Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием.
консультация (младшая группа) по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sadika.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 Незабудка»

Консультация для воспитателей

«Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием»

                                                           Подготовила и провела

                                              Богатова Н.М.

                                 2014г.

   В исследованиях физиологов, гигиенистов, педагогов отмечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии и является причиной многих серьезных заболеваний.

    Чтобы предотвратить это, нужно чтобы воспитатель мог умело руководить самостоятельной деятельностью детей, рационально разместить оборудования в группах, часто менять физкультурные пособия, продумать способы побуждения детей к двигательной активности. Воспитатель должен творчески подходить к своей работе, использовать разнообразные приемы: совместное выполнение движений взрослого с ребенком; показать упражнения с помощью игрушки; внесение и обыгрывание самодеятельных пособий, использование художественного слова. При подборе игр двигательного характера учитывать особенности детей раннего возраста, приобретенный опыт. Варианты игр нужно неоднократно проиграть с детьми сначала индивидуально, а затеи по подгруппам, чтобы убедиться в их доступности. Например, в подвижной игре «Бегите ко мне» нецелесообразно вносить препятствие (во время  бега ребенок может не заметить его и упасть.) лучше ограничить пространство, сделать дорожку из длинных палок или расставить стульчики в два ряда спинками к середине.

   Трудными  для детей раннего возраста и переключение от одного задания к другому. Например «Убегай от собачки» и «Догоняй собачку». Малыши, не понимая, продолжают убегать от нее.

    Сюжетные игрушки - пособия, сделанные воспитателями (плоскостные собачки, кошки, составленные из отдельных  частей, надувные жучки) помогают лучше понять двигательную задачу: перепрыгивая или перешагивая через  собачку,   (а не просто через палку, веревку, приподнятую на 10-15см. от пола), малыши стараются нос не задеть.    Чтение небольшого стихотворения облегчает ребенку восприятие задачи и вызывает интерес:

              «Смело, Танечка, шагай.

                Выше ножку поднимай,

                На жука не наступай»

или        

               «Наша Киса крепко спит,

                 И на нас не глядит

                 Тише Танечка шагай

                 Киску ты не испугай»

     В процессе двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые предметы, их свойства и качества. Они охотно скатывают м горки, подержав в руках, разные по величине и окраске колеса, мячи, детям нравится выполнять задания с палкой, обручем, выкрашенными в яркий красный цвет.

   Для расширения у детей раннего возраста опыт ориентировки в окружающем, обогащать их разнообразными сенсорными впечатлениями. В соответствии с этими требованиями, нужно выполнить следующие задачи:

  1. Углублять содержание сенсорного воспитания, закреплять представления о качествах предметов.
  2. Отобрать и выделить более эффективные игровые действия, помогающие дифференцировать качества предметов.
  3. Учить детей переносить действия с пособиями в самостоятельную игровую деятельность.
  4. Продолжать работу по развитию речи, учить согласовывать существительное с прилагательными.

     Практика показывает: дети не усваивали программные требования по ознакомлению с цветом, если воспитатели ограничиваются только специальными занятиями с дидактическими игрушками. Поэтому задачу выделения цвета нужно включать в игровую деятельность. С этой целью воспитатели подбирают пособия разной величины: флажки, мешочки, мячи, шары, грибочки, выкрашенные в основные цвета, и к ним соответствующего цвета ведерочки, сумочки, корзинки, палочки. Также подбирают одежду, ленточки, платочки основных цветов для кукол голышей разной величины.

    Первые игровые задания мы строили на соотношении двух контрастных по цвету или величине предметов. Например, в одну руку ребенку давали красный флажок, а в другую- синий. После активной ходьбы предлагали поднять флажок сначала такого же цвета, как у воспитателя, а затем другого.

Игра должна была усложнена: давалось задание разложить флажки в стаканчики в соответствии с цветом.

    В другой игре детям раздавали разноцветные цветочки, вырезанные из клеенки. Они танцевали с ними, кружились. Затем воспитатель обращает внимание на зеленый коврик - полянку ( выполнен из поролона, на который нашиты пуговицы). Малыши вставали на коврик, притоптывали, трогали коврик рукой, узнавая, какой он мягкий, а потом «сажали цветы», т.е. прикрепляли к пуговице такого же цвета (к желтой пуговице-желтый цветок).

   Для оживления игры «Катание с горки» воспитатели совместно с родителями сделали из поролона колеса различной величины и цвета. Дети с удовольствием используют их в самостоятельной деятельности, прокатывали их по горки, носили по группе, собирали из них пирамидку, раздавали куклам: большой кукле - большое колесо, кукле в красном платье-красное колечко и т.д.

