Доклад "Инклюзивное образование в ДОУ комбинированного вида"
материал по коррекционной педагогике по теме

Смирнова Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ комбинированного вида

Я работаю в педагогической деятельности с 2012 года. В нашем детском саду с проблемой инклюзивного образования столкнулась впервые. На сегодняшний день в моей группе два инклюзивных ребенка. Как выяснилось, педагоги не совсем готовы к решению данной проблемы, так как ранее не сталкивались с подобной ситуацией. Меня как воспитателя эта проблема заинтересовала, и я решила искать пути ее решения. Главной целью является комфортное пребывание детей с ОВЗ с остальными детьми в одном коллективе. Пообщавшись с коллегами из других городов, почитав специальную литературу, я поняла, что на сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Для решения этой проблемы необходимо создать инклюзивную группу. Ее основной целью должно являться социализация и интеграция в широком аспекте понимания детей с ОВЗ в обществе.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте ре-альных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения. Однако, инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание основ коррекционной педагогики специальной психологии, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.

Инклюзивное образование, помимо решения сугубо образовательных задач, в значительной мере способствует улучшению качества жизни людей.

Поддерживая культуру инклюзивного образования, реализуя инклюзивную практику, образовательное учреждение действует в инновационном режиме.

При этом одной из основных становится задача создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов.

На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

Программа инклюзивного образования должна строиться с учетом следующих принципов:

Принцип индивидуального подхода - выбор наиболее оптимальных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Реализуя этот принцип, специалистами инклюзивной группы разрабатываются индивидуальные планы развития каждого воспитанника.

Принцип понимания инвалидности - концепция равных прав и равных возможностей для всех членов общества. Это означает, что ребенок с особыми образовательными потребностями имеет возможность обучаться среди нормально развивающихся сверстников. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и у других формируется определенная степень социальной зрелости и понимания факта, что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников – создание оптимальных условий для взаимодействия всех воспитанников группы и их родителей.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей – установка доверительных отношений с родителями ребенка. Оказание им поддержки, консультирование по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Основа учебного процесса – собственная учебная деятельность воспитанника, и чтобы она была успешной, необходимо развивать: мышление, воображение, рефлексию, понимание, осмысление, способность к коммуникации и самоорганизации действий и деятельностей. Мыследеятельностная педагогика представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у дошкольников этих мыслительных способностей. Под мыследеятельностью следует понимать комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности.

Также необходимо использовать проблемный метод обучения. Педагог ставит перед детьми определенную проблему, воспитанники совместными усилиями стараются совместными усилиями найти пути ее решения. Данный метод не только развивает мыслительные способности детей, но и способствует сплочению детского коллектива.

Три раза в год должен проводиться мониторинг освоения индивидуальной образовательной программы ребенком. Если воспитанник не усваивает программный материал, для него надо разработать новую индивидуальную программу или откорректировать предыдущую.

Специалистам, для повышения своего профессионального мастерства, обязательно пройти курсы повышения квалификации. Необходимо, на мой взгляд, изучить различные программы и технологии работы с детьми с ОВЗ, чтобы создать индивидуальную программу развития ребенка.

Я считаю, что если подобная работа будет проделана, то социализация пройдет успешно.

Каждый ребенок особенный, это бесспорно. Но все так мы не можем называть «особенными» детей, которые во многом ограничены. И моя задача, как педагога создать максимально комфортные условия для таких детей, чтобы они не чувствовали разграничения со своими сверстниками.

Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставлять дома, стоящими у окна и наблюдающими за сверстниками.

Вместе мы сила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

Инклюзивное образование в ДОУ комбинированного вида

Некоторые преимущества дошкольных учреждений комбинированного вида в осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования в отечественную систему образования....

Опыт осуществления инклюзивного образования в ДОУ комбинированного вида №35 "Ёлочка"

Инклюзивное образованиеПонятие инклюзивного образования введено в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно закону под инклюзивным образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год срок реализации 1 год Группа № -4 (подготовительная)

Целевые ориентиры освоения обучающимися группы образовательнойпрограммыРебенок:- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятел...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Направления дополнительных образовательных и иных услуг, оказываемых учреждением, определяются в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом образовательного п...