Кружковая деятельность "Пластилиновая фантазия" программа для детей 5-6 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Смоленко Наталья Николаевна

Кружковая деятельность "Пластилиновая фантазия" программа для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilin_kruzhok_starshaya_1.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

г

г

г

г

г

г

г

г

г

г

гг

г

Нижневартошгвск, 2014г.

НННННННВИЛ/нЪСодержание

Содержание

Номер страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

6

3.1.

Цели и задачи программы

8

3.2.

Планируемые результаты

9

3.3.

Объем образовательной нагрузки

9

4

Содержание программы

10

5

Организационно - педагогические условия

17

5.1.

Учебный план

17

5.2.

Расписание

17

5.3.

Календарный учебный график

18

5.4.

Программно - методическое обеспечение

19

5.5.

Материально-техническое обеспечение

19

6.

Мониторинг

21

7.

Список литературы

23

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Пластилиновая фантазия»

Авторы-составители

воспитатель Смоленко Наталья Николаевна

Организация исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №79  «Голосистое горлышко»

Адрес организации

Россия. Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск,  жилищный  поселок ННДСР дом  62

Телефон/факс – 49 – 04 -63

Целевые группы

 дети  старшего  дошкольного возраста (6-го года жизни)

Вид программы

Модифицированная

Тип программы

Образовательная программа «Пластилиновая фантазия » относится к художественно- эстетическому направлению: создаются условия для развития художественно-творческих способностей ребенка

Срок реализации программы

2015 – 2016гг.

Цель программы

Развитие у детей старшего дошкольного возраста 6-го года жизни эстетического и художественно - творческих способностей

Задачи программы

1. Научить создавать целостность объекта из отдельных деталей использую имеющиеся навыки: придавливание детали к основе, примазывание, приглаживание границ, соединение отдельных частей.

3.Привить навыки создания сказочных зданий, передавая особенность их строения и архитектуры, характерные детали

3. Научить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике - пластинографии.

4. Научить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской, городецкой росписи.

Прогнозируемый результат

1.Владение нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства - пластилинографии.

Краткое содержание программы

В образовательной программе  «Пластилиновая фантазия» предполагается комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе реализации программы используется основной принцип образования – принцип триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Детям на протяжении всех занятий будет предложен материал  как новый, так и ранее рассмотренный для повторения и закрепления усвоенных ранее на занятиях лепки, рисования и конструирования.

Развитие проводится по основным направлениям:

Развитие художественно – творческих способностей;

Развитие сенсорных и моторных функций;

Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображение, восприятия, внимания)

Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Пластилиновая фантазия»

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?

Да! И начинать, этот путь нужно с детства.

В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.  Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина  позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

    Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина  расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Срок реализации программы один учебный год, который включает 36 занятия в год, 1 раза в неделю, 20-25 минут. Форма организации учебной деятельности: групповые занятия.

3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:

Развитие у детей старшего дошкольного возраста 6-го года жизни эстетического и художественно - творческих способностей

Задачи:

  • Научить создавать целостность объекта из отдельных деталей использую имеющиеся навыки: придавливание детали к основе, примазывание, приглаживание границ, соединение отдельных частей.
  • Привить навыки создания сказочных зданий, передавая особенность их строения и архитектуры, характерные детали
  • Научить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике - пластинографии.
  • Научить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской, городецкой росписи.

3.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов дети научаться:

1.  Создавать целостность объекта, из отдельных деталей используя навыки: придавливание детали к основе, примазывание, приглаживание границ, соединение отдельных частей.

2.Создавать сказочные здания, передавая особенность их строения и архитектуры, характерные детали.

3. Научаться отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике - пластинографии.

4. Научаться  оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской, городецкой росписью.  

3.3. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Программа разработана для детей дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 20-25 минут. Группа включает 10 детей. Занятия проводятся вне образовательной деятельности. Форма обучения очная. Срок реализации программы 1 учебный год.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с пластилином как пластинография. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ, и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Цикл занятий по программе рассчитан на один год обучения. Продолжительность занятий 20– 25 минут.

Занятия проводятся с сентября по май 36 занятия в год, по 4 занятия в месяц. Занятия проводятся в игровой форме с использованием различных игр и физкульт- минуток.

