Консультация "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием"
материал (средняя группа)

КОМЕНДАНТ ИННА ВИКТОРОВНА

 

В исследованиях физиологов, гигиенистов, педпгогов отиечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии, является причиной многих серьезных заболеваний.

                Наблюдения за работой воспитателей показали: не все могли умело руководить самостоятельной деятельностью детей, поместили  оборудование в группах, редко меняли физкультурное пособия. Это приводило к однообразию занятий ребят, к малой подвижности.

                Чтобы вызвать интерес воспитателей, улучшить работу в группах провели консультации по вопросам руководства самостоятельной деятельностью детей, предложили педагогам изучить методическую литературу по данной теме. Целесообразно поместили оборудование в группах и на участке. Предложили воспитателям продумать способы побуждения детей к двигательной актимвности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_dvigatelnoy_deyatelnosti_s_sensornym_vospitaniem.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

             Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием.

        В исследованиях физиологов, гигиенистов, педпгогов отиечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии, является причиной многих серьезных заболеваний.

        Наблюдения за работой воспитателей показали: не все могли умело руководить самостоятельной деятельностью детей, поместили  оборудование в группах, редко меняли физкультурное пособия. Это приводило к однообразию занятий ребят, к малой подвижности.

        Чтобы вызвать интерес воспитателей, улучшить работу в группах провели консультации по вопросам руководства самостоятельной деятельностью детей, предложили педагогам изучить методическую литературу по данной теме. Целесообразно поместили оборудование в группах и на участке. Предложили воспитателям продумать способы побуждения детей к двигательной актимвности.

В результате педогоги стали творчески подходить к движений взрослого с ребенком; показ упражнения с помощью игрушки; внесение и обыгрывание самодельных пособий, использования художественного слова. При подборе игр учитывать особенности детей и приобретенный опыт. Варианты игр неоднократно проиграны с детьми сначала индивидуально, а затем по подгруппам, чтобы убедиться в их доступности. Не все оказалась удачным, в подвижной игре «Беги ко мне» нецелесообразно вносить препятствие (во время бега ребенок может не заметить его и упасть), лудше ограничить пространство, сделав дорожку из длинных палок или расставив стульчики в два ряда.

Трудным оказалось для детей раннего возраста и переключение от одного задания к другому, например «Убегай от собачки» и «Доганяй собачку» малыши, не понимая, продолжали убегать от нее.

        Сюжетные игрушки – пособия, сделанныевоспитателями (плоскастные собачки, кошечки, составленные из отдельных частей, надувные жучки), помогают понять двигательную задачу: перепрыгивать или перешагивая через собачку, жучку (а не проста через палку, приподнятую на 10 – 15 см от пола), малыши стараются их не задеть.

Чтение небольшого стихотворения облегчает ребенку восприятие задачи и вызывает интерес:

Смело, Танекчка, шагай,

Выше ножку поднимай,

На жучку не наступай.

Или:

Наша киска крепко спит.

И на нас не глядит.

Тише, танечка, шагай,

Киску ты не испугай.

        Процессе работы мы заметили, что в двигательной деятельности дети активвние воспринимают новые предметы, их свойства и качества. Они охотно скатывают с горки, подержав в руках, разные по величене  и окраске колеса, мячи, им нравится выполнять задания с палкой, обручем, выкрашенными в яркий красный цвет.

         В «Программе воспитания и обучения в детском саду» говорится о необходимости расширять у детей  от 2 до 4лет опыт ориентировки в окружающем, обогащать их разнообразными сенсорными впечатлениями.практика показала: дети не усваивали программные требования по ознакомлению с цветом, если воспитатели ограничивались только специальными занятиями с дидактическими игрушками. Поэтому задачу выделения цвета включили в игровую деятельность. С этой целью подобрали пособия разной величины: флажки, мешочки, мячи, шары, грибочки, выкрашенные в основные цвета, и к ним соответствующиго цвета ведерки, сумочки, корзиночки, палочки. Также подобрали одежду, ленточки, платочки основных цветов для кукол – голышей разной величины.

        Первые игровые задания строили на соотношении двух контрастных по цвету или величине предметов. Например, в одну руку ребенку давали красный флажок, в другую – синий. После активной ходьбы предлогали поднять флажок сначала такого же цвета, как у воспитателя, а затем другого. Игра могла быть усложнена: давалась задание разложить флажки в стаканчики в соответствии с цветом.

