Рабочая программа кружка "Мы - Олимпионики"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме

Летуновская Светлана Владимировна

Включение Олимпийского образования в процесс обучения дополняет и разнообразит систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_olimpioniki.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Радуга»

   Протокол педагогического                   Утверждаю:

    совета №1                                        заведующая МДОУ д/с № 5 «Радуга»

                                                                     ___________Куртасова Е.В.

                                             

Программа дополнительного образования

физкультурно-спортивного направления

«Мы - Олимпионики»

                                                Срок реализации  1год

                                                                   МБДОУ детский сад № 5 «Радуга»

г. Жердевка

2013 – 14 учебный год

№ раздела

Наименование раздела

Страница

I.

Пояснительная записка

3-4

II.

III.

IV.

Особенности программы:

Цели

Задачи

5

V.

VI.

VII.

VIII.

Направленность программы

Принципы построения программы:

Принципы взаимодействия с детьми:

Срок реализации программы

6-7

IX.

X.

Предполагаемые результаты

Формы работы с родителями

8

XI.

Старшая группа

9

XII.

Календарно-тематическое планирование

10 - 13

XIII.

Мониторинг

14

XIV.

Используемая литература

14

                                     

                           

 Для соразмерности, красоты и здоровья требуется

                                                 не только образование в области науки и искусства,

                                                но и занятия всю жизнь физическими упражнениями,                                              гимнастикой.

Платон


I. Пояснительная записка

Обоснованность и актуальность программы.

     Возраст между пятью и семью годами – один из наиболее важных в

отношении закладки основ здоровья, гармоничного физического и

умственного развития. В этот период формируется нравственные качества и

личность человека.

        Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду  без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность  и смекалку, вторые – воображение и творчество, третьи – физические качества, но объединяет их общая задача- воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться  и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям. Поэтому в современных  условиях особенно актуальной задачей является привитие  детям потребности в физической культуре и спорте, а так же обучение их доступным умениям.
         Включение Олимпийского образования в процесс обучения дополняет и разнообразит систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Способствует взаимодействию всех участников  образовательного процесса: воспитателя по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей.

        «Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека». Задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Формирование представлений об олимпизме  может стать  частью реализации этих задач. Даже  такие сложные проблемы патриотического воспитания  могут успешно решаться через  формирование  у детей сопричастности к борьбе  спортсменов своей  Родины на мировых аренах.

    Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений  и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей  и  своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном  дошкольном учреждении должно  опираться  на создание предпосылок  для интегративного развития средствам и физической культуры. Отличительная черта физического воспитания  детей дошкольного  возраста – это органическая связь с умственным воспитанием.

   Оздоровительно – развивающая программа кружка «Мы - Олимпионики»

направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного

возраста и рассчитана на один год обучения – от пяти до шести лет.

В современных условиях особенно актуальными задачами являются: привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям с помощью различных видов нетрадиционных технологий.

    Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт

условия для эмоционально-психологического благополучия, так как

оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли,

нравственности, создаёт определённый настрой, пробуждает интерес к

самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и

закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

   Использование музыки помогает сделать занятия увлекательными и эффективными. Музыка поднимает настроение, организует движения детей и облегчает в ряде случаев их усвоение; улучшает осанку, придаёт движениям выразительность, способствует их точности, координации.

   

Особенности программы:

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
  • Занятия построены с учетом возрастных критериев.
  • Использование малых форм народного фольклора.
  • Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

II.Цель:

Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпизма, ознакомление детей со спортивными  достижениями страны, высокими  личными  достижениями  людей, ставших славой России. А также потребности  в  новых  знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

        III. Задачи:

 Формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей в процессе ознакомления дошкольников с первоначальными сведениями из истории Олимпийского движения древности, как достижения общечеловеческой культуры.

  • знакомство детей с разными видами спорта;
  • развитие положительной мотивации к занятиям спортом   и приобщение  к здоровому образу жизни;
  • расширение двигательных возможностей ребенка, за счет освоения

        новых   движений

  • воспитание чувства патриотизма и интернационализма;
  • воспитывать у детей таких социально значимых личностных качеств,

      как  целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие

  • обогащение знаниями в области физической  культуры и спорта;
  • формирование интереса к определенному виду спорта.
  • Повышение   компетентности родителей  в области физического воспитания детей.
  • Вызвать  у  родителей  интерес к совместным с детьми физкультурным досугам.
  • Использовать  соответствующие видеоматериалы – небольшие

       видеоклипы, презентации,   доступной для детей яркой форме рассказать о том  или  ином  виде спорта, успехах российских спортсменов.

