Главные вкладки

    Индивидуальный подход и индивидуализация образования.
    статья по теме

    Маслова Юлия Александровна

    Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В. - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualnyy_podhod_i_individualizatsiya_obrazovaniya.docx21.67 КБ

    Предварительный просмотр:

     Индивидуальный подход и индивидуализация образования.

    Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В. - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).

    Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

    В общих положениях ФГОС  в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

    -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

    -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

    -возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 

    Цель педагога:
    создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих  возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

    Задачи педагога:
     -формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
    -индивидуализация образования каждого ребенка;
    -формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
    -формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
    -стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
    -создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
    -своевременно выявлять, поддерживать  и развивать детские способности, детские интересы;
    -формирование и развитие у дошкольников   качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
    -создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;
    -разработать  систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;
    -развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.

    Условия для осуществления индивидуализации:
     1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

     3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений      между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

    4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

    5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

    Механизмы  организация воспитателем индивидуализации детей:

     1.Механизмы (обязательные требования):

    -диагностика способностей и склонностей ребенка;

    Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

    В общих положениях ФГОС  в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

    -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

    -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

    -возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

    Цель педагога:
    создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих  возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

    Задачи педагога:
     -формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
    -индивидуализация образования каждого ребенка;
    -формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
    -формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
    -стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
    -создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
    -своевременно выявлять, поддерживать  и развивать детские способности, детские интересы;
    -формирование и развитие у дошкольников   качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
    -создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;
    -разработать  систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;
    -развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.

    Условия для осуществления индивидуализации:
     1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

     3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений      между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

    4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

    5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

    Механизмы  организация воспитателем индивидуализации детей:

     1.Механизмы (обязательные требования):

    -диагностика способностей и склонностей ребенка;

    -составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:

    целенаправленное использование метода проб и ошибок;
    расширение спектра материалов, способов деятельности;
    учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

    -алгоритмы последовательности действий:

    создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
    определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
    а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

    2.Специально организованные занятия в кружках,

    3.Специальные образовательные ситуации.

    4.Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

    5.Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

    Результаты индивидуализации ребенка:

    Диагностика траектории успешности
    Детское портфолио
    Детские проекты
    Родительско – детские проекты

    Краткий сравнительный анализ двух подходов.

     

    Индивидуализация образования.

    Индивидуальный подход в образовании.

    Цель:

    содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

    организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

    Способы общения:

    признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

    прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

    Тактика:

    сотрудничество и партнерские отношения

    диктат и опека

    «Хороший ребенок»:

    инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

    следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

    Убеждение:

    ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт

    ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

    Вывод:

    индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

    индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

     

    Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).

    Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

    Современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".

    Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....

    Индивидуальный подход и индивидуализация образования

    Индивидуальный подход - организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей....

    Презентация : "Подходы к созданию условий для индивидуализации образования детей дошкольного возраста"

    Методический материал позволяет разграничить понятия "индивидуализация образования" и "индивидуальный подход",знакомит с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образ...

    «Методы, обеспечивающие индивидуальный подход в условиях дошкольного образования».

    Среди важнейших задач, стоящих перед всей системой образования, особое место занимают поиск и внедрение такой организации процесса обучения и воспитания, которая позволит не только эффективно формиров...

    «Индивидуальный подход в дошкольном образовании»

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ....