Статья. "Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника
статья (младшая группа) на тему
Роль театрализованной деятельности в полноценном развитии речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Тема: «Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника»
Подготовила: воспитатель ГБДОУ детского сада №15
Карпова А.В.
Санкт – Петербург 2015 год
Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника
Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Резко повысила социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, считать, а не способность думать, чувствовать, творить. Совместное творчество ребёнка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребёнка, ненавязчиво корректировать работу как в сфере умений, так и в поиске творческих находок. В этом плане невозможно переоценить роль одного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Психологи и педагоги констатируют, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, поза, жесты) средства. У детей недостаточно развиты память и внимание, и самый короткий путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Сверхзадача развития эстетических и речевых способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром. Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыки. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит перед ребёнком необходимость ясно, чётко, понятно изъясняться. Ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи. Активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает ему преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. А так же формируется опыт социальных навыков поведения нравственного направления – это дружба, доброта, честность, смелость и другое. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой совместного творчество каждого ребёнка. Театральная зона или уголок сказки, или «тихий уголок» обеспечивают оптимальную совместную и самостоятельную театрализованную деятельность детей. Огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, но и был бы готов к любому «превращению», то есть владел бы основами актёрского мастерства. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы, методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрального – исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества» социально – эмоциональному развитию детей. При обучении средствами речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, речевые упражнения, задания типа «Разные настроения», упражнения «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе самостоятельного обсуждения или чтения. При распределении ролей существуют две проблемы:
- Что делать, если родителей не хватает на всех детей?
- Кто будет играть отрицательных персонажей?
Первую проблему помогает решить придумывание воспитателем дополнительных ролей, особенно для стеснительных, не говорящих. Называется этот приём – маскирование ролью. Это могут быть персонажи, как дерево, грибок, печка или осветители, рабочие сцены.
Вторая проблема – исполнение отрицательных персонажей. Эти роли несколько сложнее, требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку. Дети хотят играть роли добрых , сильных персонажей и не хотят играть злых, жёстких, бесчестных. В таких случаях надо подчеркнуть, что зачастую отрицательную роль сыграть намного сложнее.
Существуют два приёма руководства театрализованной игрой:
- Развитие выразительности движения.
- Развитие выразительной речи.
Младшая группа
- Звукоподражание героям.
- Чтение по ролям стихов, потешек, сказок.
- Словесная импровизация.
- Диалоги с игрушками.
- Игры по типу: «Кто позвал?»
Средняя группа
Всё, что в младшей группе, плюс:
- Обучение модуляции голоса (тихо – громко, голос козы, волка и т.д.)
- Оживление персонажа с помощью волшебной палочки и разыгрывание диалога.
- Расскажи скороговорку, чистоговорку (быстро, медленно, тихо, громко).
Старшая подготовительная группа
Всё , что в младшей и средней группах, плюю:
- Упражнения в интонационной выразительности (сказать одну и ту же фразу по – разнму:с грустью, с радостью).
- Регуляция силы голоса, интонация тембра ( «Здравствуй» - приветливо; «возьми» - небрежно; «принести» - требовательно).
- Упражнение в правильном дыхании.
- Ролевые диалоги с фрагментами из сказок («Теремок» - диалог лягушки и мышки и т.д.)
- Логическое ударение (Заяц сидел под кустом)
- Весёлый ритм (ритм дождя, барабан, цокота и т.д.)
- Этюды (неодушевлённых и одушевлённых предметов).
После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. Можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Если одну и ту же сценку, диалог проигрывают несколько детей (или несколько пар), то не следует обращаться к остальным детям у кого лучше получилось. Следует спросить, у кого похоже получилось и почему.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях – это длительная работа не только педагогов и детей, но и требующая участия родителей. Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, атрибутов. Они могут быть соучастниками в вечерах досугов, в качестве исполнителей ролей, авторов текста. Союз педагогов и родителей будут способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....
«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»
Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность....
Статья «Театрализованные игры, как средство развития речи детей»
Театрализованные игры оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка....

Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...
