Главные вкладки

    Игры и упражнения на развитие социально - эмоциональной сферы (картотека)
    картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    Карелина Елена Ивановна

    Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

    Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_sotsialno-emotsionalnoy_sfery.docx21.54 КБ

    Предварительный просмотр:

      «Зеркало».

    Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

    Ход игры

    Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

    «Театр моды».

    Цель: развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного, естественного, раскрепощенного поведения, будучи в центре внимания окружающих.

    Оборудование: магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум».

    Ход игры

    Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков, комментаторов и зрителей.

    Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д. Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму, демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается доброжелательным комментарием.  Сначала комментатором может быть воспитатель, а затем — дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям. Затем игроки меняются ролями.

    Вариант 2.  Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды:

    • за самую очаровательную и обаятельную улыбку;
    • за самые веселые глаза;
    • за самую грациозную походку,
    • за самый высокий рост;
    • за самые светлые (темные), длинные (короткие) волосы;
    • за самый синий, красный цвет одежды;
    • за  самый оригинальный костюм и т. п.

    При этом награды должны получить все.

     «Угадай  эмоцию».

    Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

    Ход игры

    Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций.  Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

    Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.

     «Лото настроений».

    Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.

    Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений.

    Ход игры

    Бывают чувства у зверей,

    У рыбок, птичек и людей.

    Влияет без сомнения

    На всех нас настроение.

    Кто веселится?

    Кто грустит?

    Кто испугался?

    Кто сердит?

    Рассеет все сомнения

    Лото настроения.

    Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.

    Игра «Художники»

    Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

    Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

    Игра «Четвертый лишний»

    Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

    Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

    -радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

    -грусть, обида, вина, радость;

    -трудолюбие, лень, жадность, зависть;

    -жадность, злость, зависть, отзывчивость.

    Игра «Кого - куда»

    Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

    Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

    -можно посадить за праздничной стол;

    -нужно успокоить, подбирать;

    -обидел воспитатель;

    Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

    Игра «Что было бы, если бы. »

    Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

    Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

    Игра «Что случилось? »

    Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

    Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно, » потому что… » Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. »

     Игра «Назови ласково».

     Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

    Ход: Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома, дети повторяют.

     Игра «Комплименты»

    Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

    Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу добрые слова.

    Игра «Молекула»

    Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.

    Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.

     Игра « Колокольчик»

    Цель: сплотить детский коллектив.

    Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

    Игра «Руки»

    Цель: Развитие умения принимать настроение других людей.

    Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает : познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками.

     Игра «Наоборот»

    Цель: Осознание и принятие себя, своих черт характера.

    Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.

        Игра «Я умею»

    Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

    Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

    Игра «Бумажные развалы»

    Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с  желаниями и действиями других.

    Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

    Игра «Пузырьки»

    Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать.

    Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек» придумывает свои движения.

     Игра «Парашют»

    Ход: Восемь-десять детей берутся за края ткани или покрывала, в центре которого помещается надувной мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям «парашюта»так, чтобы он не упал.

    Игра «Мы - туристы»

    Ход: Дети на протяжении всего « путешествия», преодолевая различные препятствия, должны держаться за руки.

    Игра «Доброе животное»

    Цель: Развитие чувства единства.

    Ход: Возьмемся  за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз: тук - шаг вперед, тук – шаг назад.

    Литература:

    1. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб.: Издательство «Речь», 2001
    2. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.– М.: Генезис, 2000

    3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000
    4. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. – М.: Прометей; Книголюб, 2003


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ...

    РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

    Конспект занятия по развитию социально - эмоциональной сферы детей второй младшей группы "Мои милые котятки".

    Данное занятие проходит в рамках программы  "Вместе"" по адаптации детей. Занятия встроены в педагогический процесс и проходят параллельно с работой с родителями. ...

    Тема: «Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством игр»

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно бес...

    Игры по развитию социально-эмоциональной сферы с детьми в ДОУ

    Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции....

    Игры по развитию социально-эмоциональной сферы с детьми в ДОУ

    Игры по развитию социально-эмоциональной сферы с детьми в ДОУ...