Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Степанова Любовь Ильинична

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники»

 (для детей старшей группы).

Цель: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества.

Задачи: учить детей быть приветливыми, использовать в своей речи «вежливые слова»;  Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;

 Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях; воспитывать культуру поведения;- воспитывать стремление совершать добрые дела.

Оборудование: карточки с названиями заданий , картинки с поступками детей,  дерево доброты, сердечки по количеству детей магнитная доска, красивая коробка, конфеты по числу детей.

Ход занятия:

В: Ребята, скажите, а любите ли вы путешествовать?

В! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране  «вежливых слов»  где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?

Воспитатель: Вежливость - это

умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

Для того, чтобы быть вежливыми, нужно знать и уметь говорить «волшебные» слова, которые и говорить и слышать приятно.

Вы согласны?

 «Приглашаю в дальний путь,

Поиграть и отдохнуть.

Путешествовать по свету

Пойдут лишь вежливые дети!»

В: Ребята, вы слышали? В путешествие-то можно пойти только вежливым детям. А кто у нас вежливый?

Д: Мы!              ВСТАЕМ

1  Игра «Приветствие».

В: Ну давайте проверим! Для начала мы вежливо поприветствуем друг друга. Я повернусь к Матвею  посмотрю ему в лицо и с улыбкой скажу: здравствуй, Матвей! А теперь Матвей  поприветствует  Алину  и так дальше все по кругу.

В: Вы все очень красиво поприветствовали друг друга, значит все мы можем отправляться в путешествие.

-Итак, отправляемся в страну вежливых слов.

(Включается сказочная музыка)

-Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

- Открываем глаза. Смотрите, ребята, какая красивая страна.

Но посмотрите на лицо жителя этой станции. Какое оно?

Д: Грустное!

В стране волшебных слов случилась беда.  .

Раньше нам было очень хорошо, мы говорили друг другу добрые слова, радовались. Но случилась беда – в один день мы забыли все вежливые слова. И теперь нам очень-очень грустно. Помогите, нам пожалуйста!

В: Что делать, ребята? Сможем ли мы помочь?

Чтобы помочь жителям этой страны , мы с вами должны  выполнить  несколько заданий. Вы согласны?

Что же мы с вами сегодня на занятии будем делать?

А какие волшебные слова вы знаете?

Слушайте друг друга внимательно и постарайтесь не повторяться.

2 Игра «Вежливые слова».

Давайте попробуем вспомнить вежливые слова.

1. Слова приветствия: добрый день, добрый вечер, доброе утро, здравствуйте.
2. Слова прощания: до встречи, до свидания, прощайте.
3. Слова извинения: простите, извините, мне очень жаль, жаль.
4. Слова благодарности: спасибо, очень признателен, благодарю.
5. Слова просьбы: не могли бы Вы мне помочь, пожалуйста, будьте добры будьте любезны, если Вас не затруднит.
6. Слова пожелания: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

3   « Доскажи словечко ».

1. Зазеленеет старый пень, когда услышит( «добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого( «спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).

7.Говорите чётко, внятно,  Чтобы было всё … (понятно).

8.Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать).

9.Если друг стал отвечать Не спеши … (перебивать).

10.А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку).

Физ. минутка

4.Игра :Исправьте ошибки в ситуациях

Ситуация 1. В автобусе сидят 2 девочки, громко смеются и едят мороженое, а перед ними стоят пожилая женщина, пожилой мужчина и женщина с маленьким ребёнком.

Ситуация 2. Однажды девочка шла по улице и ела булочку. Вдруг она решила зайти в библиотеку. Там девочка начала громко говорить и объяснять библиотекарю, какая книга ей нужна.

Ситуация 3. Мальчик, вбежав в магазин, сбил с ног выходившую девочку и, несмотря на длинную очередь, подбежал к продавцу и сказал: «Дайте мне булку хлеба».

Ситуация 4. «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

Ситуация 5 « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что  на задней площадке  стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать?(здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

Воспитатель: Наши карточки перепутались, нужно поместить их на солнышко или тучку. Если поступок хороший, то на солнышко. Если поступок плохой, то на тучку. Обязательное условие: ребенок должен рассказать что изображено на этой иллюстрации, хороший ил плохой поступок и почему

(На картинках изображены поступки детей:

Дети рассуждают над поступками, хорошие вывешивают на магнитную доску

Воспитатель. Вежливость, честность и доброта - вот что нужно человеку в жизни.

Воспитатель: Как хорошо погуляли, отдохнули. Присаживайтесь на стульчики.

5   Игра: «Веселые детки».

Взрослый  называет ситуации, а ребёнок  молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что ребёнок не согласен с утверждением, а зелёный – что вы согласен с ним.

