Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность воспитанников в специально-созданной РППС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_doshkolnom_obrazovanii.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании

Орлова Е.В, воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно деятельностный подход. В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно- нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность воспитанников в специально-созданной РППС.

Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя траекторию движения ребенка по теме и маршруту.

Для реализации данного подхода наши дошкольные корпуса активно внедряют инновационную программу «От рождения до школы», в которой прописаны методы, мероприятия работы с детьми по всем основным направлениям.

Современные образовательные технологии деятельностного типа, реализуемые нами в условиях инновационной программы:

«Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» Д.Б. Эльконин.

«Событие - источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их» В.В.Сериков.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

       Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

       Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 15 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии - обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.

Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий).  Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 15 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Развивающий диалог: в диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»). Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.

Существуют несколько задач развивающего диалога:

Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);

Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;

Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Отдельно надо отметить, что внедрение деятельностного подхода и реализация инновационной программы обучения и воспитания не возможна без организации современного занятия. Поэтому нами в первом полугодии нового учебного года запланированы мероприятия, направленные на знакомство с технологией проведения современного занятия, которое будет направлено на реализацию целей и задачей ФГОС ДО и новой программы воспитания, внедряемой в этом году в образовательный процесс.

Цели и задачи данной программы будут реализовываться через данные технологии.

Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Модернизация обучения и воспитания связана с новым статусом воспитанника как субъекта учебной деятельности. Долгое время в образовании использовались репродуктивные методы, согласно которым педагог сам рассказывал, а дети только запоминали и воспроизводили материал.

В настоящее время важно, чтобы в результате обучения и воспитания в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте. Во всех системах и ОП дошкольного образования на первом месте стоит не накопление у воспитанников знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках русского языка), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Педагог не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть им осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения поставленных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его способы действий.

Реализуя на занятиях данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность школьников, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы  и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Таким образом, в процессе обучения деятельностный подход -это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью воспитанников использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностный подход в дошкольном образовании.

Концепция личностного подхода в дошкольном  образовании....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".

Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....

Интегрированный подход в дошкольном образовании. РАЗРАБОТКА НОД

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз&ra...

Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании

Методологической основой Федерального Государственного Образовательного стандарта является системно-деятельностный подход.Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения,...

Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании

Данный материал будет полезен педагогу дошкольной организации.  Системно-деятельностный подход является методологической основой ФГОС ДО. Основопожники данного метода - Выготский Л.С, Ломов Б.Ф.,...

Консультация «Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании» (приложение к презентации)

      Чтобы разобраться, что такое системно-деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятел...