Обобщение опыта работы по теме: "Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
методическая разработка на тему

Емельянова Елена Васильевна

     Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема охраны и укрепления здоровья выделена как приоритетная. В качестве стратегической цели модернизации образования определена ориентация на здоровьесберегающие технологии, воспитание потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 204 г. Карталы

Обобщение опыта работы по теме:

«Использование утренней гимнастики с текстом

в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель средней группы

2 категории

Емельянова Елена Васильевна.

Г. Карталы

2010г.

Введение

     Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема охраны и укрепления здоровья выделена как приоритетная. В качестве стратегической цели модернизации образования определена ориентация на здоровьесберегающие технологии, воспитание потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности.

     В настоящее время существуют многочисленные данные, свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 2/з детей имеют различные патологии и отклонения в здоровье.

     Необходимость поиска эффективных путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях.

     В материалах Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» отмечается, что главной задачей ДОУ является выработка у детей разумного отношения к своему организму, научение вести здоровый образ жизни с раннего детства.

     В последнее время в ДОУ стало заметно, что дети не стремятся к двигательной активности, не хотят заниматься гимнастикой. Одной из причин отсутствия интереса к движению является то, что детям зачастую предлагают в утренней гимнастике одни и те же виды бега, ходьбы, обще развивающих упражнений. Второй причиной отсутствия интереса к выполнению утренней гимнастики является низкая двигательная активность, недостаточно высокая физическая нагрузка, которая не позволяет младшим дошкольникам удовлетворять свою потребность в движении.

     Сегодня нужна многофункциональная система, включающая в себя развитие всех физических качеств человека, интеллектуальное и духовное развитие, воспитание характера, уверенности в своих силах. Необходимо, чтобы эта система имела значительный оздоровительный потенциал, обеспечивающий гармоничное развитие личности. К такой многофункциональной системе относится гимнастика с текстом. Гимнастика способствует развитию уверенности в себе, в своих силах, влияет на укрепление мышечной системы, улучшает подвижность суставов, совершенствует координацию движений, повышает сосудистый тонус, стимулирует деятельность внутренних органов, воспитывает в целом всесторонне развитого человека.

     Исследование теории использования утренней гимнастики с текстом как средство развития интереса к физической культуре посвящены работы Т.Н. Киреевой, К.М. Барского, A.M. Подщеколдина, Е.Б. Чертовских, В.И. Глебова, Т.М. Брыкова, Т.Н. Музрукова, М.А. Чернышева.

     Цель исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

     Объект исследования: физическое воспитания в ДОУ.

     Предмет исследования: этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом.

    Учитывая цель исследования, сформировали следующие задачи:

     1. Изучить значение утренней гимнастики с текстом в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста.

    2.  Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом в ДОУ для   детей   младшего   дошкольного возраста    согласно   выделенным этапов работы по физическому воспитанию.

    3.  Организовать   апробацию этапов   проведения утренней гимнастики с текстом.

    4.  Сформулировать методические рекомендации.

     Практическая значимость исследования заключается в том, что этапность работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе использования утренней гимнастики с текстом может помочь воспитателям в совершенствовании педагогического процесса по формированию физических качеств детей и укреплению их здоровья.

       

Глава 1. Теоретические основы проблемы.

1.1.Значение утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста

     В данном параграфе, мы рассматриваем как в общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств (Осокина Т.И. (21) ).

     Утренняя гимнастика- это система специально подобранных физических упражнений, при выполнении которых ребенок развивается всесторонним. Утренняя гимнастика способствует формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С помощью физических упражнений, входящих в утреннюю гимнастику, развиваются и укрепляются крупные группы мышц: плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления, они содействуют развитию также психофизических качеств ребенка.

     По мнению Степаненковой Э.Я.(23) гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движением красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств таких как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость, формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекции различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.

     Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста.  Сама по себе она является ценным средством оздоровления и воспитания детей. Ее основная задача – привести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать выпрямлению позвоночника.

     Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся сильно возбужденных детей, успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после гимнастики дети уравновешены, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя  гимнастика создает благоприятные условия для дальнейший деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

     Губерт К.Д. (7) придерживается мнения, что основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения амплитуды, правильной экскурсии в суставах, что при систематической тренировке закрепляется как сложный условный рефлекс и используется в жизни.

     Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие качества статических и динамических функций (ползание, сидение, ходьба, стояние ), на воспитание ритмичности в широком значении, то есть в смысле пластичности и экономии энергии, обеспечивает меньшую утомляемость.

     Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в том, что она проводится ежедневно, в определенное время и в гигиенической обстановке.

     Ежедневное проведение соответственно подобранных упражнений для слабых мышц (мышц плечевого пояса, спины и живота) способствует выработке у детей правильной осанки, предупреждению возможности образования некоторых изменений в осанке детей (сутуловатости, боковых искривлений позвоночника), которые могут появиться у них вследствие слабости мышц, при наличии несоответствующей росту детей мебели и тому подобное. Поэтому воспитатель должен тщательно следить за правильным положением у детей корпуса и головы.  

       Утренняя гимнастика положительно влияет на физиологические процессы в организме. В результате регулярного проведения утренней гимнастики у детей улучшается процесс обмена веществ, кровообращение, учащается дыхание. Гимнастика создает бодрое настроение и благоприятно влияет на их нервно-психическую деятельность, поднимает жизненный тонус.

     Воспитательное значение утренней гимнастики заключается в том, что она прививает детям гигиенические навыки (делать упражнения при открытых фрамугах, после гимнастики проводить водные процедуры), приучает к определенному режиму (делать физические упражнения по утрам ежедневно), воспитывает целый ряд положительных качеств, так необходимых им в условиях коллективной жизни (выдержку, внимание, дисциплинированность, умение согласованно действовать в коллективе).

     Немецкий педагог Роза Деметр предусматривает то, что включая в гимнастику упражнения для детей младшего дошкольного возраста, что необходимо прежде всего исходить из психологии самих детей, их фантазии и воображения. Ее слова подтверждаются тем, что включение в утреннюю гимнастику загадок, считалок, поговорок способствует желанию представить в воображении и показать в движении услышанное.

     Утренняя гимнастика является универсальным средством физического воспитания и оказывает разностороннее воздействие на детский организм, способствуя укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствованию функциональных возможностей, развитию физических качеств и психических процессов. В результате систематического выполнения утренней гимнастики с текстом усиливаются физиологические процессы, создается своеобразный фонд двигательного опыта, необходимого как в повседневной жизнедеятельности, так и в формировании более сложных двигательных навыков (Хухлаева Д. В.(26), Шебеко В.Н.(27)).

      Утренняя гимнастика может проводиться в различных комплексах и позволяет точно дозировать физическую нагрузку в соответствии с возрастом и степенью подготовленности занимающихся. Гимнастика предполагает расположение ОРУ в определенной последовательности, чтобы они поочередно оказывали воздействие на все группы мышц, на строение и функции организма детей.