  • Участие  детей  в различных соревнованиях, о том, как хорошо быть сильным  и здоровым.

 Направленность программы

        Программа «Мы – Олимпионики»» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.

Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастика
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика

 

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия – путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 

Срок реализации программы – 1 год:

- 1раз в неделю, во второй половине дня

- время проведения – 25 минут

- в месяц – 4 занятия – 2 часа

- количество детей – 12-14, возраст 5-6 лет

 

       Предполагаемый результат

1. Повышение уровня физического и психического здоровья детей.

2. Формирование у детей знаний об Олимпийских играх и видах спорта.

3. Расширение двигательного опыта, удовлетворение потребности детей

в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и

укрепление здоровья.

4. Развитие пространственно-координационных и ритмических

способностей; формирование умений произвольно управлять телом,

регулировать речь, эмоции.

 Формы работы с родителями

    Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные досуги. Поэтому совершенствуются методы педагогической пропаганды, вовлекаются родители в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Ведь дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца и матери, укладу жизни семьи.

Старшая группа 5 – 6 лет

1. Строевые упражнения.

1) Построение в шеренгу и колонну по команде.

2) Передвижения в разных направлениях, с остановкой по сигналу.

3) Упражнения с заданиями в движении.

4) Размыкание колонн на вытянутые руки вперёд и в стороны.

5) Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Перестроение

из двух колонн в несколько кругов.

6) Размыкание по ориентирам.

7) Повороты направо, налево.

8) Строевые приёмы.

2. Релаксация.

1) Посегментное расслабление рук из стойки руки вверх до упора присев и

положения лёжа на спине.

2) Посегментное расслабление ног из положения лёжа на спине ноги «в

потолок».

3) Свободное раскачивание ноги, стоя боком к опоре на одной ноге и держась

за неё.

4) Расслабление рук, шеи, туловища, в положении сидя, лёжа на спине.

5) Свободный вис на гимнастической стенке.

6) Дыхательные упражнения в имитационных и образных движениях с

проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук.

7) Упражнения на осанку в «Ёлочка», «Палочка», «Птица» лёжа на спине,

на животе.

3. Ритмическая гимнастика является основой для развития чувства ритма

и двигательных способностей занимающихся.

4. Стретчинг благотворно влияет на головной мозг. Чередование нагрузки и

расслабления делает стретчинг идеальным комплексом занятий.

Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в

образных и игровых действиях и заданиях.

7. Йога.

Совершенствовать выполнение поз.

Совершенствование техники дыхания.

8. Пальчиковая гимнастика. Общеразвивающие упражнения и игры

пальчиками в двигательных и образных действиях:

1. Упражнения с речитативом и стихами.

2. Упражнения по сказкам и рассказам.

9. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в

определённом порядке в образно-игровой форме.

10. Музыкально-подвижные игры.

11. Игры-путешествия.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  РАБОТЫ КРУЖКА «МЫ - ОЛИМПИОНИКИ»

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время проведения

Мониторинг

Выявить  знания детей о видах спорта о спортсменах.

Октябрь

 

НОД

 «Спорт  и  спортсмены»

Закрепить знания о видах спорта и спортсменах. Воспитывать  у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.

 

 

Октябрь

 

Заучивание  пословиц, поговорок  загадок  о спорте.

Обогащать словарный запас, память, связную речь.

Развивать умение играть в игры – эстафеты.

Октябрь

 

Тематическое  познавательное  занятие “Олимпийские  игры   древности”

Дать  знания об Олимпийских играх  в Древней Греции.  Развивать интерес, любознательность.

Совершенствование навыков метания  на дальность. Развивать подвижность суставов плечевого пояса.

 

Октябрь

Подбор дидактического материала о разных видах спорта (с привлечением родителей) - презентация.

Дать знания о разных  видах спорта, об олимпийских  играх. Разучить упражнения игрового стретчинга.

Октябрь

 

НОД

«Символика Олимпийских игр»

 

Дать знания  о символах и ритуалах Олимпийских  игр. Совершенствовать передачу эстафеты, развивать ловкость в выполнении заданий эстафеты, воспитывать чувство команды.

Ноябрь

«Музей  спорта»

Знакомство  с атрибутикой  разных видов спорта.

Закрепление знаний о разных видах спорта, воспитывать желание заниматься спортом, формирование основ здорового образа жизни.

Ноябрь

 

 

Развлечение

«Спортландия»

  Воспитывать интерес к спорту  и физическим упражнениям; развивать физические качества – быстроту, ловкость, силу, выносливость и волевые качества – внимание, выдержку, настойчивость; умения действовать сообща; Продолжать знакомить детей с зарождением олимпийского движения.