занятия

Тема занятия

Цели занятия:

Материал для проведения занятия

Методы и приемы

1-2

ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ

1. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе

средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

2. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем.

3. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

4. Учить использовать для работы разнофактурный материал.

Плотный картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя — желтого или

коричневого цвета), размер А4, пластилин коричневого (черного) цвета, арбузные семечки,  простой карандаш, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка для рук,

осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Рассматривание осенних листьев с разных деревьев, заучивание стихотворения

3-4

ПОДАРКИ ОСЕНИ

1. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени.

2. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных

объектов, объединенных единым содержанием.

3. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой».

4. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы

Плотный картон (размер А4) синего (голубого цвета) с силуэтами кленового, дубового листьев, рябиновой грозди с листьями, набор пластилина, стека,

салфетка для рук, осенние листья с разных деревьев.

Рассматривание веточки рябины, осенних листьев с разных деревьев, заучивание стихотворения

5-6

РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

2. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.

3. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной

деятельности: цвет, материал, композиция. 

4. Укреплять познавательный интерес к природе.

Плотный картон синего (голубого) цвета, размер А4 (фон может быть выполнен детьми на занятиях изобразительной деятельности по теме «Каким бывает небо»), набор пластилина,

стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме.

Рассматривание осенних деревьев, заучивание стихотворения

7-8

НАТЮРМОРТ ИЗ ЧАЙНОЙ ПОСУДЫ

1. Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному

изображению в натюрморте.

2. Закрепить представления детей о натюрморте.

3. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на

поверхности предмета.

4. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения —

пластилинографии.

5. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления.

Плотный картон синего цвета размером в половину альбомного листа, набор пластилина, стека, салфетка для рук, посылка с чайником и чайной парой (чашка с блюдцем), баранки.

отгадывание загадок, чтение стиха.

9-10

СНЕГОВИК

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в

определенное время года.

2. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

3. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

4. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла.

Картон голубого (синего) цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, салфетка для рук, игрушка снеговик.

чтение стиха.

11-12

ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН

1. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — портретом.

2. Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения —пластилинографии.

3. Развивать чувство цвета.

4. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии

клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.

Плотный картон, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации о цирке, набор шляп, колпаков, воротничков, набор обуви взрослого человека, несколько мячей, веревочкой или канатом ограничить свободное пространство — арену.

Чтение стихотворения

13-14

ЧЕБУРАШКА

1. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.

2. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой

плотный картон светлых тонов, размер А4, набор пластилина, салфетка для рук, тарелочка с водой, игрушка Чебурашка для показа.

Чтение рассказа

15-16

СНЕГУРОЧКА

1. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).

2. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения —

пластилинографию

3. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами

бросового материала.

4. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям.

Плотный картон розового (сиреневого или лилового) цвета с силуэтом Снегурочки, размер А4, блестки для украшения,

кукла Снегурочка для рассматривания, стека, салфетка для рук.

Рассматривание картин, заучивание стихотворения

17-19

ТЕРЕМОК

1. Дать детям представление об архитектуре старинных зданий.

2. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости.

3. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками).

4. Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы.

плотный картон синего (голубого цвета) с зеленой полосой в нижней части, с нарисованным силуэтом замка, размер А4, набор пластилина, арбузные семечки, фасоль, проволока в желтой оболочке, нарезанная на отрезки по 3—4 см, салфетка, стека.

Рассматривание картин

20-22

МАТРЕШКА

1. Воспитывать интерес к народной игрушке.

2. Познакомить с историей создания русской матрешки.

3. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике— пластилинографии.

4. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского

фольклора.

Плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека салфетка, игрушка-матрешка, сундучок.

Отгадывание загадки, рассказ о истории матрешки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворения В.Приходько «Матрешки на окошке».

23-25

УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЫМКА

1. Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными

традициями в изготовлении игрушек.

2. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету

частей с узором в стиле дымковской росписи.

3. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской

куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.

4. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное

искусство нераздельно от устного народного творчества.

