Консультация для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация по теме

 Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_dou.doc64.5 КБ
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost_v_dou.ppt782.5 КБ

Предварительный просмотр:

СП–ДО отделении  «Детский сад общеразвивающего вида   «Золотая рыбка»    МБОУ  «Лешуконская средняя основная   школа» 

«Проектная деятельность в ДОУ»

                           (обобщение  опыта)

                                                                    Федулова Ирина  Юрьевна

                                                                     воспитатель

                                                                     

Условия возникновения и становления опыта.

         Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада.

Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедились в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

   Актуальность и проблемность.

     Проектная деятельность направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов  даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Из истории проекта.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

     Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание. Эта  технология не является принципиально новой в мировой педагогике.  

                В 20-е годы прошлого века метод проектов возник в США. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными  философом и педагогом Дж. Дьюи. Педагог исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. 

Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.  [6]

В  1926 г. Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.

В 1950г.  широкое распространение проектного метода  в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляли планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей. [5]  

       Сейчас проектный метод  – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками. Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т.А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды,  Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, взаимодействие с социальным окружением.

           Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, при этом сохраняет  для детей форму занимательной, увлекательной игры.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Проектный метод способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основной целью проектного метода является создание условий для развития свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Проекты, проводимые в ДОУ делятся:

По видам деятельности:

- Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.

- Ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.

- Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т.д.

По срокам реализации: краткосрочные и долгосрочные

По составу участников проекта - индивидуальные и групповые.

Модели проектов

Шесть «П» 

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио проекта

Модель трёх вопросов 

Что я знаю? (Содержание, то что уже знают дети )

Что я хочу узнать? (План проекта

Как узнать? (Источники новых знаний, т. е средства)

Рекомендации педагогам по работе над проектом.

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9.Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12.Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

13.Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. 14.Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

15.Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.

16.Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

17.Не спешить с вынесением оценочных суждений.

18.С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

19.Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В работе с детьми были реализованы проекты:

Название проекта

Тип проекта

«Герои моей семьи»

Информационно – исследовательский.

Групповой.

«Космос»

Познавательный.

Групповой.

«Спички – не игрушка, огонь – не забава»

Информационно - практический

Групповой.

«Волшебница – вода»

Познавательно - практический.

 Информационно - творческий.

 Групповой.

«Домашние любимцы»

Познавательно – творческий.

Групповой.

«Да здравствует мыло душистое»

Информационный, познавательно – исследовательский.

«Огород на подоконнике»

Познавательный, практический.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Информационный, познавательный.

Групповой.

«Снежинки – белые пушинки»

Информационный, познавательный, практический.

групповой

«Солдаты Победы»

Информационный. Познавательный.

групповой

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в ДОУ СП-ДО «Детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка» МБОУ «ЛСОШ» воспитатель Федулова И.Ю. «Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон

Слайд 2

Мои проекты «Герои моей семьи» (2010г) «Космос» (2011г) «Спички – не игрушка, огонь – не забава» (2011г.) «Волшебница – вода» (2012г.) «Домашние любимцы» (2013 г.) «Да здравствует мыло душистое» (2014г.) «Огород на подоконнике» (2014г.) «Мой весёлый звонкий мяч» (2014г) «Снежинки – весёлые пушинки» (2014г.) «Весёлые старты – праздник спорта и здоровья» (2014 – 2015 уч.г) «Солдаты Победы» (2015г.) «Знакомство с миром природы через произведения В.Бианки» (2015г.)

Слайд 3

Условия возникновения Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Актуальность данной темы. Проектная деятельность направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Использование данного метода в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Слайд 4

Из истории проекта. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание. Эта технология не является принципиально новой в мировой педагогике.

Слайд 5

Он считал, что образование должно давать не только знания, которые Понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, Способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. В 20-е годы прошлого века метод проектов возник в США. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными Философом и педагогом Джоном Дьюи.

Слайд 6

Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1926 г. Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного. Сейчас проектный метод – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.

Слайд 7

Метод проектов - дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, при этом сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий .

Слайд 8

Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Проектный метод способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Слайд 9

Основной целью проектного метода является создание условий для развития свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Слайд 10

Типология проектов Проекты, проводимые в ДОУ делятся на: По видам деятельности: Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр. Ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи. Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т.д. По срокам реализации: краткосрочные долгосрочные По составу участников проекта: индивидуальные и групповые.

Слайд 11

Модели проектов Шесть «П» проблема проектирование поиск информации Продукт Презентация Портфолио проекта Модель трёх вопросов Что я знаю? (Содержание, то что уже знают дети ) Что я хочу узнать? (План проекта Как узнать? (Источники новых знаний, т. е средства)

Слайд 12

Системная паутинка по проекту (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Познавательная Восприятие художественной литературы

Слайд 13

Рекомендации педагогам по работе над проектом 1 . Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9.Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Слайд 14

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, Создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. 12.Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. 13.Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. 14.Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 15.Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут Сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно. 16.Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. 17.Не спешить с вынесением оценочных суждений. 18.С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша Положительная оценка для него важнее всего. 19.Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Самостоятельная музыкальная деятельность»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Самостоятельная музыкальная деятельность»...

Консультация "Оценка характера деятельности детей"

Данный материал поможет воспитателям и дефектологам описать характер деятельности детей раннего возраста, а также в некоторой степени определить, как развивается ребенок....

Консультации по театрализованной деятельности

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...

Консультация "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием"

В исследованиях физиологов, гигиенистов, педпгогов отиечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии, является причиной многих ...

Консультация для воспитателей. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности.

В консультации говорится о наиболее полном и рациональном оформлении уголка для конструирования по всем возрастнм группам....

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...