1.Никогда не делись игрушкой с другом.

2.Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

3.Не старайся всегда быть первым.

4.Злись и завидуй, когда проигрываешь.

5.Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

6.Никогда не уступай, спорь по пустякам.

7.Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

8.Умей принять помощь, совет и замечание друга.

9.Если друг попал в беду, не помогай ему.

10.Решай споры словами, а не кулаками.

Физкультминутка « Если добрый ты ».

6  Дидактическая игра «Дерево доброты».

Воспитатель: Возьмите сердечко, расскажите об этом поступке и наклейте сердечко на дерево (звучит тихая, спокойная музыка, дети называют добрые дела и приклеивают к дереву сердечки).

– Молодцы! Ребята, доброта живет на свете только в добром сердце и в доброй душе. Доброе дело, всегда дружит с добрым словом. Давайте помнить об этом и стараться быть добрыми по отношению друг к другу.

ЛИЦО  человечка делается веселым.

-Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

- Открываем глаза. Смотрите, ребята, мы с вами снова в нашей группе.

В: Вот мы и вернулись! Хорошее получилось путешествие, правда, ребята?

 А что вам больше всего понравилось?

 А что показалось трудным?

Только ответьте, ребята, какие задания вам понравились больше всего?

Все вы молодцы, с такими вежливыми и добрыми ребятами можно путешествовать по всему свету!

7    «Станция сюрпризов».

! У меня для вас есть сюрприз! Я отдам вам эту коробку, только если вы очень вежливо меня об этом попросите.

В:  Ребята, а как надо вежливо просить?

Д: Надо подойти к человеку; посмотреть в лицо; говорить не громким голосом; обязательно сказать «пожалуйста».

В: Все верно. (по желанию детей можно предложить нескольким из них попросить).

 Какие все вы вежливые! Держите сюрприз!(вручает коробку с конфетами)

Д: Спасибо! Благодарим!



Предварительный просмотр:

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники»

 (для детей старшей группы).

Цель: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества.

Задачи: учить детей быть приветливыми, использовать в своей речи «вежливые слова»;  Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;

 Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях; воспитывать культуру поведения;- воспитывать стремление совершать добрые дела.

Оборудование: карточки с названиями заданий , картинки с поступками детей,  дерево доброты, сердечки по количеству детей магнитная доска, красивая коробка, конфеты по числу детей.

Ход занятия:

В: Ребята, скажите, а любите ли вы путешествовать?

В! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране  «вежливых слов»  где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?

Воспитатель: Вежливость - это

умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

Для того, чтобы быть вежливыми, нужно знать и уметь говорить «волшебные» слова, которые и говорить и слышать приятно.

Вы согласны?

 «Приглашаю в дальний путь,

Поиграть и отдохнуть.

Путешествовать по свету

Пойдут лишь вежливые дети!»

В: Ребята, вы слышали? В путешествие-то можно пойти только вежливым детям. А кто у нас вежливый?

Д: Мы!              ВСТАЕМ

1  Игра «Приветствие».

В: Ну давайте проверим! Для начала мы вежливо поприветствуем друг друга. Я повернусь к Матвею  посмотрю ему в лицо и с улыбкой скажу: здравствуй, Матвей! А теперь Матвей  поприветствует  Алину  и так дальше все по кругу.

В: Вы все очень красиво поприветствовали друг друга, значит все мы можем отправляться в путешествие.

-Итак, отправляемся в страну вежливых слов.

(Включается сказочная музыка)

-Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

- Открываем глаза. Смотрите, ребята, какая красивая страна.

Но посмотрите на лицо жителя этой станции. Какое оно?

Д: Грустное!

В стране волшебных слов случилась беда.  .

Раньше нам было очень хорошо, мы говорили друг другу добрые слова, радовались. Но случилась беда – в один день мы забыли все вежливые слова. И теперь нам очень-очень грустно. Помогите, нам пожалуйста!

В: Что делать, ребята? Сможем ли мы помочь?

Чтобы помочь жителям этой страны , мы с вами должны  выполнить  несколько заданий. Вы согласны?

Что же мы с вами сегодня на занятии будем делать?

А какие волшебные слова вы знаете?

Слушайте друг друга внимательно и постарайтесь не повторяться.

2 Игра «Вежливые слова».

Давайте попробуем вспомнить вежливые слова.

1. Слова приветствия: добрый день, добрый вечер, доброе утро, здравствуйте.
2. Слова прощания: до встречи, до свидания, прощайте.
3. Слова извинения: простите, извините, мне очень жаль, жаль.
4. Слова благодарности: спасибо, очень признателен, благодарю.
5. Слова просьбы: не могли бы Вы мне помочь, пожалуйста, будьте добры будьте любезны, если Вас не затруднит.
6. Слова пожелания: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

3   « Доскажи словечко ».

1. Зазеленеет старый пень, когда услышит( «добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого( «спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).

7.Говорите чётко, внятно,  Чтобы было всё … (понятно).

8.Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать).

9.Если друг стал отвечать Не спеши … (перебивать).

10.А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку).

Физ. минутка

4.Игра :Исправьте ошибки в ситуациях

Ситуация 1. В автобусе сидят 2 девочки, громко смеются и едят мороженое, а перед ними стоят пожилая женщина, пожилой мужчина и женщина с маленьким ребёнком.

Ситуация 2. Однажды девочка шла по улице и ела булочку. Вдруг она решила зайти в библиотеку. Там девочка начала громко говорить и объяснять библиотекарю, какая книга ей нужна.

Ситуация 3. Мальчик, вбежав в магазин, сбил с ног выходившую девочку и, несмотря на длинную очередь, подбежал к продавцу и сказал: «Дайте мне булку хлеба».

Ситуация 4. «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

Ситуация 5 « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что  на задней площадке  стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать?(здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

Воспитатель: Наши карточки перепутались, нужно поместить их на солнышко или тучку. Если поступок хороший, то на солнышко. Если поступок плохой, то на тучку. Обязательное условие: ребенок должен рассказать что изображено на этой иллюстрации, хороший ил плохой поступок и почему

(На картинках изображены поступки детей:

Дети рассуждают над поступками, хорошие вывешивают на магнитную доску

Воспитатель. Вежливость, честность и доброта - вот что нужно человеку в жизни.

Воспитатель: Как хорошо погуляли, отдохнули. Присаживайтесь на стульчики.

5   Игра: «Веселые детки».

Взрослый  называет ситуации, а ребёнок  молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что ребёнок не согласен с утверждением, а зелёный – что вы согласен с ним.

1.Никогда не делись игрушкой с другом.

2.Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

3.Не старайся всегда быть первым.

4.Злись и завидуй, когда проигрываешь.

5.Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

6.Никогда не уступай, спорь по пустякам.

7.Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

8.Умей принять помощь, совет и замечание друга.

9.Если друг попал в беду, не помогай ему.

10.Решай споры словами, а не кулаками.

Физкультминутка « Если добрый ты ».

6  Дидактическая игра «Дерево доброты».

Воспитатель: Возьмите сердечко, расскажите об этом поступке и наклейте сердечко на дерево (звучит тихая, спокойная музыка, дети называют добрые дела и приклеивают к дереву сердечки).

– Молодцы! Ребята, доброта живет на свете только в добром сердце и в доброй душе. Доброе дело, всегда дружит с добрым словом. Давайте помнить об этом и стараться быть добрыми по отношению друг к другу.

ЛИЦО  человечка делается веселым.

-Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

- Открываем глаза. Смотрите, ребята, мы с вами снова в нашей группе.

В: Вот мы и вернулись! Хорошее получилось путешествие, правда, ребята?

 А что вам больше всего понравилось?

 А что показалось трудным?

Только ответьте, ребята, какие задания вам понравились больше всего?

Все вы молодцы, с такими вежливыми и добрыми ребятами можно путешествовать по всему свету!

7    «Станция сюрпризов».

! У меня для вас есть сюрприз! Я отдам вам эту коробку, только если вы очень вежливо меня об этом попросите.

В:  Ребята, а как надо вежливо просить?

Д: Надо подойти к человеку; посмотреть в лицо; говорить не громким голосом; обязательно сказать «пожалуйста».

В: Все верно. (по желанию детей можно предложить нескольким из них попросить).

 Какие все вы вежливые! Держите сюрприз!(вручает коробку с конфетами)

Д: Спасибо! Благодарим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект НОД: занятие по формированию целостной картины мира для детей старшей группы ОНР. Тема: "Мой веселый язычок".

Материал занятия разработан совместно воспитателем и учителем-логопедом, что позволяет учитывать потребности, возможности и интересы воспитанников....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культуры общения для детей старшей группы на тему: «Волшебные слова».

Программное содержание:Учить детей правилам речевого этикета; развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими взрослыми. Формировать умение анализировать свои поступки, развива...

Конспект коррекционного занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в старшей группе «Гуси-лебеди».

СБО - очень важный раздел работы с детьми с нарушением зрения. Также, в ходе данного занятия происходит развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения....

Занятие по формированию навыков пожарной безопасности для детей старшей группы

Занятие по формированию навыков пожарной безопасности для детей старшей группы Тема : «Чрезвычайные ситуации и действия при их возникновении» ...