Плотный картон белого цвета (размер — А4) с силуэтом барыни-водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, кукла-барыня, кукла-водоноска, кукла-няня, салфетка для рук.

рассказ истории о дымковской игрушке, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

26 - 28

ЧУДО – ХОХЛОМА

1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.

2. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Пластиковая емкость плотной структуры в виде стакана, обклеенная черной бумагой, набор пластилина, стека, салфетка, образцы изделий хохломы.

рассказ истории о хохломе, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

29-31

ГОРОДЕЦ – УДАЛЕЦ

Продолжать знакомство с городецкой росписью.

2. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство

композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

3. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

4. Развивать интерес к народному творчеству.

силуэт разделочной доски из плотного картона желтого цвета, размер А4, набор цветного пластилина, стека, салфетка для рук, образцы изделий городецких мастеров.

Образцы изделий городецких мастеров.

32-33

ВЕСЕННИЙ КОВРИК

Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений. Развивать пространственные представления. Вызвать интерес к цветам.

Картон зеленого цвета, пластилин разного цвета, стека, салфетка для рук.

Чтение стихотворения, отгадывание загадки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

34-36

НА ЛУГУ ЦВЕТУТ ЦВЕТЫ

Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в технике пластилинографии. Побуждать передавать разнообразие природных форм  луговых цветов.

Картон зеленого цвета, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением луговых цветов.

Чтение отрывка М. Пришвина «Золотой луг», физкультминутка, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворения «Одуванчик».

5.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование услуги

Количество часов в неделю/

Возрастная группа

1

Пластилиновая фантазия

1час/ старший дошкольный возраст

(6 -го года жизни)

  1. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Кружковая работа кружка «Пластелиновая фантазия» представлена вариативной (модульной) частью, которая проводится во 2 половине дня. Возраст детей

Дни проведения кружка

Время проведения кружка

Старший дошкольный возраст

(6 -го года жизни)

ЧЕТВЕРГ

1720-1745

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

ТЕМЫ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Осенние деревья

2

Подарки осени

2

Разные деревья

2

Натюрморт из чайной посуды

2

Снеговик

2

Веселый клоун

2

Чебурашка

2

Снегурочка

2

Теремок

3

Матрешка

1

2

Удивительная дымка

2

1

Чудо-хохлома

3

Городец – удалец

3

Весенный коврик

1

1

На лугу цветут цветы

3

  1. ПРОГРАММО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1

Пластилиновая фантазия

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно – эстетической направленности «Пластилиновая фантазия»

Программа «Радуга» авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Принципы для успешной реализации программы:

 ∙ систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний,

∙ наглядности, доступности, связи теории и практики, активности и стимулирования

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа реализуется в группе на первом этаже МБДОУ города Нижневартовска ДС №79 «Голосистое горлышко». Группа оснащена современным оборудованием, имеются столы и стулья для детей по их количеству, умывальник, мольберт, интерактивная доска.

Материал:

∙ пластилин;

 ∙ цветной картон;

 ∙ набор стеков;

∙ альбомные листы;

 ∙ салфетки для рук;

  1. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ф.И. ребенка

Создает знакомый образ посредствам пластилина на горизонтальной плоскости

Создает целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся

навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

Умеет создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и

архитектуры, характерные детали.

Умеет отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике

Умеет оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи

Умеет комбинировать в работе разные по структуре материалы

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

высокий уровень –5баллов

средний уровень – 3 балла

низкий уровень – 0 баллов        

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография -2 Скрипторий-2003 Год: 2008
  2. Колдина Д. Н.Лепим игрушки. Маленький художник  Мозаика-Синтез Год: 2008
  3. Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник Мозаика-синтез Год: 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кружковой работы «Театр и дети» в старшей группе по теме: «Сказки»

В течении учебного года вела в старшей группе кружок "Театр и дети". Много раз ребята выступали в группах нашего детского сада, на общесадовском родительском собрании....

Программа кружковой работы «Мультипликаторы» для детей 6 – 7 лет

Цели программы:Создание условий для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;Развивать у детей творческие способности путем создания мультфильмов;Развитие ли...

Презентация "Кружковая работа по ознакомлению детей с техникой оригами"

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступн...

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....