Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Марычева Светлана Александровна

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В сложившейся ныне ситуации острого дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, а также, из-за захлестнувшей мир, волны нетерпимости, наши дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как и окружающие их взрослые.

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx64.12 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему: «Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации»

Марычевой С.А.

МБДОУ «Детский сад № 29»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В сложившейся ныне ситуации острого дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, а также, из-за захлестнувшей мир, волны нетерпимости, наши дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как и окружающие их взрослые.

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Наша задача как  педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современное научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

        Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.

         Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть не всегда положительным по ряду причин:

  1. если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого.

2) при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.

3)семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития дошкольника являются следующие типы родительского отношения : отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, формируют у него оптимистические личностные ожидания.

        Из практики видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы  со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не  всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения. Поэтому наш педагогический коллектив поставил перед собой задачу, направленную на формирование и развитие эмоциональной сферы у дошкольников. Основной целью нашей работы является повышение уровня осознания ребенком своих эмоциональных состояний; обеспечение всестороннего и гармоничного развития его личности, создание эмоционального комфорта.

Воспитатели приблизили атмосферу в группах к домашней, стремятся эмоционально выражать свои чувства, огорчаясь и удивляясь, сопереживая и радуясь вместе с детьми. Очень помогают в развитии эмоциональной сферы игровые занятия, на которых педагоги используют развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры); упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, этюды, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, сочинений историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование.

Свою деятельность по реализации развития и коррекции социально-эмоциональ-ной сферы ребенка – дошкольника я выстраиваю, используя инновационные и традиционные формы работы.

Одним из основных методов коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей: 1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию; 2)благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций; 3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагарованных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

В связи с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих; 4)имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные переживания; 5) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения; 6) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе.

В своей работе   по развитию способности понимать эмоциональное состояние другого человека мы используем игры с «Кубиком эмоций», а также настольный театр «Эмоции», с помощью которого каждый ребенок может сам смоделировать свою собственную игру-ситуацию. У нас на занятиях я предлагаю детям следующие ситуации: «Петя в зоопарке», «Миша толкнул Машу», «Потерялся  котенок», «Встань на его (ее) место» и др.

Наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний также помогает освоить язык жестов, мимики и пантомимики. 

 В работе применяю такой метод как сказкотерапия. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект, она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Вся работа происходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Я думаю, что роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов и методов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр м/ф, кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Надо инициировать у детей умение нестандартно воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. Для работы с детьми я использую психотерапевтические, психокоррекционные и медитативные сказки.

Мною также используются авторские терапевтические сказки-метафоры: «Хвастливая чашка» Евгении Котовой, «Георгин и бабочка» Татьяны Столяровой, «Широкое небо» Дмитрия Журавлева, «История со счастливым концом» Марии Синицыной. Дети очень любят сами сочинять сказки на заданную тему. Это занятие мы называем «Сказка по кругу».

        В своей работе по профилактике и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, я использую тренинговые программы С.В. Крюковой  1. «Давайте жить дружно» - основные задачи: развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитие самостоятельности; формировать позитивное отношение к своему «Я»; формирование позитивного отношения к сверстникам; учить ребенка выражать свое отношение к другим людям различными способами. Занятия по этой программе я провожу в начале года, когда все собираются после летнего перерыва. 2. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - основные задачи: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние; научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

        Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная.  Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Используем приветствия («Клубочек»), игры с именами («Паровозик с именем», «Эхо»).
  2. Рабочая. Сюда входят этюды, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательных сфер ребенка. («Я – лев», этюд «Встреча с другом», «Доброе животное», «Игра с платком», «Азбука настроений»).
  3. Завершающая. Цель – создать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепить положительные эмоции от занятия.  Провожу либо общую игру – забаву (например, «Земля, небо, огонь и вода») или создаем с детьми общий рисунок.

Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условие для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Для этого каждое занятие обязательно включает в себя следующие процедуры:

  1. Мышечная релаксация: «Солнечный зайчик».
  2. Дыхательная гимнастика:  «Доброе животное», «Воздушный шарик».
  3. Мимическая гимнастика: «Покажи эмоцию».
  4. Двигательные упражнения с выполнением движений под любой текст.
  5. Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи: необходимо прочитать потешку с разными чувствами: радости, страха и удивления.

