«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
материал на тему

Овчинникова Ольга Леонидовна

Мастер-класс для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

         Разработала учитель-логопед 

Овчинникова Ольга Леонидовна

МБДОУ Жирновский д/с «Росинка»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Ход мероприятия:

Приветствие:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс- «Здоровьесберегающие технологии  в логопедической практике»).   Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Давайте рассмотрим психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию: 

- это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов; 

 Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

Задание. Артикуляционная гимнастика с зеркалами (как с детьми)

 «В гости к Смешарикам»

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Я предлагаю вам выполнить со мной пальчиковую гимнастику.

  1. «Месим тесто»

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

- Тесто мнем,мнем,мнем!                         -очень энергично сжимаем и                -Тесто жмем,жмем,жмем!                          разжимаем руки в кулачки

                        -Пироги мы испечем!                          - лепим «снежки»

2.  Мама нам печет блины ,             - левая рука касается стола ладонью,

     Очень вкусные они.                             правая рука-тыльной стороной; смена позиции.

     Встали мы сегодня рано

     И едим их со сметаной.

Задание для педагогов

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команде

 Сбил, сколотил (стучат кулаком одной руки по кулаку другой).

Вот колесо (показывают круг обеими руками).

Сел да поехал (крутят воображаемым рулем).

«Ах, хорошо!» (покачивают головой.)

Оглянулся назад (оглядываются)

Одни спицы лежат (показывают растопыренные пальцы обеих рук)!

2 команде

 Свинка Ненила (хлопают в ладоши)

Сыночка хвалила (поглаживают себя по голове):

-То-то хорошенький! (поглаживают кисти левой руки.)

То-то пригоженький! (поглаживают кисти правой руки.)

Ходит бочком (ребром ведущей руки ведут по столу),

Хвостик крючком (показывают указательные пальцы обеих рук),

Нос пятачком (ставят кулачок на кулачок и на нос).

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Выполним упражнение

 Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке.

 тихо звучит музыка (как фон)

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики.  

       «РУКАВИЧКА »

Раздаются рукавички с снежинками. Надо сдуть снежинку с рукавички. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки, (для начала их можно придерживать руками).

 

       «ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух, 

Всех нас разбудил он вдруг. 

Встать прямо, ноги слегка расставить, 

руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть 

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз. 

         «ПОКАТАЙ ЗАЙКУ» ИЛИ  «ПУЗИК -АРБУЗИК»

1.В положении лежа ,предложить покатать игрушку на животике. (Вдох-игрушка поднимается вверх, выдох - опускается вниз).

2. Представьте, что вы съели арбуз, он был сладкий и большой. Покажите, какой у вас стал животик. Вдох через нос, надувается животик, задержать дыхание на 5 секунд, плавный выдох через рот.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах. Но нужно помнить ,что упражнения выполняются не более 3 раз для детей младшего возраста, и не более 4-5 раз для детей старшего возраста, так как эти упражнения могут вызвать головокружение.  

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах используйте в работе яркие игрушки.

Упражнения с детьми проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы снежинку увидали.-

Со снежинкою играли.

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот  снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал……

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

 Положить  снежинки на стол, следя только глазками за снежинкой

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

 Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос" и т.д.

 Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» -  положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

А теперь выполним ещё одно задание:

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

 

 

 Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Заполнение анкеты участника мастер-класса.


АНКЕТА УЧАСТНИКА МАСТЕР-КЛАССА

Педагог-мастер : учитель-логопед  Овчинникова О.Л.

Учреждение : МБДОУ Жирновский д/с «Росинка»

Тема мастер-класса_______________________________________________

Дата ___________________________________________________________

Место проведения________________________________________________

Уважаемые коллеги!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся организации, проведения и результативности мастер-классов, проводимых учителем-логопедом. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования работы.

  1. Из каких источников Вы узнали об этом мастер-классе?

