Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования»
материал

Данилов Евгений Юрьевич

Предварительный просмотр:

Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования.

Педагог-психолог: Данилов Е.Ю. 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвивым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Что же такое преемственность?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки, а тем, умеет ли ребёнок читать, считать и т. д.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Мы не даём детям информацию в готовом виде, так как ребёнок не пассивный слушатель, а именно признаём активность ребёнка, сотрудничество воспитателя и ребёнка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущая цель подготовки к школе формирует у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребёнка.

При этом обеспечиваем сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. В своей работе формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, даём им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребёнком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников расширяет соответствующие представления воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, желание учиться.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребёнок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является чёткое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• Воспитание нравственного человека;

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени :

• Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения;

• Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

• Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

Основные задачи сотрудничества МАОУ «Гимназия г.Троицка»  (дошкольное отделение:

• Устанавливаем и стремимся к единству взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой;

• Вырабатываем общие цели и воспитательные задачи путём достижения намеченных результатов;

• Создаём условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно – образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• Всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей в течение всего года;

• Оказываем психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;

• Формируем в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

Новым подходом в образовательной программе стала реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет нам интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, двигательной, познавательно – исследовательской и других, что способствует формированию у ребёнка целостной картины мира с учётом возрастных особенностей, повышает качество освоения программного материала. Внедряем данный принцип, расширяем свои возможности, активно используем при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формирует умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно – исследовательской деятельности, что позволяет искать способы их решения.

Учитываем ведущий вид мышления дошкольников – наглядно – действенное, наглядно – образное – одним из ведущих методов, используемых нами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково – символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Мы думаем, что всё это помогает ребёнку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формируем у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, устанавливаем умения и причинно – следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования становится развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства её осуществления, добиваться получения результата.

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволяет нам обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.

Работу по преемственности детского сада со школой мы осуществляем по трё м основным направлениям:

• Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

• Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с детьми:

• Экскурсии в школу;

• Посещение школьного музея, библиотеки;

• Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• Выставки рисунков и поделок;

• Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• Участие в театрализованной деятельности;

• Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• Семинары, мастер – классы;

• Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• Педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• Консультации с педагогами ДОУ и школы;

• Встречи родителей с будущими учителями;

• Дни открытых дверей;

• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе;

• Семейные вечера, тематические досуги;

• Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов).

Ожидаемые результаты.

Для результата реализации программы сотрудничества мы создаём комфортную преемственность предметно – развивающей образовательной среды :

• Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим

работникам.

Интегративные качества ребёнка – дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

• Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества…;

• Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…;

• Эмоционально отзывчивый…;

• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками…;

• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия…;

• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…;

• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…;

• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции…;

• Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Литература:

1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008г. ;

2. Д. Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971г. -№ 4.

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Содержание образования в двенадцатилетней школе. – М., 2000.

4. В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова «Дошкольное образование как ступень системы общего образования : Научная концепция

/ М., 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия г. Троицка» Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования в рамках перехода на новые стандарты Педагог-психолог: Данилов Е.Ю.

Слайд 2

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком ». Л.С.Выготский Преемственность - последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки, а тем, умеет ли ребёнок читать, считать и т. д..

Слайд 3

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: Воспитание нравственного человека ; Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ; Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, физическое, психическое развитие детей .

Слайд 4

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: На дошкольной ступени: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения; Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Слайд 5

Основные задачи сотрудничества: Устанавливаем и стремимся к единству взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой; Вырабатываем общие цели и воспитательные задачи путём достижения намеченных результатов; Создаём условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно – образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; Всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей в течение всего года; Оказываем психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу; Формируем в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

Слайд 6

Работу по преемственности детского сада со школой мы осуществляем по трём основным направлениям: Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы ); Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Слайд 7

Формы осуществления преемственности : 1.Работа с детьми: Экскурсии в школу; Посещение школьного музея, библиотеки; Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; Выставки рисунков и поделок; Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); Участие в театрализованной деятельности; Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами школы).

Слайд 8

2.Взаимодействие педагогов : Семинары, мастер – классы; Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; Проведение диагностики по определению готовности детей к школе; Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; Педагогические и психологические наблюдения.

Слайд 9

3.Сотрудничество с родителями: Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; Родительские конференции, вечера вопросов и ответов; Консультации с педагогами ДОУ и школы; Встречи родителей с будущими учителями; Дни открытых дверей; Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе; Семейные вечера, тематические досуги; Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов).

Слайд 10

Ожидаемые результаты. Для результата реализации программы сотрудничества мы создаём комфортную преемственность предметно – развивающей образовательной среды: Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам ( в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам .

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

Система работы ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

В работе представлены мероприятия, проводимые в ГБОУ СОШ №684 "Берегиня" для реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования....

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

Реализация программы "Предшкола нового поколения" ( раздел "Развитие сенсорных эталонов и ЭМП") в решении вопросов преемственности дошкольного и начального образования.

Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения математики, использование программы, реализующей ориентиры непрерывного образова...