        В другой игре детям раздавали разноцветные цветочки, вырезанные из клеёнки. Они танцевали с ними, кружились. Затем воспитатель обращал внимание на зеленый коврик – полянку (выполнен из поролона, на который нашиты пуговицы). Малыши встали на коврик, притопывали, трогали коврик рукой, узнавая, какой он мягкий, и сажали цветы, т.е. прикрепляли к пуговицы аналогичного цвета (к желтой пуговице желтый цветок).

        Для оживления игры «Катание с горки» воспитатели  совместно с родителями сделали из поролона колеса разной величины и цвета. Дети с удовольствием использовали их в самостоятельной деятельности, прокатывали с горки, носили по группе. Собирали из них пирамидку, раздавли: большой кукле – большое колесо.

        Дети трех лет очень полюбили подвижную игру «Собири шарики». Сначала воспитатель разбрасывал шары двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, ловили их и раскладывали по корзинам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с повышенной двигательной активностью и эмоциональным подъёмом.

        Усложнение шло за счет увеличения количества шаров разного цвета и площади для игры. Если кто – то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

        Вызвать интерес детей и такая доступность по содержанию игра, как «Соберм грибы». В групповой комнате были расставленные грибочки разной величины (использовался раздаточный материал для счета). Дети вместе с воспитателем отыскивали их и разкладывали по корзинкам; большие грибы – в большую корзину маленькие – маленькую.

        Мы заметили, что детям нравится наполнять ведерки, сумки различными предметами, подолгу носить их, поднимать над головой. С удовольствием использовали они в играх и новые пособия, сделанные из поролона, сидели на них, ложились, сжимали в руках. Все это натолкнуло нас на мысль позхнакомить детей с такими качествами предметов, как твердость и вес. И хотя подобная задача не ставится программой, в быту дети частослышат: «Какая тяжелая сумка», «Очень мягкая игрушка»; «Легкий шарик» и т.д. Большинство игрушек, имеющихся в группе очень легкие. Это не дает необходимой физической нагрузки, возможности ощущать, сравнивать разные по весу предметы. Мы сделали и внесли в группы дополнительные пособия: деревянные бутылочки, пакетики, мешочки, которые дети могли самостоятельно положить в сумки; колеса разного веса для собирания пирамидки, самодельные набивные мячи весом 0,5 – 1кг; 1,5кг. Теперь при организации игровой деятельности воспитатели представляли малышам возможность свои ощущения со словестными обозначением.

        Так, например, знакомства с весом проходило в игровой форме «Принси мне сумочку». Сначала давали ребенку подержать в руке одну сумку, и он затруднялся определить: легкая она или тяжелая. Но когда предлогали взять и в другую руку еще одну сумку, пройти с ним по дорожке, а затем показать легкую и тяжелую, то с этим заданием справились даже дети раннего возраста. Аналогичными были задания с мячом разного веса. В игре «Найди мяч» ребенку, который держал в руках два  мяча, нужно было тяжелый отдать Тане, а легкий – Алеше. Выделению этих качеств, способствовали и действия с предметами, отличающимися по весу. Например, дети бросали вдаль разные – легкие и тяжелые мячи: первые катились далеко, вторые падали близко.

        При организации игр с водой малыши наблюдали; одни шарики плавают, другие тонут. С помощью воспитателя они смогли ответить на вопрос: «Почему утонули шарики?» - «Они тяжелые». К крупному строительному материалу мы добавили сделанные из поролона, обтянутые клеенкой кубики и кирпичики основных цветов. Дети использовыали их при постройке мебели для кукол. Сначала малыши не обратили внимания на качество нового строительного материала. Но после того как воспитатель нажал на кирпичик пальцем, предложил помять его в руках, что у стула и кровати сиденье и матрасик мягкие, дети стали делать мебель с учетом этой особенности. В группе воспитатели побуждали детей ходить по дорожкам, сделанным из разного материала: дерева, поролона, резины. Свои ощущения малыши учились выражать в словестной форме; твердая, мягкая дорожка. Таким образом, целенаправленная работа по включению в двигательну деятельность детей заданий сенсорного характера дает возможность более полно решать поставленные задачи.