___________________________________________________

  1. Какие причины побудили Вас посетить  этот мастер-класс?
  • Желание усовершенствовать свою методику
  • Желание познакомиться с новыми образовательными технологиями
  • Любопытство
  • Обязало начальство
  • Другое__________________________________

  1. Что Вам понравилось?
  • Оригинальная методика
  • Личность педагога
  • Инновационные подходы
  • Отдельные педагогические приёмы
  • Техническое оснащение
  • Структура занятия
  • Организация мастер-класса
  • Атмосфера мастер-класса
  • Другое__________________________________

  1. Что, по Вашему мнению, на данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?
  • Методика
  • Отдельные педагогические приёмы
  • Техническое оснащение
  • Структура занятия
  • Организация мастер-класса
  • Другое__________________________________

  1. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?
  • Стала понятной педагогическая система педагога-мастера
  • Повысилась моя компетентность по ряду вопросов
  • Получил следующие навыки_______________________________

_______________________________________________________

  1. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?_________________ ___________________________________________________________

  1. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными? _______________________________________________________

  1. Что бы Вам хотелось ещё узнать по теме проведенного мастер-класса? ____________________________________________________

  1. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности? _________________________________________________________

  1. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?                                                                                                                        

__________________________________________________________________

В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:

Пол___________________________________

Возраст________________________________

Должность_____________________________

Благодарим Вас за участие в опросе!


Литература:

1)    Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения [Текст] / Е.А. Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

2)    Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет [Текст] / С.В. . Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

3)    Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004

4)    Узорова, О.В., Физкультурные минутки [Текст] /  - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.

5)    Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989

Сбил, сколотил  

Вот колесо  

Сел да поехал  

«Ах, хорошо!»  

Оглянулся назад  

Одни спицы лежат.

Свинка Ненила  

Сыночка хвалила  

-То-то хорошенький!  

То-то пригоженький! ( 

Ходит бочком  

Хвостик крючком  

Нос пятачком.

Сказка «Смешарики».    

Артикуляционная гимнастика.

Авторская разработка

учителя-логопеда

Овчинниковой  О.Л.

MБДОУ Жирновский д/с «Росинка»

        Где-то очень,очень далеко, на одной сказочной планете, жили-были смешарики. Они были очень веселые и дружные. Любили они собираться вместе за чашечкой чая,петь песни, рассказывать стихи и разные интересные истории.

Но однажды случилась беда. Откуда не возьмись, налетел сильный ветер, он навел на этой маленькой планете сильный беспорядок. Все бы ни чего, да только смешарики, стали говорить непонятно и невнятно, звуки все смешались и перепутались, а некоторые и вовсе пропали. Испугались смешарики, не знали,что делать. Один только Лосяш не испугался . Включил он свой компьютер и сразу же нашел ответ: «Чтобы все стали говорить правильно и четко, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день». Посоветовались смешарики и решили, выполнять гимнастику несколько раз в день, уж очень им хотелось побыстрей научиться правильно говорить.

Утром Ёжик наш проснулся,

Улыбнулся, потянулся,

Губы трубочкой сложил,

Несколько раз повторил!

На качели Бараш и Нюша сели.

Вверх и вниз они качались

И друг другу улыбались.

Совунья решила всех накормить.

Тесто месила, блины выпекала,

На стол выставляла.

Три могучих богатыря,

Оседлали три коня.

Кони резвые,гнедые,

У них подковы золотые.

Из - под топота копыт,

Пыль по полю летит.

Лосяш по лесу пошел,

Целый воз грибов нашел.

На высокой ножке,

У лесной дорожки.

Наш Копатыч очень занят,

Наш Копатыч барабанит!

Кисти, краски, но беда,

Нет с нами маляра.

Крикнул Ёжик Крошу

«Кто же нам поможет?»

А сейчас в футбол играем,

Гол скорее забиваем.

Очень вкусное варенье,

Что за чудо угощенье!

Чашки наполняем чаем

И с печеньем выпиваем.

Нюша шарики надула,

Ленточкой перетянула.

Красный, желтый, голубой,

Не угонятся за мной.

Лопнет шарик, не беда!

Новый шар надую я.

Выполняли  артикуляционную гимнастику смешарики каждый день и стали говорить красиво, чётко и правильно, выговаривая все звуки. Вот и мы с вами, если будем выполнять гимнастику каждый день, тоже будем говорить правильно. А  смешарики  прощаются  с вами: «До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Данная консультация для специалистов ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.

В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....