     Утренняя гимнастика играет важную роль в формировании правильной осанки, что имеет большое значение для физического развития дошкольников. Этому способствует: во-первых, гимнастический стиль выполнения ОРУ и требования к фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях, что позволяет формировать у детей правильную осанку и мышечно-двигательные представления о ней. Во-вторых, под влиянием систематического применения утренней гимнастики с текстом происходит своевременное равномерное развитие мышечной и костной систем, суставно-связочного аппарата, увеличивается подвижность в суставах и эластичность мышц и связок. В-третьих, в процессе выполнения ОРУ, входящих в утреннюю гимнастику, наиболее эффективным является глубокое, нечастое напряженное дыхание. При этом воздух доходит до альвеол, легочная ткань хорошо вентилируется, дыхательные мышцы работают экономично, успевает восстанавливаться их работоспособность. В спокойном состоянии и при небольшой нагрузке является нормальным носовое дыхание, при котором воздух согревается, очищается от пыли, микробов. Кроме того, оно возбуждает нервные окончания в носовых пазухах, происходит настройка всего дыхательного аппарата на дыхание (носолегочный рефлекс), повышается тонус коры головного мозга, что способствует ее развитию.

     При значительной физической нагрузке ее легочная вентиляция увеличивается во много раз, проходимость носовых ходов становится недостаточной. В этих случаях вдох делается через нос, а выдох через нос и рот или вдох и выдох через нос и рот одновременно.

     Активность газообмена в легких определяет ряд факторов:

  1. Сила дыхательных мышц (диафрагмы, наружных и внутренних межреберных, грудных, грудино-ключичных, прямых и косных мышц живота и ряда других мышц).
  2. Подвижность грудной клетки.
  3. Сочетание структуры движения и дыхательного цикла (соответствие анатомической позы вдоху и выдоху).
  4. Взаимодействие работы дыхательного и двигательного центров головного мозга.
  5. Темп и ритм дыхания.

       В гимнастике упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, является дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и таким образом способствует глубокому,  полноценному дыхание. У ребенка дыхательные мышцы, так же как и вся мышечная сила, силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания.

     Сила дыхательных мышц возрастает в упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох, выдох с преодолением преграды (с полузакрытыми губами, сжатыми зубами и т. п.) (Лескова Г.П. (17)).

     Утренняя гимнастика положительно влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной систем, а также улучшает обменные процессы в организме (Хухлаева Д.В.(26)). Утренняя гимнастика позволяет развивать различные двигательные качества. ОРУ, входящие в гимнастику, выполняемые с увеличением амплитуды движений, содействует развитию гибкости. Гибкость имеет разнообразные проявления. Так, гибкость шейных позвонков, плечевых суставов и поясничной области во многом определяет активность двигательной деятельности ребенка.

     При организации утренней гимнастики в процессе выполнения упражнений в мышечной ткани увеличивается содержание сократительных белков: актина, миозина, актомиозина; повышается количество гемоглобина, возрастает кислородная емкость мышц и интенсивность окислительных процессов. Морфологические и биохимические изменения в работающих мышцах вызывает функциональные сдвиги - все это способствует приросту гибкости. Многие ОРУ можно проводить с текстом - стихами, поговорками, загадками. Они не только воспринимаются детьми как часть игры и позволяют многократно повторять одни и те же  упражнения, поддерживая к ним интерес (Кенеман А.В., Хухлаева Д.В.(11)), но и способствуют развитию фантазии и воображения детей.

     Назаренко Л.Д. в своих исследованиях выявила, что при утренней гимнастики у детей укрепляется сердечно-сосудистая система. Высокий функциональный уровень работы сердца определяется сильным, медленным его сокращением и расслаблением (более редким пульсом), а также строгой определенностью в чередовании этих процессов, что создает благоприятные условия для питания сердечной мышцы, ее кровоснабжения, состояния нервной регуляции, интенсивности выполняемой работы.

     Сердце - тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение утренней гимнастики с текстом положительно сказывается на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется.

     Напряжение ритмично чередуется с расслаблением или паузами отдыха. В результате сердечная мышца становится сильной, ровнее и реже ритм, точнее осуществляется перестройка работы сердца ребенка, являются неполное развитие мышечного аппарата и неравномерность сердечных сокращений, связанные с несовершенной нервной регуляцией. Поэтому при проведении утренней гимнастики нужно с большей осторожностью увеличивать нагрузки, в процессе некоторых упражнений давать паузы для отдыха, дозировку упражнений продолжительное время сохранять неизменной, увеличивать ее понемногу.

     Ударный объем сердца по мере роста ребенка быстро возрастает, развитие центрального и периферического нервного аппарата сердца отличается высокими темпами и в 2-3 года жизни ребенка находится в полном развитии. Необходимо отметить, что утренняя гимнастика оказывает непосредственное влияние, как на развитие двигательной функции, так и на психическое развитие ребенка.

     В процессе разучивания и выполнения утренней гимнастики у детей совершенствуются различные виды восприятия. Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Использование утренней гимнастики с текстом содействует развитию способности к импровизации, познанию повадок диких и домашних животных, птиц; явлений природы; профессий  человека, в общем - познанию  окружающего мира.                                            

       ОРУ с текстом занимают значительное место в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста и применяются в различных формах физического воспитания: прежде всего в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня (утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, физкультминутках); в процессе учебной работы (занятий по физической культуре); мероприятий активного отдыха (физкультурных досугах, физкультурных праздниках, дней здоровья), а также секционной работы.

      Исследования И. Дзержинской, а так же, как и М. Палавандшвили, Н. Ветлугиной доказывают, что утреннюю гимнастику невозможно проводить без какого-либо музыкального сопровождения.

     Советский педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движения, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание».

     Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) — одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

     Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служат сигналами к остановке или смене движения и тому подобное.

     Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует, согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся; повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

     Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служат сигналами к остановке или смене движения и тому подобное.

     Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует, согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся; повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме. (Осокина Т.И.,(21))

      Таким образом, утренняя гимнастика имеет большое значение во всестороннем  развитии ребенка. Влияет на все стороны и системы его организма. ОРУ с текстом занимают значительное место в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста и применяются в различных формах физического воспитания.

1.2.Из истории утренней гимнастики.

     Для большей доказательности вышеизложенных сведений мы бы хотели отметить историю появления и становления гимнастики, что еще больше подтвердит её значительную ценность.

     Гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в наше время система гимнастических упражнений (применялись у всех) индейских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян и евреев и других. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозных - обрядовых церемоний.

     Содержание, задачи и развитие гимнастики на разных исторических этапах определялись экономическим строем и культурой общества. Наиболее высокий уровень развития гимнастка получила в Древней Греции в период от 776 года до н.э. до 394 года н.э. Греки открыли ее воспитательное свойство и сделали гимнастику источником античной красоты. Они ввели систематические занятия молодежи физическими упражнениями как государственную повинность и достигли благодаря этому высокой совершенности не только тела, но и духовного развития человека. Однако забота о всестороннем развитии касалась только людей, относящихся к господствующим классам.           Термин «гимнастика» впервые появился у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в VIII в. до н.э. Само слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос» - обнаженный; древние греки выполняли физические упражнения обнаженными. Они приемники весьма разнообразных физических упражнений: бег, прыжки, кулачный бой, плавание, борьбу, метание; упражнения со снарядами, с палками, мячами, прыжки со скакалкой; упражнения на деревянном коне и другие. В дальнейшем в школе верховой езды (на деревянном коне) римские воины изучали сложные приемы верховой езды, о чем пишет римский историк Флавий Вегеций (IV в. н.э.). Определенная часть упражнений военно-прикладного характера послужила фундаментом, на базе которого позже развились упражнения на коне, которые представлены в современной гимнастике. Римляне так же применяли деревянные лестницы и другие сооружения, с помощью которых учились преодолевать препятствия и штурмовать укрепления.

