Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании
статья на тему

Лёвочкина Татьяна Петровна

Методологической основой Федерального Государственного Образовательного стандарта является системно-деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_lyovochkina.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. С января 2014 года дошкольные учреждения переходят на новый Федеральные Государственный Образовательный стандарт.

Основной целью и результатом образования  является развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Результаты обозначены в форме целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Методологической основой Федерального Государственного Образовательного стандарта является системно-деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Цель: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Т.е. научить ребенка - ставить цели,- решать задачи,- отвечать за результаты.

Впервые о С-Д подходе заговорили в 1985. Он возник на стыке двух подходов системного и деятельностного.

 В отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М. Я. Басов. По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов (и не только в психологии).

Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

В русле деятельностного подхода возникли  теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина, (определенному этапу развития  соответствует определенный вид ведущей деятельности  в рамках которого происходит приобретение психических новообразований, теории развивающего обучения В. В. Давыдова  (ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития), (теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца (восприятие трактуется как овладение все более сложными видами действий перцептивных, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами эталонов сенсорных, коими ребенок овладевает в детстве.) и др.

В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.

Для этого педагог  ставит ряд вопросов:

- какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура образовательного процесса с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:      

 - педагог создает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- педагог управляет поисковой деятельностью;

- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Теоретические основы

системно-деятельностного подхода

в дошкольном образовании

Педагог – психолог

Лёвочкина Т.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностный подход в дошкольном образовании.

Концепция личностного подхода в дошкольном  образовании....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".

Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....

Интегрированный подход в дошкольном образовании. РАЗРАБОТКА НОД

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз&ra...

Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании

Данный материал будет полезен педагогу дошкольной организации.  Системно-деятельностный подход является методологической основой ФГОС ДО. Основопожники данного метода - Выготский Л.С, Ломов Б.Ф.,...

Консультация «Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании» (приложение к презентации)

      Чтобы разобраться, что такое системно-деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятел...

Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и орга...