Оценка качества подготовки выпускников бакалавриата и магистратуры.
статья по теме

Курина Надежда Геннадьевна

Статья.

Данаая статья может быть полезна  студентам бакалавриата и магистратуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_otsenka_kachestva.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка качества подготовки выпускников бакалавриата и магистратуры.

Анотация:  В условиях модернизации высшего профессионального образования и введением федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретает оценка качества подготовки студентов бакалавриата и магистратура.  Выпускник вуза (любой ступени) должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и как специалиста. В статье также говорится  о компетентностном подходе и переходе  на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура).

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, компетенции, компетентностный подход, оценка качества.

  В соответствии с Концепцией 2020 года главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В настоящее время Россия интегрируется в мировое образовательное

пространство, являясь участником Болонского процесса, что требует повышения  качества образовательных услуг, а также перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура).

   Интерес к проблемам высшей школы, обусловленный присоединением России к Болонскому соглашению предопределил понимание отечественной педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования. Связано это также с необходимостью повысить качество отечественной системы высшего профессионального образования, ее соответствие требованиям постиндустриального общества, предполагающим: высокий уровень профессионализма выпускников, их академическую и социальную мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, ориентацию на требования рынка труда.

Современное профессиональное образование выступает как целостный процесс личностного и профессионального развития специалиста .Переход с одного уровня образованности на другой предполагает возрастание роли креативных, учебно-исследовательских компонентов в структуре профессиональной подготовки.

  Компетентностный подход входит в число приоритетных идей Болонского процесса, наряду с такими как - многоуровневая система подготовки , система зачетных единиц (кредитов), дискретно-непрерывная организация образования, модульное построение учебных планов и др. К социальным ожиданиям, связанным с многоуровневым высшим образованием, относят: более высокие показатели качества образования  вследствие построения его на компетентностной основе, индивидуализацию образовательных маршрутов, взаимодействие образования с окружающей средой, диверсификацию образовательных стратегий. Компетентностный  подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и административных структурах; в потребительских и эстетических ценностях; в овладении профессией в высшем учебном заведении; в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем; в самоорганизации себя, выборе стиля и образа жизни; разрешения конфликтов.

 Принятием в 2009-2011 гг. образовательных стандартов третьего поколения, можно считать, были созданы условия для развития российского уровневого высшего профессионального образования в рамках общеевропейского образовательного пространства. На основе опыта разработки и реализации предыдущих стандартов и с учетом документов Болонского процесса ФГОС ВПО предусматривают, прежде всего, следующие особенности:

  1. Акцентирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций (динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда) как в области профессиональной деятельности, так и в социально-личностной. Кроме того, устанавливаются требования к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ. Единство образовательного пространства будет обеспечиваться, таким образом, единством требований к компетенциям выпускника вуза.
  2. Отсутствие деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты, расширяя одновременно академические свободы вузов при формировании основных образовательных программ. Циклы теперь даны не в жестком объеме трудоемкости, а в определенном интервале. Состав дисциплин цикла также жестко не определяется, что позволяет вузам самостоятельно проектировать программу в дисциплинарном или модульном варианте.
  3. Введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы (особенно в магистратуре).
  4. Установление трудоемкости объема учебной работы студента в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.
  5. Требования к выпускникам должны формироваться совместно с объединениями работодателей. Такая же процедура должна сопровождать разработку основной образовательной программы вузом.

Тем не менее, формирование и реализация федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с принципами Болонского процесса на компетентностной основе ставит новые задачи по обеспечению и контролю качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках. Ключевой при оценке подготовки студента является проблема проверки компетенций, предлагаемых стандартами, которые ориентируют на широкое использование активных (тренинги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения. В разных ФГОС цифры варьируются. Но в среднем это около 30% аудиторных занятий у бакалавров, и 40% – у магистрантов. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40%  аудиторных занятий. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи со специалистами-практиками, мастер-классы соответствующих экспертов, встречи с  работодателями и т.п.

Для формирования той или иной компетенции, таким образом, основной образовательной программой должны быть предусмотрены формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения в реальной жизни. Это могут быть стажировки, практики, полевые занятия, разработка и реализация проектов, погружение студентов в предметную, в том числе языковую, среду и пр. При этом нужно иметь в виду тесную взаимосвязь путей и способов выработки компетенций (образовательных технологий) и методов оценки степени их сформированности (оценочные средства).

В соответствии с ФГОС оценка качества подготовки студентов должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации. Текущая аттестация представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. К достоинствам данного типа относится его систематичность, непосредственно коррелирующая с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения. Текущий контроль знаний студентов может представлять собой: устный или письменный опрос; проверку домашних заданий; проведение лабораторных, расчетно-графических и иных работ; проведение контрольных работ; тестирование; решение кейсов; иной контроль самостоятельной работы студентов в письменной или устной форме. При текущем контроле успеваемости акцент делается на установление подробной, реальной картины студенческих достижений и успешность усвоения ими учебной программы на данный момент времени.

Промежуточная аттестация обычно осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее части. Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет и экзамен.  При сессионном промежуточном мониторинге акцент делается на подведение итогов работы студента в семестре или за год и определенные административные выводы из этого (перевод или не перевод на следующий курс, назначение или лишение стипендии и т.д.). При этом знания и умения студента не обязательно подвергаются контролю заново; промежуточная аттестация может проводиться по результатам текущего контроля.

Итоговая государственная аттестация служит для проверки результатов обучения в целом соответствующей комиссией, куда входят и внешние эксперты, в том числе работодатели. ИГА призвана в полной мере оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций.

Таким образом, можно сказать, что ориентация на компетентностный подход позволяет сформировать у студентов: мобильность и критичность мышления; системность знаний и способов овладения ими в процессе деятельности; регуляцию мыслительных процессов; умение ориентироваться в увеличивающемся потоке научной и специальной информации; способность к индивидуальному творческому подходу при самостоятельном решении задач научного и профессионального характера, позицию подлинного субъекта будущей профессии. Структурным элементом компетентности является индивидуальный стиль учебной и профессиональной деятельности как продукт саморазвития обучающегося.

Построение компетентностного образования в системе бакалавриата и магистратуры с учетом реализации положений Болонского процесса, открывает перспективы нового качества профессионального и личностного развития обучающихся, их индивидуальности и творческого потенциала, неповторимости и уникальности личности выпускника вуза.

Список литературы:

 1.Е. Г. Елина, А. А. Чувакин .Итоговая государственная аттестация в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.// Известия Саратовского университета-2012 Т. 12. сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: Учебно-информационное издание / Автор-составитель Н.И. Максимов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 100 с.

     3. В.И. Байденко .Выявление состава компетенций выпускников вузов как            необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения:

Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

   4. Э. И. Сокольникова. Некоторые проблемы развития современного ВУЗа//Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология.-2010. № 1.

   5. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов : компетентностный

подход  / О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 336 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие работодателей и СПО в процессе оценки качества подготовки выпускника педагогического колледжа.

Перестройка отечественной системы образования обусловила необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Система обеспечения качества образования включает: оценку качества о...

План по улучшению качества работы МДОУ по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности МДОУ на 2017 год

Минобрнауки РФ разработаны и утверждены  «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» с  целью  содействи...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...