"Краеведение в детском саду"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Предлагаю вниманию коллег конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада по знакомству с историей родного города Арзамаса и творчеством А. П. Гайдара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_arzamas_i_gaydar_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной группе

Тема: «Путешествие так начинается:

              Арзамас и Гайдар продолжаются...»

Цель: воспитание у детей патриотических чувств и любви к родному городу.

Задачи:

– познакомить детей с некоторыми историческими местами города, связанными с именем А.П. Гайдара;

– развивать интерес к личности писателя и его произведениям, любознательность, творческое воображение, расширять кругозор;

– воспитывать уважение к прошлому родного города, чувство гордости за своих земляков.

Предварительная работа

Беседы о городе, о жизни и творчестве А.П. Гайдара. Чтение произведений: «Чук и Гек», «Совесть», «Голубая чашка». Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением достопримечательностей города.

Материалы и оборудование

Карта-схема г. Арзамаса с метками-символами, портрет А.П. Гайдара, экран, слайды, магнитная доска, атрибуты – следы гусиных лапок, костюм гуся, аудиозапись звуков природы и песен, альбомные листы, цветные карандаши на каждого ребенка.

Методические приемы

Художественное слово, беседа, ответы на вопросы, творческое рисование.

Интегрируемые образовательные области

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход мероприятия

Звучит музыка. Входит гусь с картой.

Арзамасский Гусь: Привет, друзья,

                                      Узнали вы меня?

                        Дети:  Привет! Да, гусь.

     Арзамасский Гусь: Я – гусь,

                                    Но гусь я не простой,

                                    Породы «Арзамасской», боевой,

                                    Люблю родной свой город,

                                    Он мне по-прежнему так дорог!

(Слайды №1).

                                     С друзьями я по городу шагал,

                                     Но зазевался-и от них отстал.

                                     Прошу попутешествовать со мной,

                                     И карту города я захватил с собой.

(Гусь показывает карту города Арзамаса и вывешивает ее на магнитную доску).

                                     Догнать мне братьев помогите,

                                     Они следы оставили, смотрите!

(По периметру группы на полу размещены следы гусиных лапок).

     Воспитатель: Попутешествуем с гусем, ребята,

                               Как было в старину когда-то,

                               И карта-схема Арзамаса есть,

                               И будет что узнать, прочесть!

                                В путь отправимся, друзья,

                                Вот зарядка для тебя:

                                Будет легче нам дышать,

                                И с гусем быстрей шагать!

Дыхательная гимнастика

               Воздух города родного

               Глубоко вдохнем в себя,

               Раз-два-три-четыре-пять,

               Нужно тихо постоять,

               А сейчас мы через носик

               Воздух выпустим в полётик.

(Дети стоят ровно и прямо. Вдыхают глубоко воздух через рот. На счет «раз-два-три-четыре-пять» задерживают дыхание в себе. Постепенно выпускают воздух через нос. Упражнение повторяется 3 раза)

Арзамасский гусь: Что же в путь,

                                          Мы по следам идем,

                                          Легко нам дышится,

                                          Мы в городе родном.

                                         Идем тихонько, не спеша,

                                         Стоп! Остановка!

                                          Вижу домик я!

                                          На стульчики присядьте вы, ребята,

                                          А я вам слайды покажу,

                                          О домике об этом расскажу.

(Слайды №2, вывешивается портрет А.П. Гайдара).

                                          Здесь жил когда-то наш Гайдар,

                                          Он книжки детские писал.

                                          Любил он в детстве поиграть,

                                          О «дальних странах» помечтать.

                                          Был заводила, фантазер,

                                          На выдумки всегда остер:

                                          В индейца так мог нарядиться,

                                        От настоящего – не отличиться!

                                        В спектаклях много он играл,

                                        А роль садовника – ну просто обожал!

                                        На речку Тешу бегал часто,

                                        На колокольню мог взобраться.

                                        Имел друзей он очень много,

                                        И впереди его ждала счастливая дорога...

                                        На карте города тот домик обозначен,

                                        Поэтому для нас он очень значим!

(Привлекается внимание ребят к карте города Арзамаса, где символом обозначен дом, в котором жил А.П. Гайдар).