 

 

 

Ноябрь.

 

Презентация

«Зимние виды  спорта»

Способствовать формированию интереса к знаниям физическими упражнениями через приобщение к нравственному  и эстетическому опыту Олимпийских игр. Закрепление знаний о различных зимних видах спорта.   

 

 

ноябрь

 

НОД

«Зимние Олимпийские игры»

Закрепление знаний о летних и зимних Олимпийских играх. Совершенствовать технику выполнения  стойки  на лопатках. Формировать  умение создавать образ в движении.

 

декабрь

«Жонглирование мячом»

Развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, развивать координацию движения. Совершенствовать умение прыгать на фитболах.

декабрь

«Страна Шаромания»

Совершенствовать умение выполнять упражнения на фитбол-мячах. Учить детей ведению мяча ногой (футбол).

Декабрь

«Мы будущие гимнасты»

Разучить с детьми упражнение с мячами. Закреплять умение двигаться под музыку. М.п/и «День – ночь»

декабрь

 

НОД

«Знаменитые олимпийцы современности»

Закреплять знания  о знаменитых олимпийских чемпионах. Совершенствовать  ведение мяча с продвижением вперед, броски мяча в баскетбольную корзину. Способствовать развитию координационных  способностей в  беге.

 

 

январь

 

Презентация

«Знаменитые  люди спорта»

Знакомство  с выдающими  людьми спорта: Алиной       Кабаевой, - художественная гимнастика

Светланой  Хоркиной, - спортив. гимнастика

Еленой       Исымбаевой – легкая аттлетика

 

январь

Развлечение «Пришла  веселая зима»

Игры - забавы

 

январь

«Учимся дышать правильно»

Разучить комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

 

Февраль

 

 

«Перекат Звёздочка»

Обучить построению в шеренгу и колонну по команде.

Обучить технике выполнения переката «звёздочка».

Учить соблюдать правила игры. Упражнять в ходьбе, беге;

 

Февраль 

Стретчинг 

Чередовать нагрузку и расслабление, применить специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости.

 

Февраль

Спортивный праздник

«Белая Олимпиада»

Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, способствовать развитию межличностного  общения

февраль

 

Развлечение  с родителями «Веселые  гонки  в цирке»

Помочь родителям  и  детям ощутить радость от совместной  двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный  контакт, способствовать пропаганде  здорового образа  жизни.

 

Март

Презентация «Олимпийские игры»

 Расширить знания воспитанников об истории возникновения Олимпийских игр и участию России  в них.

Март

Тематическое  познавательное  занятие “Спорт – это здоровье”

 Развивать интерес о разных  видах спорта, любознательность,  желание заниматься спортом.

Март

«Богатырские потешки»

Формировать интерес к русским народным традициям, способствовать повышению культуры общения, совершенствовать физические качества

Март

 

Занятие  с родителями «Будь здоров, малыш!»

Помочь  родителям  и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностного общения

 

Апрель

 

Спортивный праздник “ Малые олимпийские игры”

Развивать двигательные  навыки, физические  качества, желание заниматься спортом.

Научить родителей  играть со своими детьми  в мяч, пропаганда здорового образа жизни.

 

Апрель

Развлечение «Встречаем весну  играми»

Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни.

Апрель

 

Презентация « Игры  в Сочи - 2014»

Создать у детей  представление  об Олимпийских играх  как мировых соревнованиях.   Воспитывать желание заниматься спортом, быть здоровым.

Формирование активной спортивной позиции, чувства гордости и уважения к спортивному наследию страны и спортивным достижениям россиян в Олимпийских  играх.

 

 

 

Апрель

 


Требования по освоению знаний, умений, навыков

               К концу года дети могут:

  • Знают виды спорта, могут по предмету определить название.
  • Знают как называется спортсмен, который занимается данным видом спорта
  • Знают название талисманов олимпийских игр, название города, где проводятся олимпийские игры.
  • Знают зимние и летние виды спорта
  • Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют техникой выполнения упражнений.
  • Умеют выполнять двигательные задания креативной гимнастики и элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики.

Используемая литература:

1. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005

1.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет.

     М.Гном и Д.,2003г.

2. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес

      - Данс», учебное пособие СПб, «Детство-пресс»2007г.

3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г, «Са-Фи-Дансе», танцевально-игровая

     гимнастика для детей. СПб, «Детство-пресс»2001г.

4.http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-12-00.html.

5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

http://www.dissercat.com/content/fitnes-v-sisteme-doshkolnogo-i-shkolnogofizkulturnogo-obrazovaniya#ixzz2kVSTfLSW


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...