     Дальнейшее развитие гимнастики характеризуется конкретизацией задач, стоящих перед ней: появляются новые снаряды, такие как перекладина, брусья, шесты для лазанья, трапеции и др. Постепенно борьба, кулачный бой выделились в самостоятельные виды. Бег, прыжки, метания были объединены и стали называться — легкой атлетикой.

     В середине века господствующие классы отвергли античную культуру. Занятия гимнастикой стали носить узкий практический характер: готовить рыцарей, которые стремились лишь к развитию грубой физической силы. Все это привело к тому, что первоначальное значение гимнастики — «быть здоровым, сильным и красивым» - это все было передано полному забвению. В раннем средневековье христианство учило заботиться только о спасении души, тело предлагалось подавлять как пристанище дьявола.

     Первые попытки гуманистов (Витторино да Фельтре и др.) возродить значение гимнастики как средства всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Однако в XV столетии, благодаря изучению античной культуры, снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание на ряду с умственным. Представители позднего гуманизма Филельфю, Меркуриалис и другие, отбрасывая принцип религиозно-схоластического  воспитания   и  обучения,  указывали,   что  гимнастика должна содействовать всестороннему воспитанию человека.

     Иероним Меркуриалис в своем труде «Об искусстве гимнастики» подробно описал все виды упражнений того времени, систематизировал их и разделил на 3 вида: военную, лечебную и атлетическую. Как врач по специальности, Меркуриалис особое значение предавал лечебной гимнастике, так как она укрепляет здоровье человека. Военную гимнастику он ставил на второе место по ценности, а третий вид, атлетическую, подвергал критике. Меркуриалис считается одним из первых теоретиков оздоровительно-гигиенического направления в гимнастике. В то же время развивалось другое направление - атлетическое, целью которого было развитие силы и ловкости с помощью овладения сложной техники движений на коне, а так же акробатических упражнений. В 1599 г. известный французский акробат А. Тюкарро опубликовал первое руководство по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Акробатика пользовалась большой популярностью. На городских и деревенских праздниках часто выступали акробаты, канатоходцы, прыгуны. Иногда эти выступления носили соревновательный характер. На одной из гравюр того времени изображена пирамида в шесть этажей, построенная из 18 человек. Профессиональная акробатика, широко распространенная в то время, оказала большое влияние на развитие гимнастики.

      По исследованиям Степаненковой Э.Я. (23), с развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения. Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта и другие).

     По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие - простым народом. Это способствовало оформлению, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны - физической культуры, распространенной среды привилегированных слоев общества.

     Значительное развитие физическое воспитание в России получило только в период царствования Петра 1. Он впервые ввел обязательное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре 1 физическое воспитание стало носить государственный характер.

     Содержание народных физических упражнений было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Практически у всех национальностей, населявших нашу страну, культивировались  свои  виды  физических  упражнений.    Так,  в  свое время  

Н. А. Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников национальной немецкой гимнастики: «....не съездит к нам в Киргизские степи или Башкирию. Там гимнастика процветает; своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шесты и бегом взапуски повторяются периодически».  

     Прогрессивные идеи просветителей побудили Екатерину II к ряду реформ в области образования, в том числе физического воспитания (оно было введено в воспитательных домах, в армии). Однако идея дисциплинарной, военной направленности при организации физического воспитания оставалась. Крупные военачальники пытались внести изменения в физическое воспитание юношества. Заменить муштру более демократическими методами. Например, А.В. Суворов первым ввел для солдат утреннюю зарядку, бег, строевые упражнения, походы и так далее. В основу физического воспитания воинов им был положен принцип: «Утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше».

     Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт (1837-1909). Его творческая научная деятельность относится к концу 19 века – началу 20 века. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. В своих анатомо-физиологических исследованиях продемонстрировал существование неразрывной связи между физическим и духовным развитием, поэтому он рассматривал физическое воспитание как полноправную и необходимую часть общего образования, на базе которого только и можно построить научную систему умственного и нравственного развития ребенка. (Кожухова Н.Н.., (15))

     Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н. А. Метлов. Образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Вся жизнь его была посвящена детям: работая на общественных началах в дошкольном образовательном учреждении, Н. А. Метлов организовывал там великолепные, зрелищные, радостные, спортивные праздники. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Совместно с профессором В. Ф. Невским он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики.

     По руководству зарядкой детей говорят и такие ученые, как Э.Вильчковский, В. Семинаева. Они отмечают, что воспитатель не всегда имеет возможность сам показать упражнение. Поэтому со среднего дошкольного возраста эпизодически следует привлекать к показу некоторых упражнений тех детей, которые могут выполнять их хорошо.

     В связи с всевозрастающими требованиями к физическому воспитанию детей дошкольников. Т. Осокина и Е. Тимофеева пишут о том, что необходимы новые требования к физическому воспитанию и проведению утренней гимнастики. Они пишут, что нужно проводить на таком уровне, чтобы отпала необходимость в специальной корректирующей гимнастике. В связи с необходимостью усилить оздоровительно-профилактическое влияние утренней гимнастики, пересмотрено ее содержание, дозировка и длительность упражнений.

     Если раньше бег и подскоки выполнялись только после общеразвивающих упражнений, то теперь и в начале утренней гимнастики, легкий бег следует сочетать с ходьбой, а после ОРУ должно иметь место обязательно различные виды подпрыгиваний. Прыжки на месте (или с продвижением вперед, с поворотами на двух ногах, на одной ноге) могут сочетаться с легким бегом.

     Исследования наших ученых в области упражнений гимнастики переплетаются с исследованиями ученых демократических стран. Так, например, Роза Деметр (немецкий педагог) пишет о том, что давая комплексы упражнений для дошкольников надо прежде всего исходить из психологии самих детей, их фантазии и воображения. Упражнения Розы Деметр – игра для ребенка. Они равно увлекательны и полезны. Не правда ли, одно дело сказать: «Дети, сделайте наклоны и приседания» и совсем другое – предложить игру: «Соберите цветы на лугу». И если мы прочитаем несколько названий упражнений, предложенных автором книги, нам сразу станет ясно: это то, что может увлечь детей сразу и по-настоящему: «Ходите, как великан», «ходите, как кролики» и «собачка на задних лапках» и так далее.

     Таким образом, занимаясь по методике Розы Деметр, ребенок не только хорошо развивается физически, но и осваивает основы пантомимы, организованно и естественно становится на грань игры и искусства. И, главное, ему уже никогда в жизни не покажется скучной обязанностью утренняя гимнастика.

      В настоящее время в материалах реформы общеобразовательных и профессиональных школ говориться о необходимости воспитания здорового физически  крепкого молодого человека, поколения и без утренней гимнастики здесь не обойтись.

     Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различной форме как действительное средство оздоровления организма, предупреждая множество заболеваний, продление жизни. На современном этапе развития одним из актуальных направлений является то, что за последние годы задачи и содержание физической нагрузки заметно изменились: считается, что функциональные возможности организма намного выше, чем представлялось раннее. Так считают Араклян О.Г., Корманова Л.В., Юрко Г.Н., Фролов В.Г.

1.3.Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста

     Методика обучения детей утренней гимнастики с текстом детей младшего дошкольного возраста разработана и отражена в работах Барского К.М., Киреевой Т.Н., Музрукова Т.Н., Чернышова М.А.

     Содержание и методика утренней гимнастики с текстом специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования гимнастики с текстом в качестве одного из средств физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Так Вавилова Е.Н. (5), Голубева Л.П. (8), Запорожец А.В. ( 9 ), Кенеман А.В. ( 12 ), Метлов Н.В. (19), Осокина Т.И. (21) рекомендуют применять в утренние часы гимнастику с текстом.

     Утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, перед завтраком, в течении 5-7 минут. В ненастные летние дни и в зимнее время утренняя гимнастика проводится в хорошо убранном помещении, при открытых форточках.  В весенне-летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, используя с этой целью ближайший сквер, полянку, спортивную площадку у дома. Не следует бояться небольшого дождя, ветра, особенно при занятиях с тем ребенком, который систематически выполняет упражнения и активно играет на воздухе в любую погоду. Эти небольшие сложности закаляют не только тело, но и волю ребенка, поучают его не боятся трудностей, воспитывают привычку приспосабливаться к неожиданно возникающим изменениям погоды. В холодное время года перед проведением утренней гимнастики надо создать необходимые гигиенические условия. В первую очередь следует проветривать помещение, где будет заниматься дошкольник. Это важно потому, что во время интенсивной двигательной деятельности углубляется и учащается дыхание, в легкие ребенка должен поступать свежий воздух. Температура в комнате должна быть не выше 16-17 °С. Хорошо, если малыш приучен выполнять гимнастику при открытой форточке или фрамуге. Однако при этом не следует допускать направление струи холодного воздуха (особенно с ветром) прямо на ребенка. С наступлением теплых дней постараться заниматься в помещении с открытым окном, на веранде, в лоджии. Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.

     По мнению Хухлаевой Д.В.(26), подбирая упражнения для утренней гимнастики, воспитатель должен обеспечить правильную физическую, психическую, эмоциональную нагрузку. Воспитателю важно знать особенности методики проведения всех упражнений, которые могут быть включены в утреннюю гимнастику.

     ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА. Для положительного влияния на развитие организма физическая нагрузка должна быть достаточной и постепенно увеличиваться. Максимальной величины физическая нагрузка достигает в процессе выполнения прыжков, бега и снижается к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка усиливается при увеличении дозировки каждого упражнения, при изменении темпа и уменьшении интервалов между упражнениями. Моторная (двигательная) плотность утренней гимнастики должна быть максимальной.                                                                                               

     ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИАЛЬНАЯ НАГРУЗКА. На утренней гимнастике используются знакомые детям физические упражнения, поэтому нагрузка на внимание, память умеренная.

     Утренняя гимнастика требует соответствующей физической подготовки детей, что достигается при помощи постепенных занятий. Обучая детей дошкольного возраста гимнастике, нужно использовать определенную методику, которая помогает детям овладеть гимнастикой с текстом. В младшей группе в начале года используется построение в колонну. Дети строятся кто за кем хочет, не по росту около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40см) или вдоль лежащей на полу веревки, или между двумя начерченными линиями. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные (кубики, флажки, игрушки), затем плоскостные. Построения трудны и утомительны для малышей. Поэтому на первых порах надо проводить их в форме игровых заданий. Например: «Посмотрите, как красиво построились друг за другом медвежата. Подойдите и встаньте рядышком, кто с каким медвежонком хочет… вот и вы построились друг за другом. Если утренняя гимнастика имеет определенную тему, воспитатель называет ее: «Ребята, сегодня мы с вами будем медвежатами». На утренней гимнастике осуществляется обучение разным видам ходьбы. Например, обычная ходьба чередуется с ходьбой на носочках или с высоким подниманием колен.

     Переход на другой способ движения обуславливается конкретным сигналом – словесным (пошли все на носочках), звуковым (удар в бубен). Это называется заданием в ходьбе.

     Заданиями могут быть не только разновидности ходьбы, но и другие знакомые детям движения. Например, разные виды прыжков (на двух ногах, с ноги на ногу), которые могут выполняться на месте или с продвижением вперед. Прыжки с продвижением вперед: «Пастух в лесу трубит в рожок – пугается русак. Сейчас он сделает прыжок. Мы тоже можем так». Прыжки на месте: «Зайка прыгнул высоко, чтоб увидеть далеко». К заданиям относится также обычная ходьба, но в разных направлениях, змейкой, шеренгой и другое.

     Обучение ходьбе осуществляется в определенной последовательности. Это объясняется тем, что у ребенка младшего дошкольного возраста сравнительно короткий шаг.

     На первом этапе обучения нецелесообразна ходьба строем (в колонне). Удобнее двигаться гурьбой или врассыпную, потому что не надо приспосабливаться к шагу идущего впереди.

     Всегда нужно заботиться об эмоциональной стороне двигательных заданий. Дети понимают и с удовольствием откликаются на интригующее предложение, например. «Сначала пойдем, как детки, а потом как косолапые мишки» (Идет медведь, шумит в кустах, идет медведь на двух ногах).

     Детей младшего возраста обучают ходьбе с высоким подниманием колен, так как у детей укрепляются амплитуда взмаха рук, которая оказывает благоприятное влияние на связки, суставы, усиливает работу сердечно-сосудистой системы.

      При обучении этому виду ходьбы используются наглядные и словесные методы. Такие как бы показ с объяснением (как нужно идти высоко поднимая колени). Воспитатель идет впереди колонны и все виды ходьбы выполняет вместе с детьми. Комментарий, действий детей: «Света, спину держи прямо, колено поднимай выше». Поощрение: «Молодец, Таня, красиво идешь». Также используется имитация. Дети идут, подражая лошадке, цапле и так далее. Ходьба с высоким подниманием колени: «По улицам шагает веселое звено. Никто кругом не знает куда идет оно!»

     Детей обучают ходьбе на носочках. При ходьбе на носочках уменьшается площадь опоры.

     При обучении детей ходьбе на носочках используются наглядные и словесные методы. К ним относятся такие приемы: показ с объяснением, имитация; индивидуальная работа, поощрение. Корпус держать прямо помогут сравнения: как прямая березка, сосна и так далее. «Горячо»- идти на носочках, «холодно»- обычным шагом.

     С младшего дошкольного возраста обучают различным видам бега (обычный, на носочках, с высоким подниманием колен).

     Обычный бег выполняется перекатом с пятки на носок. При обучении обычному бегу применяется показ, словесные методы: объяснение, комментарий действий детей, поощрение.

     При обучении детей бегу на носочках надо следить, чтобы дети бегали легко, слегка отрывая ноги от пола.  При обучении используются не только показ и объяснение, но и имитация. Например, бегать как лошадки, высоко поднимая колени.

