«Развитие эмоционального интеллекта у детей – как условие успешной социализации»
консультация (средняя группа)
Целевой ориентир, затрагивающий развитие эмоционального интеллекта дошкольников, обуславливает следующие характеристики: «ребенок имеет определенную установку позитивного отношения к миру, другим людям, самому себе, имеет чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, принимает участие в совместных играх.Также дошкольник умеет договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства, включая, помимо прочего, чувство веры в себя, старается максимально продуктивно разрешать конфликты».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Эмоции могут стать вашим врагом. Если вы поддадитесь своим эмоциям, вы потеряете себя. Вы должны быть со своими эмоциями заодно, потому что тело всегда следует за разумом» Брюс Ли
Что такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, т.е. управлять ими, а также понимать чувства других людей.
Почему эмоции так важны? Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую. Дж. Максвел Современные и сследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%
Для того, чтобы у дошкольника не возникало серьезных проблем с социализацией, с оценкой окружающей реальности, его важно учить узнавать, проявлять эмоции (прежде всего, положительные). Целевой ориентир, затрагивающий развитие эмоционального интеллекта дошкольников, обуславливает следующие характеристики: «ребенок имеет определенную установку позитивного отношения к миру, другим людям, самому себе, имеет чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, принимает участие в совместных играх. Также дошкольник умеет договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства, включая, помимо прочего, чувство веры в себя, старается максимально продуктивно разрешать конфликты».
Что такое успех? Если верить определению толкового словаря, успех – это удача в достижении поставленных целей, положительный результат действий. Второе значение этого слова – общественное признание, то есть признание, которое мы получаем от других людей . Если считать, что большинство ставит своими целями именно деньги, хорошую работу, известность, семью и здоровье, тогда вроде как все сходится. А если у каждого человека индивидуальные цели ? Вероятно, тогда и успех у каждого свой собственный, не похожий на успех соседа.
Что же такое успех для ребёнка? Успех ребёнка – это совершённое дело, за которое он получит похвалу, его конкретное реальное достижение. Каждый ребёнок хочет слышать в свой адрес похвалу, получать грамоты, испытывать гордость, а значит быть успешным. Потребность в ощущении себя успешным, тесно связана с потребностью в принятии, одобрении. Осознавая себя как личность, ребенок постепенно начинает оценивать себя и других, неизбежно сравнивая успехи.
Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех . Создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза (А. Лопатин, В. Питюков , Н. Щуркова ) . Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка! Ребенок , который оказался в ситуации успеха , испытывает душевный подъем, у него словно крылья за спиной вырастают. А значит, дальнейшие действия он будет выполнять с большей легкостью и интересом. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворение жизнью на данный момент, а это не что иное, как счастье в одной из его разновидностей.
Как развить эмоциональный интеллект у ребенка Отражение чувств ребенка Показывайте свои чувства Озвучивайте свои эмоции Используйте игры для развития эмоционального интеллекта
Игры для развития эмоционального интеллекта у детей Игра с образом животных Игра с мячом Фотоальбом эмоций Театрализованная деятельность
Назови себя Участники по очереди называют свое имя и дают себе две характеристики по первой букве своего имени. Например, имя Вероника – веселая, верная. Изображаем эмоции Для этой игры взрослый берет зеркало и вместе с малышом показывает, как выглядят эмоции — страх, гнев, отвращение, печаль, радость, интерес, удивление. Например, демонстрирует гнев: хмурит брови, опускает уголки губ и т. д. Для того чтобы воспринимать эмоции, важно знать, как они выглядят и мимика — самый простой способ «прочитать их». Угадываем эмоции Более продвинутый вариант предыдущей игры: здесь нужно изобразить эмоцию и предложить другим ее угадать. Например, сделать какую-то рожицу и спросить: «Как ты думаешь, что я сейчас испытываю? Какая это эмоция?». В эту игру может играть не только взрослый с ребенком, но и дети друг с другом.
Читаем эмоции Смотрим на картинки с изображением героев и спрашиваем: «Как думаешь, что этот герой сейчас что испытывает? Почему? А как ты это определил?». Угадываем эмоции по голосу Любую фразу можно сказать с очень разными интонациями, которые будут выражать разные эмоции. Для этой игры можно выбрать любую фразу, по-разному обыграть ее и спросить у детей, как она сейчас была сказана — грустно, весело, испуганно? Это очень увлекательное занятие, дошкольники его обожают. Изображаем эмоции с помощью движений тела Прочитать эмоции можно не только по лицу, но и по телодвижениям. Для этой игры можно отвернуться/закрыть лицо и показывать печаль, любопытство или страх с помощью поз и движений. Рисуем цвет эмоций Расставляем краски, карандаши и просим изобразить какую-либо эмоцию. Это игра не только на эмоциональный интеллект, но и на воображение, творческое мышление и креативность
Школа актеров Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики В школу актеров принимаются дети после небольшой проверки для этого нужно: Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; Загрустить, как царевна Несмеяна; заболевший ребенок; ослик Иа Злиться, как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч; Испугаться, как заяц, увидевший волка; птенец, который выпал из гнезда; котенок, на которого лает злая собака; Улыбнуться, как кот на солнышке; хитрая лиса; мама; будто ты увидел чудо
Угадай по голосу Еще одна форма игры – угадывать эмоции по интонации. Попробуйте произносить фразы по-разному. Пусть ребенок попробует угадать, что вы испытываете. Теперь предложите ребенку произносить простые фразы с разными эмоциями, как будто вы разговариваете по телефону. Примеры: «Сегодня на завтрак была овсянка» «Мама вернулась с работы» «Мы идём к доктору на приём» «Утром в саду зарядка» «Потерялась моя футболка»
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ГКУ ЦССВ Маяк в 2022 году»
Почему сейчас особенно актуально развивать эмоциональный интеллект у детей с интеллектуальной недостаточностью? Какие шаги мы предпринимаем по этой теме в 2022 году. Взгляд педагога-психолога ЦССВ....

Проект: «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника как важный фактор его социализации».
Цель педагогического проекта: формирование способностей эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста и создание условий для его развития....

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...

Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры
Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...

Использование steam – оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети с ТНР)
Семинар - практикум для педагогов "Использование steam - оборудования для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (дети с ТНР)...

Актуальность развития эмоционального интеллекта у дошкольников в условиях ДОУ
Развитие эмоционального интеллекта в ДОУ - это неотъемленная часть воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие гармоничной, уверенной в себе и эмоционально зрелой личности....
