Доклад по теме: "Взаимодействие ДОО и семьи в условиях введения ФГОС ДО".
статья (средняя группа) на тему

Безручкина Татьяна Витальевна

ФГОС ДО дает возможность , по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью создания единого образовательного пространства.

Что значит взглянуть по-новому на взаимодействие ? Информацию об этом можно найти в данном размещаемом материале, который будет полезен воспитателям, методистам, руководителям дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_vzaimodeystvie_doo_i_semi.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОО и семьи в условиях введения ФГОС ДО. 

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.» (С.В.Глебова)

ФГОС ДО дает возможность , по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью создания единого образовательного пространства.

Что значит взглянуть по-новому на взаимодействие ?

 

     Одной из главных задач ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства. 

  • Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами ДОО о развитии, успехах и трудностях дошкольника, не просто участии в мероприятиях детского сада формального характера (праздниках, субботниках и т.п.)
  • Сегодня ФГОС ДО направляет каждое ДОО на создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

А что значит быть участником образовательной деятельности?

Это значит стать субъектом образовательной деятельности. 

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации . Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».  Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

 

Задачи взаимодействия семьи и ДОУ.

 1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

 2. Объединение усилий семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей.

3. Создание атмосферы взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов образовательной организации, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей).

5. Формирование уверенности родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

          Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.  Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.   Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых инновационных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

  В своей работе воспитателю следует руководствоваться следующими принципами:

 Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения. 

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход. 

Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Тщательная подготовка к каждому    мероприятию. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут повлечь за собой такие последствия, как отказ посещать родительские собрания, незаинтересованность информацией, идущей от воспитателя.

5. Динамичность.

           Чтобы хорошо узнать родителей своих воспитанников я начинаю работу с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провожу анкетирование. Личные беседы, наблюдения  помогают правильно выстроить работу, сделать ее более эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

     Главной задачей для себя я поставила, в первую очередь, познакомить родителей с ФГОС ДО.(презентации на родительских собраниях, консультации, размещение информации на сайтах ДОО, газеты, буклеты и т. д.). Родители должны знать целевые ориентиры образования  к 3 годам и на этапе завершения дошкольного образования. Они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Родители должны ознакомиться и представлять себе,  каким должен быть социальный портрет выпускника ДОО. (активный, любознательный, физически развитый, внимательный, самостоятельный, предприимчивый и другие качества личности, КАЧЕСТВА, а не знания, умения, навыки).

Для вовлечения участия родителей в образовательной деятельности необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Родительские собрания проходят в различных формах – мастер –классы, с элементами тренингов, практические семинары, дискуссии.

      Информационные стенды

      Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: это и  режим дня, расписание организованной деятельности в группе, объявления, перспективный (комплексно-тематический план) на год – название тем каждой недели. Работая над каждой темой стараюсь спроектировать, спланировать её в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка плана каждой темы – это своего рода проект, в котором прописаны планируемые результаты,  участниками которого являются дети, родители, воспитатель, не всегда – специалисты детского сада, социум. Еженедельно родители могут познакомиться с показателями освоения темы детьми и содержанием работы по данной теме. Также есть для родителей оформляю информационный лист с просьбой принять участие в освоении данной темы, рекомендую стихи, загадки, пальчиковые игры по теме. 

                                 -  все материалы

                       должны быть эстетически

                                    оформлены;

  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, картинки-символы);(я меняю цвет бумаги с каждой темой – другой цвет, чтобы родители поняли, что другая тема на этой неделе)
  • содержание предполагаемого

    материала должно быть

    действительно интересно

    большинству родителей.

Каждый раз по теме недели планируется итоговое мероприятие. Зачастую это оказывается результат совместной  деятельности родителей и ребёнка. Например, при изучении темы «Птицы» итоговым мероприятием стало оформление альбома «Птицы», где на обратной стороне изображения птицы были написаны несколько стихотворений, загадок о ней.