    Дети двух лет очень любят подвижную игру «собери шарики» (колечки). Сначала воспитатель разбрасывает шары двух цветов (красные и синие), дети подбегали, ловили их и раскладывали по корзинкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходит с повышенной двигательной активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение игры идет за счет увеличения количества шаров разного цвета и площади для игры.

    Интересна для детей и такая доступная по содержанию игра «Соберем грибы». В группе расставляем деревянные грибочки разной величины. Дети с воспитателями отыскивают их и раскладывают по корзинкам; большие грибы- в большую корзинку, маленькие- в маленькую. Детям нравится наполнять ведерки. Сумки различными предметами, подолгу носить их, поднимать над головой. С удовольствием используют они в играх и новые пособия, сделанные из поролона. Сидели на них, ложились, сжимали в руках. Все это помогает познакомить детей с такими качествами предметов, как твердость и вес. И хотя подобная задача не ставиться программой, в быту дети насто слышат: «Какая тяжёлая сумка», «Очень мягкая игрушка», «Легкий шарик» и т.д. Большинство игрушек, имеющихся в группах раннего возраста очень легкие. Это не дает необходимой физической нагрузки, возможности ощущать, сравнивать разные по весу предметы. Мы сделали дополнительные пособия: из бутылочек кегли, деревянные бутылочки, пакетики, мешочки из искусственной кожи мешочки, которые набили песком и зерном. Дети могли самостоятельно положить в сумку: колеса  разного веса для собирания пирамидки, самодельные набивные мячи весом 0,5-1кг, 1,5кг. Теперь при организации игровой деятельности мы предоставляем малышам возможность сравнивать предметы по цвету, форме, величине, весу, твердости, соотносить свои ощущения со словесным обозначением.

   Знакомство с весом происходит в игровой форме («Принеси мне сумочки»), сначала давали ребенку подержать в руке одну сумку, и он затруднялся определить легкая она или тяжелая. Но когда предлагали взять в другую руку еще одну сумку, пройти с ней по дорожке, а затем показывали легкую и тяжелую, то с этим заданием справлялись даже дети 1,6-1,8мес.

   Аналогичными были задания с мячами разного веса. В игре «Найди мяч» ребенку, который держал в руках два мяча, нужно было отдать тяжелый Андрею, а легкий Ангелине. Выделению этих качеств способствовали и действия с предметами, отмечающихся по весу. Например, дети бросали вдаль разные легкие и тяжелые мячи: первые катились далеко, вторые падали близко.

   При организации игр с водой малыши наблюдали: одни шарики плавают, другие тонут. С помощью воспитателя дети отвечают на вопрос: «Почему утонули шарики?»- «Они тяжелые».

    К крупному строительному материалу мы добавили сделанные из поролона  и обтянутые цветной искусственной кожей кубики и кирпичики основных цветов. Дети используют их при постройки мебели для кукол. Сначала малыши не обратили внимание на качество нового строительного материала. Но после того как воспитатель нажал на кирпичик пальцем, предложил помять его в руках, объяснил, что у стула и кровати сиденья и матрасик мягкие, дети стали делать мебель с учетом этой способности. Так, построив кроватку, они трогали рукой матрасик и укладывали куклу спать.

     В группе мы побуждаем детей ходить по дорожкам, сделанным из разного материала: дерева, поролона, резины, пробок, пуговиц. Свои ощущения малыши учились выражать в словесной форме: твердая, мягкая дорожка и т.д.

    Таким образом, целенаправленная работа по включению в двигательную деятельность детей заданий сенсорного характера дает возможность более полно решать поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы.

тема: "Вместе весело играть"Программное содержание: Упражнять детей в различении круга и квадрата, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере, развивать зрительное, слуховое...

Консультация "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием"

В исследованиях физиологов, гигиенистов, педпгогов отиечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии, является причиной многих ...

Игровая деятельность по сенсорному воспитанию на тему: "Путешествие в сказочный лес"

Цель: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Задачи:   Образовательные: закреплять знаний детей об обитателях леса (еж); упражнять в определении цвета (красный, жёл...

Статья "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием. Ранний возраст"

Отмечаетмя недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному воспитанию в I младшей группе «В гости к зайчику»

Цель:создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования развивающих игр...

Связь двигательной активности с сенсорным воспитанием.

Все мы знаем, что сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно п...