     Во время ходьбы и бега воспитатель становится впереди, называет себя главным медвежонком (если есть тема) и предлагает детям идти за ней. Каждый вид ходьбы и бега объясняется четко, кратко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, потому что дети очень точно копирует взрослых. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли упражнения, предупреждает и исправляет ошибки детей. Смотрит за тем, чтобы дети дышали носом, поднимали ноги выше, спину держали прямо, руками работали, не отставали и не торопили друг друга. Воспитатель чередует разновидности ходьбы, ходьбы с заданием, бега. Перед каждым упражнением воспитатель подготавливает детей: «Ребята, поставили руки на пояс, приготовились к выполнению упражнения». Перед бегом просит детей сжать ручки в кулачки, если дети затрудняются, воспитатель может остановить детей и показать. Следит за временем бега (30-50с). Чтобы воспитатель имела возможность, не прерывая и не останавливая движения, влиять на качество его исполнения необходимо использовать звуковое сопровождение ходьбы и бега.

     Средствами звукового сопровождения является пианино, бубен, барабан, погремушки, хлопки в ладоши. Чаще других используется бубен. Владение бубном - одно из необходимых профессиональных умений воспитателя.

      Важно знать и уметь выполнять несколько специфических правил пользования бубном, чтоб он на деле был дидактическим средством формирования чувства ритма.

  1. Держать бубен можно в другой руке, но обязательно крышкой кверху для того, чтобы звуки извлекаемые ударом из всех звучащих деталей собирались в один разноголосый аккорд.
  2.  Ударять можно рукой по бубну или бубном о руку. Движение в любом случае должно быть вертикальным.
  3. Звуки должны быть четкие и не очень громкие, если того не требует педагогическая задача. В ситуации: «Когда я громко ударю в бубен, нужно быстро повернуться и идти в обратную сторону…», один удар должен быть сильнее.
  4. Звуковые сигналы для бега должны отличаться от ходьбы не только темпом, но и звуковым оттенком, стимулирующим «полет»; держа бубен горизонтально, нужно ритмично встряхивать его в соответствующем ритме.
  5. Переход от ходьбы к бегу и наоборот должны быть постепенным: сигналы ускоряются, темп ходьбы возрастает  до темпа бега (примерно 5-6 секунд). Переходить от бега к ходьбе нужно через быструю, в темпе бега ходьбу, постепенно замедляя ее.  

     По окончании первой части утренней гимнастики воспитатель останавливает детей и предлагает построить большой и красивый круг. Чтобы научить детей строиться в круг, необходимо использовать предметы (кубики) или шнур по кругу и в центр (середину) его также поставить предмет (кубик, стул, игрушка). Каждый ребенок встает около предмета или шнура, и все вместе образуют круг. В дальнейшем убирают предметы, шнур и дети встают вокруг предмета, поставленного в середину круга, на таком же расстоянии от него, на каком был разложен шнур, сначала держась за руки, а потом без помощи рук. Когда дети научатся это делать, можно убрать предмет из центра круга и дети смогут построиться, ориентируясь на ребенка, стоящего напротив. При этом сначала они держатся за руки, а в дальнейшем строятся без помощи рук.

     Вначале дети строятся в круг кто за кем хочет, соблюдая расстояние друг от друга, а затем – по росту. Дети должны поддерживать определенную величину круга (не сужать и не расширять его), а также не разрывать его. С детьми младшей группы воспитатель находится в кругу и напоминает, чтобы они не сужали круг. Круг можно построить из шеренги. Для этого детям предлагается взять друг друга за руки первого и последнего ребенка в шеренге, подводит их друг к другу и замыкает круг. В дальнейшем роль направляющего выполняют дети по назначению воспитателя.

     Когда дети построили круг, воспитатель дает название комплекса: «Сейчас мы будем с вами медвежатами». Затем дается название упражнения. Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику с текстом должны быть доступными детям, соответствовать особенностям их развития. Упражнения подбираются достаточно простые, чтобы детям не приходилось затрачивать много усилий для осознания и усвоения их. Упражнения даются для разных групп мышц. Такие упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни группы мышц включаются в работу, а другие отдыхают.

     Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы мышц (плечевого пояса, живота и спины). Движения для мелких мышц не даются самостоятельно, а включаются в упражнения с охватом крупных мышечных групп.

     Надо следить за тем, чтобы упражнения не создавали чрезмерной нагрузки и не вызывали утомления. Следует избегать односторонних и особенно статических положений, то есть таких, при которых все тело или отдельные его части остаются длительное время в одном положении. При статических положениях нарушается приток крови к мышцам и костям.

     Упражнения могут быть имитационные, образные. Такие упражнения воспроизводят движения животных, машин, трудовые процессы, хорошо знакомые детям и так далее. Умелое использование имитационных упражнений вносит в гимнастику элемент занимательности, эмоционального подъема, разнообразие.

     Воспитатель с детьми, может заменять одни упражнения другими, но такими, которые охватывали бы те же группы мышц.

     Ведущим принципом отбора упражнений является известный принцип: «Не навреди».

      Каждое упражнение выполняется 6-7 раз. При первом выполнении упражнения воспитатель комментирует: «Подняли руки, руки прямые, локти не сгибаем, пальчики вместе, опустили, молодцы ребята». При последующем выполнении воспитатель читает текст (стихотворение): «Медвежонок поднял лапку, достал с полки шоколадку». После каждого упражнения должна быть небольшая пауза (5-10с) для отдыха и урегулирования дыхания. В конце каждого упражнения следует положительный анализ.

     Существуют основные принципы при подборе упражнений:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню развития, биологической зрелости и здоровью.
  2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами: бег в совокупности с контрастными воздушными ваннами, проведение утренней гимнастики босиком (полы без ковровых покрытий).
  3. Обязательное включение в комплекс элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардио-респираторной системы, таких, как медленный бег, ходьба, приседания.
  4. Осмотр детей на предмет выявления нарушения осанки; введение в утреннюю гимнастику упражнений для укрепления мышечного каркаса спины, профилактики сутулости, сколиозов.
  5. Ведущим принципом отбора разнообразных упражнений является известный принцип: «Не навреди».

     Чтобы гимнастика не утратила своего оздоровительного значения необходимо обращать внимание, чтобы дети правильно принимали исходное положение, то есть положение влияет на правильность выполнения движений и общую устойчивость тела. В утренней гимнастике употребляются следующие исходные положения:

    Исходное положение всего тела – стоя, сидя.

    Исходное положение для ног. Наиболее правильной, легкой и доступной для детей является стойка, при которой ноги расставлены на ширине плеч, при чем ступни ставятся параллельно друг другу. Эта стойка способствует предупреждению плоскостопия. Употребляется при упражнениях для верхних конечностей и для туловища.

     При стойке ноги врозь с поворотом носков в стороны тяжесть тела падает, главным образом, на внутренний свод стопы, что может привести к плоскостопию.

     Когда детям дается стойка на ширине плеч, сам воспитатель расставляет ноги несколько уже своих плеч, так как дети, подражая воспитателю, расширяют свои ноги слишком широко и в результате получается стойка, неудобная для детей. Стойка, когда пятки поставлены вместе, а носки слегка разведены, употребляется как организующий момент перед началом проведения физических упражнений, при некоторых упражнениях для мышц живота и спины.

