Программа дополнительного образования "Юные патриоты России"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Программа по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

структурное подразделение «Детский сад №31 «Сказка»

г.о. Чапаевск Самарской области

Принято на заседании педсовета      

 ГБОУ СОШ №3 СП д/с №31 «Сказка»  

 г.о. Чапаевск      

 протокол №1 от «28» 08.2015 г.                                                                                                                                                                                                                                                              

Утверждаю

                                                     приказ №1 от «28» 08.2015г.

руководитель  ГБОУ СОШ № 3

СП д/с  №31«Сказка»

 _______Зелепухина В.Н.

Программа

дополнительного образования «Юные патриоты России»

(кружок)

Автор программы:

воспитатель  первой квалификационной категории

Афиногенова В.В.

Рассчитана на  возраст: 5-6 лет  

Срок реализации: 1 год

2015г.

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста по рабочей программе «Юные патриоты»

            Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат.  socalis  - общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

    Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения;
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение;
  • приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности;
  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире;
  • формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности;
  • развитие игровой деятельности;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование положительного отношения к себе;
  • формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).
  • формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
  • формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
  • формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);
  • формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
  • формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.)

Данная программа рассчитана на детей 5-6  лет.

Срок реализации программы: в течение года.

Формы организации образовательного процесса в рамках

непосредственно образовательной деятельности

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр)

Индивидуальные игры

Совместные игры с воспитателем

Совместные игры со  сверстниками

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические ситуации

Экскурсии

Ситуации морального выбора

Групповая работа

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Праздник

Групповая работа

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Формы организации образовательного процесса в рамках

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр)

Индивидуальные игры

Совместные игры с воспитателем

Совместные игры со  сверстниками

Работа подгруппами

Индивидуальная работа

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Ситуативные разговоры с детьми

Педагогические ситуации

Ситуации морального выбора

Беседы после чтения

Беседы социально-нравственного содержания

Игры

Групповая работа

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Формы организации образовательного процесса в рамках

самостоятельной деятельности детей

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр

Индивидуальные игры

Совместные игры со  сверстниками

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Все виды самостоятельной детской деятельности

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Все виды самостоятельной детской деятельности

Работа по подгруппам

Индивидуальная работа

Ожидаемый результат

Дети должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  • Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  • Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • Название планеты, на которой мы живем;
  • Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Учебно-тематический план

Сентябрь

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

3

1

Беседы с детьми «Я люблю тебя, Россия»

наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

определение уровня знаний детей о Родине.

Познакомить детей с российским флагом, гимном, гербом. Развивать у детей познавательный интерес к своей стране. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну. Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

4

1

Октябрь

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

1

«Давайте познакомимся»

уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

2

1

«Земля – наш общий дом»

формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

3

1

«Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

4

1

«Наша страна- Россия!»

формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Ноябрь

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

«С чего начинается Родина?»

формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?

2

1

«Малая родина. За что мы любим свой город»

уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

3

1

«Щедрые дары природы»

познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

4

1

.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Декабрь

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

1

«История возникновения герба родного города»

закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

2

1

«Что такое генеалогическое  дерево»

поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

3

1

«Как жили славяне»

познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

4

1

«Главный город нашей страны»

уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Январь

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

1

«Как живут в деревне? Добрые избы»

вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни

2

1

«Многонациональная Родина»

формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

3

1

«Мой город: вчера и сегодня»

познакомить детей с историей возникновения города Чапаевска, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

4

1

«История Московского Кремля»

познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

Февраль

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

1

«Забавы вокруг  печки»

продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

2

1

«Защитники  земли русской»

формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

3

1

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

4

«Русская народная игрушка»

расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Март

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

1

«Мужчины и женщины в семье»

закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

2

1

«Отражение народных традиций в национальном   костюме»

продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

3

1

«Русские народные  промыслы»

закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

4

1

«Наш –Чапаевск»

Познакомить детей с историей возникновения города Чапаевска; с гербом  флагом города.

Апрель

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

1

«Что такое    героизм?»

формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

2

1

«Боевая слава нашего народа»

формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и  уважение к защитникам Родины.

3

1

«Знаменитые земляки»

познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

4

1

 «9 мая - праздник памяти и славы»

воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине.

Май

Неделя

Часы

Название

Цели и задачи

1

1

«День Победы»

закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

2

1

« Поляна детства»

диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

3

1

«Мы – патриоты»

диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

4

1

Итоговое  мероприятие : защита детско-родительского проекта «Моя Родина-Россия!»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю; формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

Список используемой литературы:

  1. Антонов  В.К. Изучаем права человека, М.: изд-во «Просвещение», 2005
  2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет, М.: изд-во «Наука», 2007
  3. Гетманова А.Р. Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников, Набережные Челны: изд-во «Право», 2009
  4. Зеленова Н.Г. Я – ребенок, и я…и я имею право, М.: изд-во «Владос», 2009
  5. Пыжьянова Я.И Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду, 2010  №3,4.
  6. Рылеева Е.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей, М.: изд-во «Просвещение», 2009
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, М.: изд-во «Наука», 2010
  8. «Конвенция ООН о правах ребенка»
  9. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
  10.  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) "Растим патриотов России"

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей (3-5 лет) "Растим патриотов России"....

"Мы - патриоты России" программа по патриотическому воспитанию

Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным ис...

Парциальная программа дополнительного образования "Юные патриоты Смоленщины"

quot;Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное — открывать глаза на дорогое и родное".В.А. Сухомлинский ...

ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Чем младше  ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...