Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"
статья по теме

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и расширение имеющегося объёма знаний. В ситуации дошкольного и начального общего образования это приводит к возникновению перегрузок у детей, чью учебную деятельность непрерывно «расширяют и обогащают» за счет новых знаний. В результате мы зачастую выпускаем в жизнь дошкольников, «напичканных» самой разнообразной информацией, но неспособных применить свои знания, умения, навыки в практических, жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС

(статья, IV Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления» 5-6.11.2015 года г. Кемерово)

        И.В. Викторова,

г. Юрга, Кемеровская обл.

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и расширение имеющегося объёма знаний. В ситуации дошкольного и начального общего образования это приводит к возникновению перегрузок у детей, чью учебную деятельность непрерывно «расширяют и обогащают» за счет новых знаний.

В результате мы зачастую выпускаем в жизнь дошкольников, «напичканных» самой разнообразной информацией, но неспособных применить свои знания, умения, навыки в практических, жизненных ситуациях.

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2013г. впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, в связи с этим преемственность между дошкольным и начальным образованием выполняет «роль» связующего механизма между стадиями развития детей. 

В условиях модернизации и работы в инновационном режиме развития важно создать условия для разностороннего развития ребёнка, открывающие возможности для позитивной социализации, личностного развития, инициативы и творческих способностей. 

Таким образом, преемственность — это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения детей. Получив новый статус в системе непрерывного общего образования, дошкольному образованию потребовались такие же Стандарты, как и для других ступеней образования, то есть с требованиями к структуре ООП ДО, к условиям ее реализации и результатам ее освоения с одним принципиальным ограничением – целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностике (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения достижениями детей.

Введение ФГОС ДО и реализация ФГОС начального образования станет важным этапом в преемственности ДОУ и ОО, а их успешной реализации будут способствовать создаваемые образовательные комплексы, в которых преемственность между дошкольным и школьным образованием рассматривается как один из основных факторов эффективного воспитания и обучения ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания в соответствии с требованиями ФГОС.

Вопрос преемственности для нашего педагогического коллектива актуален. Поэтому, мы, решили принять участие в конференции, а именно в обсуждении вопроса «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и  реализации ФГОС».

Педагогический коллектив Центра развития ребёнка накопил огромный опыт по преемственности опорного детского сада в рамках работы Центра непрерывного образования «Детский сад – школа - ВУЗ». При создании координационного совета «ЦРР ДС №18 «Теремок» и МАОУ «Гимназия г. Юрги», были учтены все аспекты преемственности и категории педагогических работников, участвующих в его осуществлении, так как преемственность – это двусторонний образовательный процесс. С одной стороны, первая ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, а главное - сохраняет «радость детства», с другой, Гимназия, как преемник, подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Чтобы быть компетентными в организации работы по преемственности, мы определили приоритеты каждой ступени образования и обозначили основные аспекты: согласованность целей дошкольного и начального школьного образования; последовательность содержания образовательного процесса; взаимодействие детей и взрослых. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии, как: деятельностный подход, проблемно-диалогический метод, метод проектов, современные образовательные технологии и методики, компьютерные и мультимедийные технологии и технология Портфолио.

Наш опыт работы стал центром распространения лучших практик дошкольного образования в городе по проблеме преемственности детского сада - Гимназии и по итогам 2013-2014 г.г. МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» внесено в национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Программа преемственности включает в себя: заключение договора по сотрудничеству с МАОУ «Гимназия города Юрги»; составление плана взаимодействия специалистов и воспитателей Центра, учителей Гимназии и родителей (законных представителей); обучение педагогов на семинарах – практикумах, обмен опытом работы (круглый стол, мастер – классы, взаимопосещения). Во взаимодействии используются следующие формы работы, как: круглый стол; консультационный пункт для родителей; консультации учителей Гимназии для педагогов дошкольных образовательных учреждений; взаимопосещения непрерывной непосредственной образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в Гимназии, с последующим их обсуждением и рекомендациями; разработка индивидуальных рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам; экскурсии в «Гимназию города Юрги». Организуются совместные мероприятия: по познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. За годы сотрудничества воспитателями и специалистами Центра развития ребёнка посещены все виды уроков, а учителями Гимназии образовательные ситуации по всем образовательным областям, где педагоги отслеживали преемственность технологии обучения и развития детей.

                Результаты мониторинга показывают, что: у выпускников Центра  сформирована мотивация к обучению; эмоциональная готовность к обучению в школе; умение действовать как самостоятельно, так и сообща (работа в группах, парах); развита любознательность, творческая активность и восприимчивость к окружающему миру, активность и  инициативность в социуме. Педагоги дошкольных образовательных учреждений и педагоги Гимназии города Юрги объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

По определению Д.Б. Эльконина, психолога, автора оригинального направления в детской и педагогической психологии, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «Детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые выстраиваются педагогически грамотной развивающей предметно-пространственной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Должникова, Р.А., Федосимов, Г. М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе [Текст]: пособие / Р.А Должникова, Федосимов Г. М, – М.: Школьная Пресса, 2012. – 128с.
  2. Сидорова, А. А., Лесина, О. М Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов / А. А Сидорова, О. М Лесина
  3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного и начального общего образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...