     Исходные положения для рук. Они даются в порядке нарастающей трудности и могут принимать такие формы:

  1. Руки опущены вниз. Руки свободно висят по сторонам тела, ладони обращены к ногам, плечи отведены слегка назад.
  2. Руки за спину. Руки свободно лежат за спиной, кисть одной руки держит кисть другой.
  3. Руки на поясе. Обе руки согнуты в локтях, находятся на поясе, четыре пальца, прижатые один к другому, направлены вперед, а большой палец – назад. Локти и плечи отведены немного назад, лопатки сомкнуты. Кисти рук с предплечьем образуют одну прямую линию, а не опущены вниз.
  4. Руки согнуты в локтях, отведены назад. Обе руки согнуты в локтях, отведены назад так, чтобы предплечья были горизонтальны. Пальцы сжаты в кулаки. Плечи отведены назад, лопатки сомкнуты.
  5. Выпрямленные руки отведены назад и находятся на расстоянии плеч. Пальцы прижаты друг к другу, ладони обращены друг к другу, лопатки сомкнуты.
  6. Руки перед грудью. Руки согнуты в локтях, кисти рук находятся перед грудью, немного ниже плеч.
  7. Руки в стороны. Руки подняты в стороны на высоту плеч и отведены назад. Лопатки сомкнуты.
  8. Руки вверх. Руки вытянуты вверх шире плеч, ладони обращены друг к другу или вперед.

     Исходные положения разнообразны. Переход от одного исходного положения в другое осуществляется последовательно, в несколько этапов. Так, если детей нужно перевести из положения стоя в положение лежа, им предлагают сначала поставить ноги поближе друг к другу и, опускаясь плавно сесть, лишь затем лечь. Если дети хорошо подготовлены, можно предложить им скрестить ноги, а потом сесть. Для перехода из положения стоя в положение стоя на коленях требуется, чтобы сначала малыши присели и затем, плавно опускаясь (не отбивая колени), заняли требуемое исходное положение.

     Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в положении – стоя, то, как правило, используются две позиции ног: на ширине ступни ( «узкая дорожка»-встали как я) и на ширине плеч ( «широкая дорожка»-встали как я).

     Упражнения из положения лежа лучше показывать с помощью наиболее подготовленного ребенка. Иногда бывает целесообразно разучить с ним упражнение заранее. Например: поочередное поднимание ног. «Сам лежал на дне часами, шевелил во сне усами». Младшим дошкольникам не рекомендуется часто давать стойку ноги врозь, так как это отрицательно сказывается на формировании свода стопы (может привести к уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4-5см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.

     После проведения основной части следует третья, заключительная часть. В нее может быть включена спокойная ходьба или релаксация. Чем заканчивается утренняя гимнастика с текстом. Во время ходьбы воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети не спешили, спину держали  ровно и дышали носом. Затем воспитатель ведет детей к линии, с которой начиналась гимнастика, останавливает детей и говорит: «Ребята, гимнастика окончена».

      Дыхание у детей, ввиду особого строения органов дыхания, отличается от этого процесса у взрослого. Дыхание у детей не глубокое, поверхностное, но частое. Потребность в кислороде при движениях сильно возрастает. У взрослых она удовлетворяется за счет углубления дыхания. Благодаря частоте дыхания, вентиляция легких у детей происходит значительно лучше, чем у взрослых.

     С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух, проходя через узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплый и чистый. При дыхании через рот главная дыхательная мышца слабо работает, грудная клетка, сердце, легкие плохо развиваются, жизненная емкость легких обычно бывает низкой. Поэтому совершенно неправильно мнение о том, что при дыхании через рот человек глубже дышит, чем через нос.  Если ребенок начинает дышать не через нос, а через рот, особенно во время бега, то это является для воспитателя сигналом, что ребенок получил достаточную физиологическую нагрузку и ее надо снизить, то есть перейти с бега на ходьбу.

     Первая задача воспитателя - научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Воспитатель должен обращать внимание детей на момент выдоха, а не вдоха. В этих целях гимнастические упражнения можно сопровождать звуками или словами, соответствовать образу упражнения.

     Другая задача воспитателя при проведении движений - научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать движение своих дыхательных мышц. Такое экономичное расходование воздуха, имеет большое значение в речи и особенно в пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается для произнесения звуков.

     Упражнения можно проводить в двух темпах - медленном и быстром. Для регулирования дыхания необходимо также, чтобы темп движения детей соответствовать темпу их дыхания.

     Гимнастика должна проводиться каждым воспитателем в своей группе. Так же, как и все другие разделы педагогической работы, она требует от воспитателя определенной подготовки. Одним из путей решения задач по оздоровлению детей является улучшение профессионального мастерства педагогов. Но работа по самообразованию без должного руководства не для всех будет полезной. Поэтому рекомендуется не только делать тематические подборки, индивидуальный отбор литературы, но и организовывать коллективное обсуждение изученного материала. Это поможет педагогам применить полученные методические знания на практике в условиях своего учреждения, группы, учитывая контингент детей.

     Задачи физического воспитания детей должны осуществляться людьми, знающими методику, умеющими нести заряд бодрости.

     Здоровый, веселый, улыбающийся, ласковый педагог, умеющий создать обстановку взаимного понимания и доверия - залог успешной работы. Неподготовленный воспитатель не сумеет правильно проводить утреннюю гимнастику.

     Воспитатель должен:

- Создать положительный эмоциональный настрой в процессе двигательной деятельности – это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

- Уметь подобрать необходимые речитативы, стихи, потешки, которые воздействуют на детей не только своим смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью.

- Слово не должно быть сухим, оно должно быть образным, должно будить мысль и фантазию, которые находят отражение в движениях, влияют на их качество.

- Должен всячески поощрять даже незначительные успехи в освоении новых движений, хвалить ребенка в разговоре между собой в его присутствии и побуждать его к новым успехам.

- Должен знать, какую нагрузку следует давать детям при выполнении того или иного движения, ориентируясь на возможности детей.

- Следует знать о возможных отклонениях в двигательном развитии детей и стоящими в связи с этим задачами воспитания.

-Использовать дифференцированный подход к детям. Не следует настаивать на том, чтобы все дети обязательно участвовали в выполнении упражнений. Через некоторое время утренняя гимнастика станет привычкой, и малыши будут включаться в нее без лишних напоминаний.

- Помнить, что гимнастика-это не только физкультурное мероприятие, но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей.

- Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений!

- Если в детском саду имеется музыкальный руководитель с достаточной подготовкой по физическому воспитанию, он должен помогать воспитателю в проведении гимнастики.

     Таким образом, утренняя гимнастика с текстом и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогает успешнее решать задачи физического воспитания. Упражнения входящую в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц.

Вывод по первой главе

    Итак, проведенные теоретические исследования, позволяют нам прийти к следующим выводам:

  1. Утренняя гимнастика имеет большое значение во всестороннем  развитии ребенка. Влияет на все стороны и системы его организма. ОРУ с текстом занимают значительное место в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста и применяются в различных формах физического воспитания.
  2. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различной форме как действительное средство оздоровления организма, предупреждая множество заболеваний, продление жизни.
  3. Утренняя гимнастика с текстом и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогает успешнее решать задачи физического воспитания. Упражнения входящую в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц.

