«Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей».
методическая разработка на тему

Даниленко Ольга Валерьевна

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Интегрированный метод обучения сам по себе является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 г. Тары»

Тарского муниципального района Омской области.

«Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции

 образовательных областей».

Даниленко Ольга Валерьевна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

ТАРА - 2013

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательного интереса к окружающему миру и формирования различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности. К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по своим функциональным характеристикам уже готов к восприятию большей по объёму и сложной по качеству информации. Определяющую роль начинает играть память как средство накопления активно приобретаемого в данный период личного опыта. Заметно возрастают возможности умственной деятельности, развивается способность обобщения, существенно увеличивается последовательность мыслительных операций.

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Интегрированный метод обучения сам по себе является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. 

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему, вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

В практике работы нашего детского сада метод проектов используется не один год. В начале это был творческий проект «Детский сад – зеленый остров» по благоустройству детских площадок, затем были организованы и реализованы проекты: «В здоровом теле – здоровый дух», «Огненные годы войны», «Детский сад – сказочный мир детства».

Совсем недавно мы закончили работу над проектом «Цветы вокруг нас», который был организован мной.

Цель проекта:

Активизация познавательной и творческой деятельности детей.

Развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов.

Активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

  • Дать понятие, что такое цветок, учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения исследования природных объектов.
  • Обогащать музыкальное впечатление детей, способствовать развитию песенного и танцевального творчества.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
       Экологическое воспитание  -  одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. 
        Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. 
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все. Отсюда возникает проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»

Над проектом работали  воспитатели, дети 4-6 лет, и родители. Срок реализации проекта - 1 месяц.  Каждая группа работала по определенной теме. Группа «Теремок» изучала садовые цветы, группа «Солнышко» - полевые и луговые цветы, а группа «Русалочка» -  комнатные растения. Работу мы начали с того, что организовали экскурсии детей по территории нашего детского сада. Дети рассматривали цветы, которые растут у нас на клумбах, знакомились с их строением. Они любовались красотой цветов, яркой и разнообразной окраской, с трепетом вдыхали их нежный аромат, прикасались к хрупким лепесткам. Затем была организована экскурсия в лес, с целью ознакомления с полевыми и луговыми цветами. Дети рассказывали о сходстве и отличии садовых и полевых цветов, высказывали своё мнение об их особенностях, пользе для насекомых и людей. Наблюдали, как над цветами порхают бабочки, как пчёлы собирают цветочный нектар. Затем дети знакомились с комнатными растениями в цветочном магазине.  Для них были проведены беседы о значимости комнатных растений, их пользе для человека. Ребятишки с удовольствием рассматривали цветы, нюхали их, некоторые  даже трогали руками. В конце нам показали место для хранения цветов – огромный холодильник. После проведенных  экскурсий дети с удовольствием делились своими впечатлениями, искали сходство и различие между садовыми, полевыми и комнатными цветами, высказывали свои версии, доказывали свою точку зрения. Для закрепления увиденного детям были предложены творческие задания.  Нужно было представить себя одним из понравившихся цветов, кто-то увидел себя горделивой розой,  кто-то скромницей-ромашкой, кто-то колючим кактусом, а кто-то озорным одуванчиком. Затем я попросила детей показать, как бы ходил, каким бы голосом говорил и пел понравившийся им цветок. Детской фантазии здесь не было предела. Ребята наперебой демонстрировали созданный ими образ. Также детям было предложено подобрать музыкальный инструмент, который наиболее соответствует представленному ими образу. Дети слушали чудесную музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов». После прослушивания я провела беседу по произведению. Дети рассказывали о своих эмоциях, чувствах, впечатлениях.

При  проведении непосредственно-организованной деятельности «Он на ёжика похож» наши воспитанники узнали о происхождении кактусов, их родине Южной Америки. Им был показан музыкальный видеоролик «Кактус – ёж». Косенко Артем и Соловьева Варя  рассказали своим сверстникам, почему у кактусов есть колючки и почему они разные. Дети с удовольствием разучивали песни о кактусах, отгадывали загадки, читали стихи, играли в музыкальные игры. Заключением НОД стала продуктивная деятельность «Кактусята – цветущие ребята». Ребята лепили из пластилина свои виды цветущих кактусов.

Не остались в стороне и родители наших воспитанников. Они приняли самое активное участие в проекте. На территории детского сада «выросла» альпийская горка. Наши воспитанники помогали своим мамам и папам высаживать в нее цветочную рассаду, поливали и пололи подрастающие цветы. А в  центральном холле детского сада появился маленький ботанический сад из комнатных растений. Большую помощь родители оказали в подборке материала для создания экологических книг, а также в оформлении выставок  в музыкальном зале.  Принимали участие в оформлении музыкального зала к празднику «Бал цветов», которое явилось итоговым мероприятием проекта. Каждая группа представляла свою тему: воспитанники группы «Русалочка» показали,  как правильно посадить росток, группа «Солнышко» рассказали о луговых цветах, исполнив музыкальную композицию «Ромашки»,  а также показали веселую игру «Жмурки с колокольчиком». Группа «Теремок» рассказали нам о садовых цветах и исполнили танец «Волшебная полянка». Кульминационным моментом праздника стал зажигательный «Веселый танец лета».  

 Этот праздник доставил много радости, положительных эмоций, как детям, так и родителям.

         В заключении хочу сказать, что такая форма работы и есть живое погружение в культуру, в самом широком смысле этого слова. У детей воспитывается живой интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения и общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для эмоционального и социального развития.

Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог,  и т.д.  В дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников, привлекая в работу социальных партнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Проектная деятельность дошкольников как средство  интеграции образовательных областей

Презентация об инновационной педагогической технологии, применяемой в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В презентации представлена проектная деятельность, которую использует инструктор по фи...

Технология проектной деятельности дошкольников. Н.Е. Веракса,А.Н. Веракса.

laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...

Применение технологии проектной деятельности дошкольников (Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса)

Применение технологии  проектной деятельности дошкольников (Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса)Проектная технология. Внедрение технологии.Анализ применения проектной технологии (из опыта работы).ПР...

Применение технологии проектной деятельности дошкольников (Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса) для воспитанников 5-7лет

Развивающаяся в современной педагогике  тенденция «не насилия» существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и вс...