        Для развития социально-эмоциональной сферы важное значение имеют социальные игры, в которых дети учатся не только преодолевать конфликты, но, самое главное, конфликты находят в них свое открытое выражение – тогда нет необходимости вытеснять их в бессознательное. Я предлагаю детям следующие игры: «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Школа», «Мы – строители», «Магазин».

        Для проведения динамических пауз в непосредственно образовательной деятельности я использую «Игры Дядюшки Фопеля», которые направлены на достижение следующих целей:

  1. Формирование навыков сотрудничества. («Я – кот Мур-Мур», «Зеркало и тень»)
  2. Выражение собственной агрессии.(«Смешные и сердитые лица», «Торнадо»)
  3. Формирование навыков доверия к окружающим. («Узел», «Горы и долины»)

Это подвижные и тихие игры, развивающие восприятие и эмоциональную сферу детей, воображение и конкретные навыки. Эти игры можно проводить в помещении и на улице, в солнечную и дождливую погоду, в любое время суток. С их помощью можно развлечь детей, сблизить и подружить их, а также многому научить, способствуя, таким образом, их развитию.

        Я часто  в своей работе по развитию эмоциональной сферы использую пальчиковый театр. Итак, самое первое, что мы делаем - это выбираем сюжет. И вот сценка проиграна, да не один раз ( уж поверьте, в ближайшие пару дней вам придется повторить действо раз десять, необходимо, чтобы дети менялись персонажами, обращайте внимание на то, каким голосом говорит каждый персонаж, на интонацию произнесения фраз. Очень хорошее упражнение для развития связок и произношения сложных звуков). Что же дальше? А дальше – творчество. Вместе мы решаем – какую сказку будем разыгрывать и делаем персонажей. Разучиваем сказку, распределяем, какие герои кому достанутся. Ценность пальчикового кукольного театра в том, что дети могут сделать всех героев самостоятельно.

        В нашей группе существует уголок настроения, где каждый ребенок может отметить то, что он чувствует в данный момент времени. Детям очень нравится, что можно выразить свое настроение таким образом, ничего никому не объясняя. А еще дети очень переживают, если видят, что кто-то повесил себе «капельку» - значит ему грустно. Тогда мы все вместе пытаемся сделать что-то хорошее и приятное этому ребенку. Есть в нашей группе и «Солнышко-мирилка», так как я считаю очень важным такое качество как «умение просить прощения и прощать» для успешной социализации дошкольников.

        Работа по развитию эмоциональной сферы дошкольником не может проводиться без тесного контакта с родителями. Так как именно благоприятная и здоровая, в эмоциональном плане, обстановка в семье является основой для развития социально-эмоциональной сферы ребенка. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. В нашей группе проводятся следующие праздники и досуги вместе с родителями, которые направлены на создание эмоционально благоприятной атмосферы между участниками образовательного процесса воспитатели-дети-родители :

  1. «День матери».
  2. «Вечер дружной семьи».
  3. «8 марта».
  4. «23 февраля».
  5. «День Победы»

Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития. Ребёнок должен, прежде всего, осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.

Подводя итог вышесказанного, можно выделить следующие цели в работе педагогов по развитию социально-эмоциональной сферы:

  1. Создавать условия для полноценного социального развития детей.
  2. Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и т.п.
  3. Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам и др.)

Самое главное, чему хочется научить наших детей, это чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится им на жизненном пути.

Используемая литература:

  1. Запорожец А.В.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.
  2. Н. Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Генезис, 2011г.
  4. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.
  5. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А.В. Можейко. - М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе.

Статья о развитии познавательно-речевой сферы дошкольников и о ее значении в дальнейшем обучении в школе....

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие социально-эмоциональных отношений у дошкольников.

В данной статье рассказывается об использовании разнообразных арт-терапевтических технологий, которые приобретают все большее значение в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что данные т...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...

Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации

Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высок...

«Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации»

Одним из актуальных вопросов в современном обществе начиная с детского возраста является  ранняя профориентация личности. Поэтому трудовое воспитание - одно  из главных направлений социально...