Актуальность развития эмоционального интеллекта у дошкольников в условиях ДОУ
консультация по психологии

Кадырова Валентина Николаевна

Развитие эмоционального интеллекта в ДОУ - это неотъемленная часть воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие гармоничной, уверенной в себе и эмоционально зрелой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_ei_dlya_pedagogov_dou.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность развития эмоционального интеллекта у дошкольников в условиях ДОУ

Сегодня в системе дошкольного образования всё чаще поднимается тема развития эмоционального интеллекта (ЭИ) у детей. И это не случайно. Современное общество требует не только знаний и умений, но и высокой способности к взаимодействию, сочувствию, адаптации – именно тех качеств, которые формируются на основе развитого ЭИ.

Эмоциональный интеллект – это способность ребёнка понимать и выражать свои чувства, распознавать эмоции других людей, регулировать своё поведение, строить позитивные отношения. Все эти навыки не возникают сами по себе – они формируются постепенно, начиная уже с раннего возраста, и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) играет в этом важную роль.

В условиях ДОУ ребёнок впервые сталкивается с сообществом сверстников, учится взаимодействовать не только с близкими взрослыми, но и с разными детьми, педагогами, другими членами коллектива. Это естественная и благоприятная среда для развития эмоционально-социальных навыков.

Почему развитие ЭИ в ДОУ актуально:

  • помогает формировать навыки общения и сотрудничества;
  • способствует снижению конфликтности и проявлений агрессии;
  • улучшает способность ребёнка к адаптации в новых условиях;
  • развивает саморегуляцию и устойчивость к стрессу;
  • формирует основу для успешного обучения в школе и жизни в целом.

Педагоги ДОУ, используя разнообразные приёмы (игры, сказкотерапию, арт-техники, эмоциональные упражнения), помогают детям:

  • называть и различать свои чувства;
  • выражать эмоции безопасным способом;
  • понимать чувства других;
  • развивать эмпатию и доброжелательность.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта в ДОУ – это не дополнительное направление работы, а неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование гармоничной, уверенной в себе и эмоционально зрелой личности. Чем раньше ребёнок научится понимать себя и других, тем легче ему будет в будущем адаптироваться к сложному и многогранному миру.

Памятка для педагогов ДОУ

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность ребёнка распознавать, понимать и выражать свои эмоции, а также учитывать чувства других людей. ЭИ играет важнейшую роль в социализации, формировании самооценки, способности к обучению и адаптации.

Основные задачи педагога:

  1. Формировать эмоциональный словарь:
    Научить ребёнка называть свои чувства и распознавать эмоции других.
  2. Создавать эмоционально безопасную среду:
    Внимательная, доброжелательная атмосфера снижает тревожность и усиливает доверие.
  3. Развивать навыки эмпатии и сочувствия:
    Помогать детям замечать чувства сверстников, учить поддерживать, сопереживать.
  4. Учить способам саморегуляции:
    Подсказывать, как справляться с сильными эмоциями конструктивно (глубокое дыхание, уединение, переключение внимания и др.)
  5. Использовать эмоционально насыщенные методы и игры:
    Сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, арт-терапия, «эмоциональные кейсы», рефлексивные упражнения.

 Методы и приёмы:

  • Игра «Эмоциональное зеркало» – ребёнок изображает или угадывает эмоции.
  • «Эмоциональный термометр» – помогает детям обозначить своё текущее настроение.
  • Обсуждение чувств героев сказок и мультфильмов
  • Создание «уголка эмоций» в группе
  • «Круг признания» – высказывание благодарностей и добрых слов сверстникам
  • Сюжетно-ролевые игры – моделирование социальных ситуаций (ссора, прощение, помощь, радость)

На что обратить внимание:

  • Не игнорируйте негативные эмоции ребёнка – помогите их прожить и понять.
  • Не наказывайте за проявление эмоций – обсуждайте, как выражать их экологично.
  • Поддерживайте эмоциональные проявления детей: «Я вижу, ты расстроен. Давай подумаем, как это можно изменить».
  • Регулярно используйте рефлексию в конце дня: «Что сегодня тебя обрадовало? Что огорчило?»

Роль педагога:

Вы эмоциональный навигатор для ребёнка. Ваши слова, интонации, поведение – образец для подражания. Развивая эмоциональный интеллект дошкольников, вы закладываете основу для их будущих социальных и учебных успехов.

Помните:
Ребёнок, умеющий понимать себя и других, легче входит в коллектив, увереннее действует в разных ситуациях и гармоничнее развивается.

С уважением, Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 74
Кадырова Валентина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»

Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»...

Актуальность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

В данном материале мы найдём ответы на вопросы :Что такое эмоциональный интеллект?Зачем его развивать ещё в дошкольном возрасте?Зачем это детям?Как определить уровень Эи ?Что почитать с ребёнком?...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей – как условие успешной социализации»

Целевой ориентир, затрагивающий развитие эмоционального интеллекта дошкольников, обуславливает следующие характеристики: «ребенок имеет определенную установку позитивного отношения к миру, други...

Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие

Тема методической разработки:«Интеграция игровых и эмоциональных практик для развития эмоционального интеллекта у дошкольников через творческое взаимодействие»1. Обоснование выбора темы:В ...

Актуальность развития эмоционального интеллекта у дошкольников в семье

Дошкольный возраст - это период интенсивного эмоционального развития....