом опоры на предыдущий опыт.

Перед нами поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию каждого ребенка как основе его готовности к школьному обучению;
  2. Формировать положительную самооценку ребенка, способствовать проявлению у него инициативности и самостоятельности в различных сферах деятельности;
  3. Формировать положительную мотивацию ребенка к обучению в школе;
  4. Организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса (сотрудников отделений дошкольного и начального общего образования детей, воспитанников и их родителей) с целью выработки индивидуальной траектории развития каждого ребенка, способствующей его успешной адаптации к школьному обучению.

Для достижения данных целей и задач в ГБОУ СОШ «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга традиционно проводятся следующие мероприятия:

1.        Мероприятия, проводимые с детьми:

- совместная деятельность воспитанников старших групп с будущим учителем в рамках курса «Школа будущего первоклассника»;

- экскурсия для воспитанников старших групп в школу в рамках «Дня будущих первоклассников»;

- совместные спортивные соревнования воспитанников старших групп и учеников 1-х классов: «Русские богатыри», «Футбол», «Осенние старты»;

- совместное отмечание традиционных праздников воспитанниками детского сада и учениками начальных классов: «Здравствуй, Берегиня», «Конкурс карнавальных костюмов», «Масленица», «День космонавтики», «Встречаем лето», «Международный день друзей»;  

- совместные творческие мастерские для воспитанников старших групп и учеников начальных классов;

- создание долгосрочных проектов на одну тему с изменением содержания на разных уровнях образования (например, проекты на общую тему «Мой Петербург», «Толерантность», «Здоровый образ жизни», «Мое домашнее животное»);

- спектакли школьной театральной студии «Берегиня», показываемые учениками начальных классов для воспитанников детского сада;

- участие дошкольников в общественно-культурных мероприятиях школы, например, в концертах, посвященных дню снятия блокады Ленинграда и дню Победы;

- акция, организуемая с учениками 1-х классов «Подари игрушку ребенку»;

- совместные выставки творческих работ воспитанников детского сада и учеников начальных классов;

- создание собственного портфолио каждым ребенком по единой для ОДОД и НООД схеме.          

      2. Мероприятия, проводимые с родителями будущих первоклассников:

- система доступного информирования родителей: информационные стенды в родительских уголках групп, сайт организации, группы «В контакте»;

- консультации всех специалистов дошкольного и начального общего отделений по вопросам, интересующим родителей;

- индивидуальные консультации с психологом по поводу готовности к школьному обучению;

- круглые столы, мастер-классы и родительские собрания, объединенные темой «Мы – родители будущих первоклассников»;

- дни открытых дверей в школе;

- экскурсия по школе и знакомство с будущими учителями в рамках «Дня будущего первоклассника»;

- участие родителей в органах родительского самоуправления;

- участие родителей в создании предметно-развивающей среды;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников и народных гуляний;

- участие родителей в совместных спортивных мероприятиях;

- посещение родителями непосредственной образовательной деятельности в рамках недель открытых уроков и занятий.

      3. Мероприятия, проводимые совместно с педагогами дошкольного и начального общего уровней образования:

- педагогические консилиумы с целью выявления существующего уровня развития каждого ребенка и выработки индивидуальной траектории его развития;

- ознакомление учителя первого класса с особенностями каждого ребенка при переходе детей в школу через обсуждение их портфолио с педагогами ОДОД;

- взаимное обучение педагогов в рамках недели педмастерства с целью повышения компетентности по вопросам преемственности;

- методические совещания, круглые столы с целью выработки единых форм и методов работы с детьми.

В адаптационный период с учениками 1-х классов проводится мониторинг, позволяющий определить степень их эмоционального, социального и физического благополучия. Данные, полученные при помощи мониторинга, используются при составлении индивидуального образовательного маршрута учащегося, а также помогают определить эффективность созданной в нашей образовательной организации системы работы по реализации принципа преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...