Арзамасский гусь: И снова в путь,

                                        Мои друзья прошли совсем немного,

                                        Следы от домика ведут левей,

                                        Пройдем их вместе побыстрей.

                                         Вот здание какое-то стоит,

                                         А вывеска на нем гласит:

                                        «Литературный музей А.П. Гайдара».

(Слайды №3)

                                       Сюда тихонечко войдем,

                                       И в зале выставку найдем.

                                       Чтоб все внимательно нам рассмотреть,

                                        Я предлагаю вам присесть.

                                        Здесь очень много экспонатов,

                                        Ведь жизнь писателя богата

(Дается толкование значений слов: экспонаты, гимнастерка, планшет)

                                      Гимнастерка, планшет, сапоги,

                                      Дорогами войны пришлось пройти.

                                      Еще мальчишкой был вчера,

                                      В семнадцать – командир полка.

                                      Он в Красной Армии служил

                                      И жизнь свою Отчизне посвятил.

                                      И в годы огневые, в сорок первом,

                                     Свою страну стал защищать одним из первых

                                     Октябрь. Сорок первый. От пули врага

                                     Гайдар погибает, не стало Бойца.

                                     Белеют ромашки, цветут васильки,

                                     Как память раскатов далекой войны.

                                     Но живы герои гайдаровских книг,

                                     Мы уже знаем с вами о них.

Воспитатель: Я задам сейчас вопрос,

                              И ответ совсем уж прост,

                              В какой книжке так звучало,

                              Вспоминайте все сначала.

                           «Что такое счастье – это каждый понимает

                             по-своему. Но все вместе эти люди знали и

                             понимали, что надо жить честно. Много

                             трудиться и крепко любить и беречь эту

                             огромную землю, которая зовется советской

                             страной», а сейчас Россией.

Дети: Ответы.

Арзамасский гусь: И вновь мы по следам идем,

                                     Спокойно, тихо в городе моем.

                                     Что вижу я – вот водоем,

                                      Деревья выросли кругом.

                                      Красивый пруд и тишина,

                                     Для арзамасцев здесь особые места!

(Слайды №4).

                                     Бои плотов устраивал Гайдар,

                                     Он по-мальчишески играл.

                                     «Гайдаровским» зовут тот пруд,

                                     Легко и весело нам тут.

                                    Ребята, не устали вы со мной,

                                    Давайте отдохнем здесь под горой.

Воспитатель: Физкультминутка.

                          По этим бревнышкам пройдем,

                          И постараемся- не упадем.

(Дети проходят по спортивным бревнышкам, расставив руки в стороны, сохраняя равновесие).

Арзамасский гусь: Мы отдохнули, подышали,

                                     На карте города мы пруд узнали,

                                     Шагаем весело и гордо,

                                     Становится легко и бодро.

                                     Вот березовая роща,

                                     Каруселей полон ряд,

                                     Песни, игры и веселье,

                                     Целый день вокруг царят.

(Слайды №5. Звучит музыка звуков природы)

                                   Это место знают все,

                                   Точно нравится тебе!

                                   Что это за место?

Дети: Это парк.

Воспитатель: Гусь, тебе я помогу,

                              О парке нашем расскажу.

  • Ребята, а кто был в этом парке?
  • С кем вы приходили сюда?
  • Что интересного есть в нашем парке?
  • На каких аттракционах вы катались?
  • Интересно вам было?
  • С чьим именем связаны места, о которых мы сейчас говорим?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Да, поэтому это место так и называется: «Парк культуры и отдыха имени А. П. Гайдара».

О нашем парке написано много красивых стихотворений, одно из них я вам сейчас прочитаю:

                           Этот парк не похож на десятки других,

                           Этот парк белостволен и ясен,

                           Здесь в аллеях берез,

                           Каждый ствол – это стих

                           О Гайдаре, весне, Арзамасе.

(Слайды №6. Звучит музыка).

В центре парка стоит памятник А.П. Гайдару. Автор памятника – московский скульптор Дмитрий Стручков. Он изобразил детского писателя в военной одежде: военные сапоги, военная шинель, военный ремень, руки заложены назад, в них он держит военную папаху (шапку). Это памятник писателю-воину.

В день рождения А.П. Гайдара и в день его гибели к памятнику приходят люди, чтобы почтить память великого писателя и нашего земляка.

1 чтец: Любимых детских книг творец

                   И верный друг ребят,

                   Он жил, как должен жить боец,

                   И умер, как солдат.

                  (С.В. Михалков).

2 чтец: Большой, веселый, ясноглазый,

                  Присев к ребячьему костру,

                  Он сочинял свои рассказы,

                  Как бесконечную игру.

                  (С.Я. Маршак).

Воспитатель: 110 лет – юбилейная дата,

                             Трудом и подвигом объята,

                             Он так любил свой город,

                             По- прежнему Гайдар нам дорог!

                             И чтя историю свою,

                             Я говорю:

                             Жизнь она не кончается,

                             Арзамас и Гайдар продолжаются...

Арзамасский гусь: Вон за березой вижу братьев я,

                                     Догнал я их, спасибо вам, друзья,

                                     Я «до свиданья» говорю,

                                     Но в гости к вам еще приду.

(Гусь уходит)

Дети: До свидания!

Воспитатель: А мы с вами, ребята, возвращаемся снова в детский сад. Сегодня мы совершили необычное путешествие, как вы думаете, почему необычное?

(Дети еще раз рассматривают карту-схему с символами, проговаривают маршрут).

Каждому из вас что-то особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии.

Я предлагаю вам нарисовать то, что наиболее понравилось.

Творческое рисование

Рисунки детей вывешиваются на стенд рядом с картой города Арзамаса и портретом А. П.  Гайдара.

Литература.

  1. Арзамасцева И.О.   О Гайдаре, оставленном позади /                        И. Арзамасцева // Детская литература – 1997, №1
  2. Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: Сборник статей — Арзамас, 2001.
  3.  Березин В.   Пятая жизнь писателя / В. Березин // Книжное обозрение – 2004.
  4. Гайдар Т.А.   Голиков Аркадий из Арзамаса: Документы, воспоминания, размышления / Т.А. Гайдар – М.: Политиздат, 1988.
  5. Голованова М.В.   Любимых детских книг творец: К 95-летию   А.П. Гайдара / М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова // Начальная школа – 1999, №2.
  6. Камов Б.Н.  Рывок в неведомое, М.: Дет. лит., 1991.
  7. Музей Гайдара // Детская литература – 1973, №7
  8. Рыбаков Н.И.  Гайдар в Арзамасе: Фотоальбом. - М.: Сов. Россия, 1984.
  9. Смирнова В.   Аркадий Гайдар: Очерки жизни и творчества /          В. Смирнова – М.: Сов. писатель, 1972.
  10.  Шацкий Е.  Аркадий Гайдар и современность, М.: Дет. лит., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение в детском саду

Представлены проект "Милый сердцу уголок", который реализуется в дошкольной группе  в разделе "Краеведение" общеобразовательной программы.  В проекте отражены содержательные линии краеведчес...

Краеведение в детском саду

Представлены проект "Милый сердцу уголок", который реализуется в дошкольной группе  в разделе "Краеведение" общеобразовательной программы.  В проекте отражены содержательные линии краеведчес...

статья "Краеведение в детском саду"

Статья о том,  для чего нужно вводить занятия по краеведению не только в школе ,но и в дошкольных учреждениях....

Краеведение в детском саду

        Со словом «Родина» у каждого человека связаны представления о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и маленькая деревенька, и посёлок, и город,...

Буклет "Содержание уголков краеведения в детском саду

Буклет содержит методические рекомендации по оснащению уголка краеведения в детском саду....

Презентация на тему: Опыт работы в сфере краеведения в детском саду, воспитатель Ковальская С.В.

Содержание:Краеведение в детском садуЦели и задачиКраеведение в развивающей среде группы1.Краеведение в детском саду :Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной ...

Азбука туризма и краеведения в детском саду - отчёт за 2013-2014 г. в печатное издание журнала "Хранители природы"

День Победы  для всех нас является одним из самых значимых праздников. Каждый год проводим с детьми воспитательно-патриотическую работу, посвящённую Великой Победе.   В этом году вся ст...