В результате работы по теме «Хлеб» родителям было предложено найти дома 1-2 пословицы о хлебе и помочь ребёнку понять её смысл. После этого нарисовать рисунок к ней. Данные рисунки и пословицы были оформлены в дальнейшем в альбом «Пословицы о хлебе». Тем самым итоговым мероприятием стало ещё и обсуждение пословиц с детьми.

  Выставки:

Интересной формой работы является организация разнообразных выставок. Это не имеется ввиду только те уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются работы детей в непосредственно-образовательной деятельности. А также выставки работ детей в самостоятельной деятельности, в совместной с воспитателями и родителями деятельности.

    Так например, как итоговое мероприятие по теме «овощи и фрукты»  была организована выставка поделок из овощей и фруктов. Родителям вместе с детьми было предложено смастерить забавных игрушек или весёлых животных.  

   С целью  разнообразить творческие фантазии детей и родителей стараюсь заинтересовать новыми видами работы, побуждать к использованию разных средств выразительности. Так, один год – это были поделки из листьев, веток, цветов. На  прошлом году осенью в рамках проекта удивительная бумага дети совместно с родителями выполнили аппликации, рисунки на тему «Осенние фантазии» (с использованием нетрадиционных техник).

       

     Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, группы,  деятельностью их детей. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Фотовыставки под одноимённым названием «В Семицветике своём очень дружно мы живём» посвящались различным событиям – посещение детьми библиотеки, один день жизни в группе», «Наши прогулки», «Забавные ситуации» и другие. Затем фотографии с этой выставки отправляются в фотоальбом. Замечаю, как родители часто пересматривают фотографии своих детей, т. к. в этом альбоме можно найти фотографии детей с 1,5 – 2 лет и до 5.Дети тоже часто берут этот альбом и пересматривают его. Фотовыставки не только для родителей, чтобы их познакомить с каким-то событием ребёнка в группе, но и узнать о жизни детей в семье, о традициях семьи, хобби, увлечениях. Были оформлены выставки: традиции семьи, альбом «Мой папа – защитник Отечества», «Поздравляю мамочку свою», где были выставлены фотографии ребёнка вместе со своей мамой. Детям было приятно посмотреть на маму, маме было приятно прочитать стихотворение – поздравление, адресованное ей. Стихи подбирались  индивидуально для каждой мамы.,  «Где мы отдыхали летом с семьёй». Т. е не только знакомили родителей с жизнью детей в детском саду, но и узнавали больше о семьях.

     В этом году в рамках темы «Осень золотая» родителям порекомендовала посетить вместе с ребёнком красивые места в нашем районе и запечатлить красоту природы осенью и принести фотографию для оформления фотовыставки «Осень разноцветная».

Регулярно проводятся конкурсы детских работ, совместных их с родителями работ внутри группы, на уровне ДОО, творческие работы детей отправляю на всероссийские конкурсы.

Вывод:  

  • Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, больше рассказывают о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
  • Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Идеи как улучшить свою работу по взаимодействию – составлять буклеты, информацию (которая всё-равно в печатном виде). На родительском собрании выбрать наряду с родительским комитетом такие группы по 2-3 а в группах с большим количеством детей и больше, которые будут отвечать за распространение информации от воспитателя. (ответственные за это родители будут распечатывать буклеты, информационные письма, приносить в д. с.) также будут оказывать и другую помощь-  найти и распечатать какие – либо стихи по темам, найти книги по рекомендации воспитателя, помочь организовать выставку книг. Другая группа родителей отвечает за проведение праздников и мероприятий. Третья – «очумелые ручки» за пополнение предметно-развивающей среды в группе. Четвёртая – художники – оформители.  Также назначить свободных от работы (а такие есть в каждой группе) ответственных за сопровождение детей в театр, на экскурсию  и т. д.  Всё это внести под протокол на родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников...

Доклад «Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения ФГОС»

Доклад «Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения ФГОС»...

Семинар-практикум "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"

Материалы семинара содержат теоретический и практический материал по проблеме "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"....

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Данная статья предназначена для воспитателй ДОУ в качестве планирования работы с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО...

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС ДО

Одним из условий успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредс...

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...