Сообщение на тему: «Индивидуальный подход и индивидуализация образовательного процесса - актуальность, направления, модели».
материал на тему

Наталья Решнова

Сообщение к педагогическому совету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Куйбышев Среднеахтубинского района Волгоградской области

Сообщение  на тему:

«Индивидуальный подход и индивидуализация образовательного процесса - актуальность, направления, модели».

               

                                                                 Подготовила:

 воспитатель 1 категории

Решнова Наталья Петровна

                                                   

ноябрь 2016 г.

1.С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Одним из  основных принципов дошкольного образования, провозглашенных в  ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
(далее - 
индивидуализация дошкольного образования).

Актуальность.  Почему индивидуализация образовательной деятельности так актуальна сегодня?

Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития.

Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития  личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

В современных инновационных программах отмечается,  чем более индивидуален подход к ребенку, тем более гладко проходит реализация программы.

Перед тем, как дать определение индивидуализации,  вспомним некоторые необходимые термины:

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. (Короче. Это «конкретный человек» от рождения до смерти.) Индивид - исходное состояние человека в развитии.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

Направления индивидуализации:

  • Развитие индивидуальных способностей детей заключается в раскрытии неповторимости детской личности. В этом контексте принцип индивидуализации получает свое наиболее полное определение: помимо знаний об индивидуальных особенностях детей, опоры на них в педагогической деятельности он предполагает создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности
  • Индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии  в воспитательно-образовательном процессе заключается в том, чтобы педагог,  учитывая индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы. От педагога требуется ежедневное применение воспитательных технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности.

Если кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, их относят к отстающим. Проводится работа с тем, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми. Эта работа носит коррекционный характер и является одной из составляющих процесса индивидуализации. 

Модель индивидуализации образовательного процесса: строится таким образом:

  • Методическое обеспечение.
  • Диагностика.
  • Планирование.
  • Реализация индивидуальных маршрутов по сопровождению детей.
  • Развивающая среда.
  • Работа с семьей.

Краткий сравнительный анализ двух подходов.  

Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.
Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.
Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.

Индивидуализация образования

Индивидуальный подход в образовании

Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

Цель: организация процесса передачи

  суммы знаний, умений, навыков с

учётом индивидуальных

особенностей ребенка;

обеспечение своевременной

коррекции недостатков в развитии.

Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.

Способы общения: прямое обучение в

соответствие с целями, поставленными

 взрослыми; требование и оценка    

 результата.

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения.

Тактика: диктат и опека.

«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий.

«Хороший ребенок»      следующий      

заданному (предложенному) взрослым

способу (образцу) выполнения действия

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития - приобретение ребенком собственного опыта

Убеждение: ребенок учится лучше и

научится большему под непосредственным  руководством взрослого; усвоение

 опыта взрослых - наиболее ценный

способ  развития

Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

Вывод: индивидуальный подход

распространяется на небольшую часть

детей группы; от педагога требуется

умение выявить стороны,

требующие усиленного внимания

(проблемы и недостатки в развитии) и

знание нормы (стандарт,

требование программы)


Вывод:

При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы /стандарта, требований программы. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст,

уровень развития, пол, стиль учения, способности, потребности, сильные стороны, характер и

темперамент, интересы  и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать,

чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия в

поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и

знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который

уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия, а так

же  поможет  детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их

индивидуальному стилю учения.

2. Методы планирования индивидуализации обучения

  • Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей.
  • Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения.  Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
  • Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, дети планировали вылепить из пластилина (глины) животных. Каждый ребенок сам решает какого животного будет лепить; из какого материала  и т.д. Задача педагога - помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
  • Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.
  • Спонтанная индивидуализация. Педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.

Проведение опроса «Какие методы индивидуализации обучения  педагоги используют в своей работе?»

5.Практическая часть:

- Решение педагогической ситуации.

Воспитатель планирует прочитать детям сказку «Три поросенка» и поставить по ней спектакль. Ее задачи - вовлечь в подготовку спектакля как можно больше детей; сделать эту подготовку интересной и увлекательной; стимулировать развитие драматических навыков и умения делать что-то сообща; помочь детям развить память (выучить текст роли и запомнить сюжет повествования) и речь. Она планирует заниматься этим каждый день в течение двух недель и закончить красочным представлением с костюмами и декорациями. Предполагается, что дети сами будут заниматься декорациями и костюмами, что способствует развитию дополнительных навыков в следующих областях: мелкая моторика, творчество, шитье, вырезание, грамотность и др.

Что требуется детям с различными индивидуальными способами обучения?

Ребенок, который...

  • быстро запоминает, очень самостоятелен
  • очень активен
  • очень сдержан
  • больше интересуется процессом, чем результатом
  • гибок, подходит к обучению творчески, но совсем не организован.

- Тестирование воспитателей по теме индивидуализации образования (контрольные вопросы).

  • В каком документе индивидуализация провозглашается принципом ДО? (ФГОС ДО)
  • Продолжите определение  «индивидуализации».  (Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования).
  • На каких уровнях может осуществляться индивидуализация ?

            Группа. Подгруппа. Отдельный ребенок.

  • Сформулируйте коротко различия между индивидуализацией образования и индивидуальным подходом в образовательном процессе.                                                                            (Цель: И -содействие раскрытию  возможностей развития личности, ИП- передача ЗУН с учетом индивидуальных особенностей ребенка.                                                                                                                Способы общения: И- право выбора, совместное обсуждение целей  ,акцент на сильных сторонах личности, ИП-прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.                                                                                                                                                  Тактика: И – сотрудничество. И.П.-диктат и опека.                                                                                             Убеждение : И- самое ценное для развития – приобретение ребенком собственного опыта; И.П.-усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития).                                                                                                                               На каких уровнях может осуществляться индивидуализация ?  (Группа. Подгруппа. Отдельный ребенок)                                                                                                                                  
  • Перечислите методы планирования ИО (обучение по принципу реагирования; обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности; тщательный отбор материалов, работа в небольших подгруппах)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...

Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР

Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...

Рекомендации для педагогов на тему «Современные подходы к планированию образовательного процесса в ДОО (НОД)»

Рекомендации предназначены для педагогов дошкольных образовательных организаций. Данные материалы позволят педагогам ориентироваться в структуре НОД, граммотно сформулировать задачи для организации ра...

Лекция на тему: «Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками».

         Деятельностный подход, реализующийся в практике работы  ДОУ, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информац...

Краткий конспект на тему «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ".

   План:1. Структура, виды образовательной деятельности по диагностическим целям, по содержанию.2. Вариативные организации образовательной деятельности.3. Структура  развивающего...

Обзор курсов повышение квалификаций по теме: «Современные подходы к организации образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО»

Модели семейного взаимодействия.Родительские директивы как источник эмоционального неблагополучия ребенка. Программное обеспечение инновационной технологии «Умный пол»....