Глава 2. Практическая работа по проведению утренней гимнастики с текстом с детьми младшего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи и этапы практической работы

     Представленные теоретические основы использования утренней гимнастики с текстом с детьми дошкольного возраста позволили выделить эффективные формы и методы по обучению детей гимнастике с текстом, способствующие физическому воспитанию.

     В качестве практического аспекта работы нами выделены этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

Цель практической работы:

Спроектировать и апробировать этапы работы по обучению утренней гимнастике с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Достижению цели способствовали следующие задачи:

  1. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста.
  2. Выделить этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе утренней гимнастики с текстом.
  3. Определить эффективные методы для физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе утренней гимнастики с текстом.
  4. Сформулировать методические рекомендации по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

     Практическая работа была осуществлена с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ № 204 «СОЛНЫШКО» г. Карталы. В организации практической работы приняли участие воспитатель, физинструктор, родители воспитанников. Продолжительность осуществления практической работы составила 7 месяцев (с сентября 2006 года по апрель 2007 года) и включала в себя ряд этапов:

1 этап- подбор комплексов утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста.

2 этап- проведение утренней гимнастики с текстом разным по содержанию. Использование методов, способствующих физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики.

3 этап- перенос текста утренней гимнастики в подвижные игры.

     Для апробации системы работы были созданы педагогические условия: подготовлен спортивный зал; подготовлены  комплексы утренней гимнастики с текстом «Машенька», «Утята», «Новая кукла», «Муха-Цокотуха», «Рыбки», «Колобок», «Теремок» (см. приложение №1); подготовлено  спортивное оборудование: бубен, кубики, шнур. Подготовлены элементы стимулирования: открытки, медальки, ободки (см. приложение №3 ).

2.2. Этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом

    Организация практической работы с детьми предусматривала определенную форму организации обучения, к которой нами отнесена утренняя гимнастика с текстом, рассматриваемая не только как форма, но и важное средство укрепления здоровья детей, технология здоровьесбережения. Выделенные этапы работы понимаются нами как совокупность определенных методов работы с детьми младшего дошкольного возраста по физическому воспитанию в процессе организации утренней гимнастики с текстом, с учетом этапа обучения, подобранных условий и качества выполнения упражнений детьми.

     Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при проведении утренней гимнастики с текстом было построено на основании общепедагогических принципов: доступности, наглядности, систематичности и последовательности, а также на принципах, отражающих закономерности физического воспитания постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, непрерывности и систематичности чередования нагрузки и отдыха. Подбор упражнений велся на основании программы М. Васильевой «Программа воспитания в детском саду»; Т.А. Тарасовой «Я и мое здоровье»; М.Л. Лазарева «Здравствуй».

     На первом этапе практической работы нами был осуществлен выбор комплексов утренней гимнастики с текстом с учетом содержания выделенных программ. Для детей младшего дошкольного возраста были выбраны следующие комплексы:  «Машенька», «Утята», «Новая кукла», «Муха-Цокотуха», «Рыбки», «Колобок», «Теремок»

     Далее нами осуществлялось знакомство с общеразвивающими упражнениями в зависимости от тематики утренней гимнастики с текстом. Для этого нами были использованы разные методы ознакомления: наглядные, практические методы, включающие в себя наглядно-зрительные приемы: показ выполнения техники общеразвивающих упражнений с текстом (где демонстрировался показ в медленном темпе), в зависимости от темы комплекса. Поднятие рук-«Потянулась Машенька к зеркалу рукой,  удивилась Машенька кто же там такой?». Повороты-«Кто, кто в этой комнате живет». Наклоны-«Это Машенька проснулась и откинув одеяло, вдруг сама на ноги встала». Шаги на месте-«Постояла у стола и опять вперед пошла ». Приседания- «Хоть сыночек не велик, не велик». Прыжки- «Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с комаром». Руки в стороны-«Бабочка-красавица, кушайте варенье!». Повороты – « Приходите тараканы, я вас чаем угощу! ». Наклоны – «Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки». Поочередное поднимание ног-«Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите!».    

      Показ-имитация: Иду как «уточка»- «Рано-рано утречком-утречком, вышла мама уточка». «Плыви, плыви, утеныш, утеныш!». Наблюдение за уточкой.

     Использовались словесные методы обучения.

Объяснение: Наша кукла прыгает-«Кукла прыгала по лужам, пропустила вкусный ужин ».

Пояснение: Утята наклоняются вперед, прогибают спинку, крылышки отводят назад «Вы плывите, ути-ути, ровно в ряд!».

Поощрение: Молодец, Таня. Ты как настоящая уточка идешь.

Напоминание: Приседаем низко, спинку держим прямо-«Хоть сыночек не велик, не велик».

При использовании игровых методов по тексту: покажем как укладываем куклу спать: «Уложили куклу спать, кукла проситься гулять». Как плавает утенок: «Плыви, плыви утеныш, утеныш! Не бойся не утонешь, утеночек!»

     Добивались совместного обыгрывания с показом, совместного выполнения упражнений с детьми. При показе общеразвивающих упражнений разных комплексов («Машенька», «Утята», «Муха-Цокотуха») использовались игровые приемы:

Покажем, как Машенька потянулась – «Потянулась Машенька к зеркалу рукой!»

Покажем, как пляшет Муха с комаром «Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с комаром »

Покажем как мама-утка, учила своих утят плавать «Уж она их учит, учит: «Вы плывите, ути-ути, ровно в ряд!»

     При рассматривании иллюстраций были использованы модели:

Руки в стороны: «Бабочка-красавица, кушайте варенье!»

Повороты: «Приходила к Мухе бабушка-пчела».

Наклоны: «А Маша не боится ни кошки, ни щегла».

Поочередное поднимание ног: «Она дошла до стула, немножко отдохнула».

     На втором этапе практической работы использовались упражнения, которые несли игровой имитационный характер, обеспечивающий плавный переход к организации утренней гимнастики с текстом. Так, в процессе обучения были использованы разные формы организации:

Групповая форма организации: «Утята с мамой-уткой собрались на речке, учились плавать, играли крылышками».

Проводились подвижные игры: «К куклам в гости», «Через ручеек», «Поймай комара».

     На данном этапе использовали совместное выполнение общеразвивающих упражнений с текстом, поощрение медальками с изображениями, соответствующими теме комплекса. Физическое воспитание в процессе организации общеразвивающих упражнений с текстом шло постепенно: вначале отрабатывали движения персонажей поочередное поднимание рук, повороты, наклоны, ходьба на месте, приседания, прыжки. Затем вслушиваясь в текст, под который выполнялось каждое движение.

«Машенька»

Поднимание рук вверх-«Потянулась Машенька, к зеркалу рукой». Повороты- «Кто, кто в этой комнате живет».наклоны- «А Маша ни боится ни кошки, ни щегла». Наклоны лежа на спине, руки вверх-«Это Машенька проснулась, м откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала». Поочередное поднимание ног- «Она дошла до стула, немножко отдохнула. Постояла у стола, и опять вперед пошла». Прыжки - «Скачет Машенька, весело и ловко, на своей скакалке».

«Новая кукла»

Поднимание рук - «Раз, два, три, четыре - куклу новую купили». Поворот – «Вот такую небольшую куклу Таню озорную». Наклоны – «Эта кукла не игрушка, а ребенок и подружка». Приседания – «Капризуля, баловница – с ней придется повозиться». Прыжки – «Кукла прыгала по лужам, пропустила вкусный ужин».

     Соединение каждого движения в комплексе, оценка выполнения:

«Ты самая красивая кукла», «У Танечки самые красивые крылышки», «Самая ровная спинка у утенка Вовы».

     Перед проведением утренней гимнастики в часы утреннего приема; дневной и вечерней прогулки организовывались подвижные игры: «Утка и утята», «К куклам в гости» во время которых был осуществлен показ оборудования – ободок с изображением уточки, куклы. Важное место при организации утренней гимнастики с текстом занимало произнесение текста так, чтобы детям захотелось выполнять упражнения и проговаривать текст с воспитателем. Для поддержания интереса к общеразвивающим упражнениям использовали сравнения: «Плывет, как уточка», «Покажем, какую куклу Таню купили», «Прыгаем высоко, как Машенька». Использовали поощрение: «Молодец, Света присела низко, как настоящий утенок». Использовали напоминание: «Не забывайте, Машенька прыгает через скакалку высоко, приземлятся на носочки», «Спинка у утеночка ровная», «Кукла Таня наклоняется низко, пальчиками достает до пола».

     При показе общеразвивающего упражнения комментировалась последовательность правильного выполнения: «Подняли крылья. Крылья у уточки прямые, пальчики прямые». Использовались вопросы: «Как уточки умеют плавать? Как куклу можно покачать? Как Машенька прыгает? Какие сапожки принесли Мухе-Цокотухе?»

     На третьем этапе практической работы осуществлялось физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом,  проходило постепенно в течение утреннего приема, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, при чтении сказок «Репка», «Колобок», «Заяц-хваста» (см. приложение №4). В подвижных играх отрабатывали упражнения с текстом. В игре «Часы» наклоняли голову в стороны: «Тик и так, тик итак». Наклоняемся в стороны: «Нам часы стучат вот так». Шагаем на месте: «Нам часы повесили». Приседаем: «Сразу стало весело». В игре «Веселые ребята» ребята топают ногами: «Мы топаем ногами». Ребята хлопают в ладоши: «Мы хлопаем руками». Ребята наклоняют голову вперед: «Кивают головой». Ребята поднимают руки вверх и опускают: «Мы руки поднимем, мы руки опускаем». Ребята поднимают руки перед собой: «Мы руки подаем».

     На физкультурных досугах, где приходит Петрушка дети демонстрируют различное упражнение, которые научились выполнять на утренней гимнастике; прыгать как зайчики,, шагать, как веселые ребята; красиво летать как самолеты; быть ловким, как лисичка. Такая форма предоставляет возможность каждому ребенку развивать свои способности и проявлять их в движениях. Применение простых, но в то же время разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, способствует владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность более технически правильно выполнить движение.

     На родительском собрании на тему: «Значение утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста» (см. приложение №5) обосновывалась значимость утренней гимнастики с текстом для укрепления здоровья младших дошкольников. Во второй части родительского собрания демонстрировался фрагмент утренней гимнастики с текстом. В третьей части было проведено анкетирование на тему: «Важность утренней гимнастики с текстом для детей младшего дошкольного возраста».

     Таким образом, проведенная работа способствовала физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

Методические рекомендации

  1. Выбор комплексов утренней гимнастики с текстом осуществлять на основе рабочей программы обучения и воспитания детей с учетом возраста, физических возможностей детей.
  2. Определить последовательность разучивания комплексов утренней гимнастики с текстом.
  3. Осуществлять предварительную работу по обучению детей общеразвивающим упражнениям до ввода их в утреннюю гимнастику с текстом.
  4. Включать ежедневно в план воспитательной работы индивидуальную и групповую работу, подвижные игры по закреплению общеразвивающих упражнений с текстом: в часы утреннего приема, на прогулке, в физкультурном досуге, на занятии.
  5. Привлекать родителей, специалиста-физинструктора к работе по закреплению и совершенствованию общеразвивающих упражнений с текстом с детьми посредством обучения на занятии, в подвижных играх, досугах, гимнастике.
  6. Подготовить необходимое оборудование: ободки, элементы костюмов, стимулирующие предметы, иллюстрации.
  7. Выпустить сборник методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений.

Вывод по второй главе

    В результате проведенной работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом нам удалось:

1. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом.

2. Выделить этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

3. Определить эффективные методы, способствующие физическому воспитанию детей в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

4. Апробировать этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

Заключение

    Итак, в ходе проведенного исследования нам удалось выяснить:

  1. Утренняя гимнастика имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка. Влияет на все стороны и системы его организма. ОРУ с текстом занимают значительное место в оздоровлении детей младшего дошкольного возраста и применяются в различных формах физического воспитания.
  2. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различной форме как действительное средство оздоровления организма, предупреждая множество заболеваний, продление жизни.
  3. Утренняя гимнастика с текстом и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогает успешнее решать задачи физического воспитания. Упражнения входящую в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразны и охватывать по преимуществу основные группы крупных мышц.
  4. Осуществить подбор комплексов утренней гимнастики с текстом.
  5. Выделить этапы работы по физическому воспитанию детей младшего                     дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с    текстом.
  6. Определить эффективные методы, способствующие физическому воспитанию детей в процессе организации утренней гимнастики с текстом.
  7. Апробировать этапы работы по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе организации утренней гимнастики с текстом.

    Таким образом, цель нашего исследования: определение этапности работы по использованию утренней гимнастики с текстом в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Алямовская В. Физкультура в детском саду// Дошкольное образование-2005.-№5

2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. - М.: Просвещение, 1990

3. Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.:Просвещение, 1978

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Просвещение,1991

5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М.: Просвещение,1981

6.Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. - М.:Просвещение, 1983

7.  Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика в раннем возрасте. - М.:Просвещение, 1981

8.Голубева Л.П. Гимнастика для детей. - М.: Просвещение,1996

9.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.– М.: Просвещение,1960

10. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение,1975

11.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение,1978

12.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение,1985

13.Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей дошкольного возраста. -М.:Просвещение, 1970

14.Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. -М.:Просвещение, 1978

15.Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М.:Академия, 2003

16.Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. — М.: Просвещение,  1978

 17.Лескова Г.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском      саду. -М.:Просвещение, 1981

18.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.:     Просвещение, 1991

19. Метлов Н.В. Утренняя гимнастика в детском саду. — М.: Просвещение,  1984

 20.Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников.- СПб.:  Просвещение, 1993

 21.Осокина Т.П. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1978

22. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1983

 23.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. -М.: Академия, 2001

24.Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Ке-неман, Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1980

25.Шустов А.И. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова. Под ред. А.И. Шустова. -М.:Просвещение,  1982

26.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 1984

27. Шебеко В.Н. Физическое воспитание / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина.- М.: Академия, 1998

28.Юрко Г.П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников. - М.: Просвещение, 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...

Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...

Описание опыта работы по теме: «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста»

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...