Главные вкладки

    Практикум для родителей с детьми старшей группы Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    В этой работе представлен материал, который поможет сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу; пособствовать укреплению и развитию детско-родительских отношений, накоплению родителями опыта игрового общения с ребенком в условиях семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_intellektualnomu_razvitiyu.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум для родителей с детьми старшей группы

    Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

    Дата проведения: 17 ноября 2015 год

    Провели: Кравцова И.В., воспитатель; Недлина Е.Н., педагог-психолог

    Цель: Сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

    Способствовать укреплению и развитию детско-родительских отношений, накоплению родителями опыта игрового общения с ребенком в условиях семьи.

    Задачи:

    1. Познакомить детей и родителей с решением комбинаторных задач с использованием таблиц, формировать логическое мышление.
    2. Учить детей выделять  слова с противоположным смыслом, расширять словарный запас, развивать мышление.
    3. Закрепить умения детей различать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Развивать у детей самостоятельность, инициативность, сообразительность, умение «опознавать», пересчитывать геометрические фигуры.
    4. Развивать у детей интеллектуальные способности: выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.
    5. Развивать целостность восприятия; умение классифицировать, включать часть в целое, концентрировать внимание; закреплять навыки счета.

    Воспитатель: Дорогие родители!  Мы рады вас приветствовать на практикуме, посвященном интеллектуальному развитию дошкольников. Сегодня вы вместе с детьми и хорошим настроением будете  играть в интересные игры. Все готовы?  Тогда начинаем. Сейчас Елена Николаевна, наш психолог коротко расскажет вам об интеллектуальном развитии детей.

    Теоретическая часть (только для родителей): Педагог-психолог: На практике мы убедились, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр. Развивающие игры – это игры, позволяющие ребенку проявить свои возможности и творческие стороны интеллекта. Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Систематическое проведение развивающих игр способствует развитию разных интеллектуальных качеств: мышления, восприятия, памяти, пространственных представлений и воображения, умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов и предметов.  В таких играх у ребенка развивается умение находить ошибки и недостатки, способность предвидеть результат своих действий,  задавать вопросы  и отвечать на них. О наличии у ребенка интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей. Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями  познания. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.  Поиграйте с ним! Сегодня мы покажем лишь небольшую часть игр на развитие интеллектуальных способностей детей.

    Практическая часть (с детьми и родителями)

    Задание № 1

    Игра: «Назови и посчитай» (психолог)

    Цель: Развивать целостность восприятия; умение классифицировать, включать часть в целое, концентрировать внимание; закреплять навыки счета.

    Оборудование: карточки с изображением цветов, фруктов, грибов, простые карандаши.

    Руководство: посмотрите внимательно на картинку, на ней нарисовано много предметов. У родителей и детей картинки разные. Под картинкой два квадрата, в которых есть обозначение размера. Задание: посчитайте количество больших фигур и запишите точками их количество в соответствующем квадрате, затем посчитайте количество маленьких предметов и запишите точками их количество в соответствующем квадрате.   После того как выполните задание, поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

    Задание № 2   (воспитатель)

    Игра «Зоркий глаз»

    Цель: Тренировать зрительные анализаторы, «опознавать», пересчитывать геометрические фигуры.

    Следующая игра называется  «Зоркий глаз» На карточке нарисованы контуры наложенных друг на друга геометрических фигур. Найдите круги, квадраты, треугольники, сосчитайте их количество и отметьте точками в соответствующих квадратах.

    Задание № 3 (психолог)

    Игра: «Разные костюмы»

    Цель: Познакомить детей и родителей с решением комбинаторных задач с использованием таблиц, формировать логическое мышление.

    Оборудование: карточки с таблицами, простые карандаши

    Руководство: Посмотрите на таблицу. По горизонтали (слева направо) изображены блузки, а по вертикали (верху вниз) – юбки.  Нужно заполнить клетки таблицы юбками и блузками так, чтобы получились костюмы.  После того как выполните задание, поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания.

    Задание № 4  (воспитатель)

    Игра «Перфокарта»

    Цель: Закрепить умения детей различать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Развивать у детей самостоятельность, инициативность, сообразительность. 

    Переверните перфокарту. На ней по краям  изображены картинки, составленные из геометрических фигур и набор геометрических фигур, из которых эти картинки могут быть собраны. Под перфокарту подложен чистый лист бумаги. Соедините предмет с теми фигурами, из которых он составлен. При выполнении задания проводите линии  в окошке от геометрических фигур к предметам, из которых они составлены простым карандашом.

    Задание № 5 (психолог)

    Игра: «Нос – пол – потолок» - динамический перерыв

    Цель: Развивать концентрацию внимания, слухового и зрительного восприятия, умение быстро реагировать, саморегуляцию.

    Руководство: Выходите все на свободное пространство. Предлагаю вам поиграть.  Но в игре буду вас запутывать. Поэтому не поддавайтесь на провокацию.   Я произношу слова: нос, пол, потолок.   Сначала показываю правильно, а потом нет.  Ваша задача – показывать на тот объект, который я говорю. Будьте внимательны!

    Задание № 6 (воспитатель)

    Игра «Найди фигуру»

    Цель: учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у геометрических фигур по их знаково-символическим обозначениям (цвет, размер, форма)

    Следующая игра называется «Найди фигуру». Значки, а мы называем их модели или символы, существуют для обозначения разных признаков предметов. Например, размер обозначает значок, у которого сверху две или четыре палочки, цветное облако обозначает цвет, а форму - геометрические фигуры. Перед вами карточка, на которой изображены символы свойств фигур: цвет, форма,  размер. Вам нужно вместе с ребенком выбрать геометрические фигуры из набора, которые подходят к символам на вашей карточке, подбирая нужную фигуру по вертикали и горизонтали. Играть лучше в паре ребенок - родитель, когда один ищет фигуры, а второй проверяет.

    Задание № 7 «Скажи наоборот» (психолог) – динамический перерыв для детей и родителей

    Цель: учить детей выделять  слова с противоположным смыслом, расширять словарный запас, развивать мышление.

    Руководство: Дети и родители стоят полукругом. Психолог: «Я бросаю мяч и говорю вам слово, а каждый из вас возвращая мяч, говорит слово противоположное по смыслу, т.е. наоборот».

    Оборудование: мяч, карточки со словами.

    Веселый – грустный

    Быстрый – медленный

    Пустой – полный

    Трудолюбивый – ленивый

    Трусливый – храбрый

    Широкий – узкий (добавить слова по количеству участников)

    Сесть – встать

    Поднять опустить

    Открыть – закрыть

    Показать – спрятать

     Вспоминать – забывать

    Молчать – говорить

    Найти – потерять

    Терять – находить  (добавить слова по количеству участников)

    Высоко – низко

    Далеко –близко

    Тяжело – легко

    Назад – вперед

    Начало – конец

    Мороз – зной

    Трус – храбрец

    Скучно – весело! (добавить слова по количеству участников)

    Задание № 8 (воспитатель)

    Игра «Найди пять предметов» 

    Цель: Развивать у детей интеллектуальные умения: выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать.

    (Дети с родителями сидят за столами). Перед вами следующее задание. Найдите картинки, на которой нарисовано пять предметов и нет ни одного одинакового. Обведите эти картинки карандашом.

    Задание №9 (воспитатель)

    Игра «Раздели на группы»

    Цель: Развивать у детей интеллектуальные умения: выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать.

    (Дети с родителями сидят за столами). Перед вами следующее задание. Зеленым карандашом обведите всё, что бывает зеленого цвета, а красным карандашом обведите все овощи.

    Задание № 10 (психолог)

    Игра: «Круги Эйллера»

    Цель: Формирование логической операции, классификация по двум свойствам.

    Оборудование: обручи, геометрические фигуры, карточки с изображением животных,  мультимедия.

    Руководство:

    Перед началом игры показ мультимедийной презентации, с помощью которой родителям и детям объясняют,  где находятся  области:

    -внутри красного обруча, но вне зеленого;

    -внутри зеленого, но вне красного;

    -внутри обоих обручей.

    Приведен один пример расположения фигур по заданному признаку. Далее всех участников разделили на две команды. Задание:

    • Разложите фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все круглые.
    • Разложите картинки с изображением животных так, чтобы внутри красного обруча лежали картинки с изображением хищных животных, а внутри зеленого – травоядных.

    Памятка для родителей

    Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

    1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий.  Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
    2. Повторяйте упражнение.  Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите  ребенку более легкий вариант.
    3. Не проявляйте излишней тревоги  по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже регресса.
    4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
    5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка играть, заниматься, если у него нет настроения. Дайте ему возможность заниматься тем делом, которым он хочет.
    6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнение с другими детьми.
    7. Формируйте его уверенность в своих силах. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд.
    8. Радуйтесь и получайте удовольствие от общения с ребенком!

    Успехов Вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!!!

    АНКЕТА

    Участника практикума для родителей с детьми «Интеллектуальные игры в развитии ребенка»

    Фамилия, имя, отчество_____________________________________

    ___________________________________________________________

    Интересно ли Вам было на практикуме?_______________________

    ____________________________________________________________

    Испытывали  ли Вы трудности во время выполнения заданий?__________

    ____________________________________________________________________

    Как Вы считаете, вашему ребенку было интересно?_____________________

    ____________________________________________________________________

    Хотели бы Вы еще участвовать в практикумах?________________________

    ____________________________________________________________________

    Считаете ли вы развитие интеллектуальных способностей детей важной проблемой при подготовке детей к школе?_____________________________

    ____________________________________________________________________

    Ваши отзывы о работе педагогов по итогам практикума_________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какую Вы можете предложить тему для следующего совместного мероприятия для родителей с детьми?_________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет о интеллектуальном развитии детей старшей группы..

    В старшей логопедической группе 11 детей.  4 девочки, и 7 мальчиков.Интеллектуальное развитие детей  старшей группы  развито хорошо. Познавательная активность, инициативность, тво...

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя САИТОВОЙ З. Ш. (подготовительная группа)Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

    Содежится план работы по самообразованию для воспитателей по теме: "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

    Консультация для родителей во второй младшей группе Тема: "Воспитание сказкой детей младшего дошкольного возраста"

    Цель: знакомство родителей с возможностями использования сказки в воспитании, обучении и развитии детей.Задачи: разнообразить представление родителей о возможностях воздействия сказки на развитие ребе...

    Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

    Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...