Развитие познавательно-речевой сферы дошкольников как гарантия успешного обучения в школе.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бекшаева Надежда Николаевна

Статья о развитии познавательно-речевой сферы дошкольников и о ее значении в дальнейшем обучении в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno_rechevoy_sfery.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ГАРАНТИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

                                                                          Бекшаева Н. Н.

                                МДОУ «Детский сад №65»(Саранск ) 

      «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

 Л. С. Выготский.

        Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

       17 октября 2013 года  вышел приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.)  Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2014 года.

В ФГОС дошкольного образования представлены направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

- речевое развитие;

-художественно-эстетическое;

- физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [4, с.9-10].

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно- речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Не может быть познавательного развития без речевого. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. В процессе обогащения сознания дошкольников различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателем, оформляют свои мысли в связанные высказывания [1, c. 17]

Основным видом деятельности дошкольников является игра. « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)

Игровые ситуации раскрепощают детей; позволяют почувствовать себя личностью, жизненная позиция которой интересна окружающим; развивают в нем наблюдательность ко всему происходящему. Игры помогают ребенку расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.[3, c. 5]

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно- речевое развитие.

Большую роль в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста играют игры- эксперименты. Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции( анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с  основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке детей к школе является воспитание у них внутренних потребностей в знаниях.

И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.[2 .3].

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А , решая умственную задачу в игре, ребенок научиться запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам . Дидактическая игра может своеобразной формой обучения; методом формирования и закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.[5 с.5].

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.[5 с. 19].

 Таким образом , при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленный придет ребенок в школу- имеется  ввиду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, .тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Литература

1.Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2002г.- 160 с.

2.Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в ДОУ Санкт-Петербург, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс» 2014г. – 64с

3.Сорокина Л.И. Дидактические игры в детском саду. Москва, Просвещение, 1982г. – 95с

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Письма и приказы Минобразования – М : ТЦ Сфера, 2015г -96 с.

5.Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014г. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ...

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.

В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Формирование произвольной сферы дошкольника как средство успешной адаптации к школе"

Цель: формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления учебной деятельности: развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков само...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по формированию сенсомоторной сферы дошкольников....

Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...