Рефлексия в образовательном процессе
методическая разработка на тему

Мокеева Татьяна Николаевна

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_refleksiya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ педагога – психолога Мокеевой Т.Н.

Тема:«Рефлексия в образовательном процессе»

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

 Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Термин ввёл классик природосообразной педагогики Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью»

 Цель: проверить усвоение материала, провести анализ с выявлением причин, приведших к данной ситуации, результату.

 Рефлексия – ретроспективная оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – нет, хорошо-плохо) и смысловом (почему это важно).

Рефлексия - это технология, на каждом занятии важно узнать, что, в какой мере понравилось ребёнку, было ли интересно, трудно, легко, ново. Обычно задают словесный вопрос, но более интереснее вернуться к своей деятельности и оценить её картинкой, графикой, в игровом упражнении и т. п. Мне нравится придумывать разные формы рефлексии, некоторые из них я представляю здесь.

Ладенко И.С. классифицирует виды рефлексивных приемов в зависимости от их временной направленности:

Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.

Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.

Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности

Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.

Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

Выражение своего состояния в цвете, деталях;

 – выражение эмоционального состояния линиями;

 – выражение эмоционального состояния цветом, рисованием мимических картин;

 – ассоциации сюжета из жизни с предметом;

 – выражение психологического состояния посредством образов и т. д.

 – живопись,

 – графика

 – раскрашивание

 – сюжетное

 – предметное

Рефлексия. Упражнения для дошкольников.

1.) «Солнышко».

 Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

 Моё настроение похоже на:

 * солнышко;

 * солнышко с тучкой;

 * тучку;

 * тучку с дождиком;

 * тучку с молнией.

 2.) «Радуга».

 Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

 Красный – не комфортно, тревожно;

 Оранжевый – все раздражало;

 Желтый – очень хотелось домой;

 Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

 Голубой – интересно, занимательно;

 Синий – трудно, но интересно;

 Фиолетовый – скучно, не интересно.

 3) «Снежный ком».

 Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

 4.) «Заплетем косичку».

 Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

 красная – весело, интересно, занимательно;

 коричневая – трудно, волнительно;

 белая – безразличие, скука, усталость.

 - Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

 Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

 5.) «Цветы и бабочки».

 На поляне (на полу) растет 3 цветка:

 Красная роза (узнал много нового, научился читать) ;

 Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;

 Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

 Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

 6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

 Что у тебя получилось лучше всего?

 Кто помог тебе сегодня?

 Что у тебя не получилось и почему?

 Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

 Что было самым трудным?

 Что было самым интересным?

 Что ещё не получается?

 Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

 7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.

 8.) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики.

 9.) С помощью жестов:  Во!

 На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться.

 Хлопните! Топните!

 10.) «Метод пяти пальцев».

 Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

 М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

 Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла?

 С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

 У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а) л?

 Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

Мешочки знаний на занятиях в ДОУ

В подготовительных группах нашего детского сада, мы используем такую форму рефлексии, как мешочки знаний. Педагоги после каждого занятия или доброго дела дают ребятам звездочку. Звездочки могут быть:

Красного цвета - очень хорошо;

Желтого цвета - что-то не получилось, но очень старался;

Синего цвета - не старался, такие звездочки еще никто не получал, но ребята о них знают.

Так же звездочку можно получить за поделки, которые ребята делают с родителями.

Когда мы вводили эту рефлексию боялись: не будут ли ребята брать себе чужие звездочки, потомучто мешочки весят у них на столах, не будут ли они ссорится из-за того, что у кого-то больше звездочек. Но получилось так что они стали еще больще помогать друг другу, что бы у всех были только красные звездочки. Если кто-то болел и у него оказалось мало звездочек, ребята помогают ему получить звездочки, обращая внимание педагогов на все его хорошие поступки.

В школу мы с тобой пойдем,

Но сначала...

Мешочек знаний соберем.

Что-то новое узнал,

Слово правильно сказал,

Ты играл и рисовал, никого не обижал

Звездочку скорей бери

И в мешочек положи.

Много звездочек в мешочке.

- В школу хочешь?

- Очень, очень!

Приёмы- Описание приёма

 Кормушка-На столе у каждого ребёнка птички и кормушка, на которую в течение занятия за правильный ответ садится птичка.

 Аэродром-На столе фланелеграф- «аэродром» и самолётики (за правильный ответ садится самолёт) .

 Цветок -На столе фишки: красные и зелёные. Кто считает, что отвечал очень хорошо, собирает цветок красного цвета, кто не отвечал или отвечал плохо – зелёного. Можно добавить ещё один цвет. На чём я сегодня покатаюсь -На самолёте или машине, на дельфине или раке, на лошади или свинье и т. п.

 Украсим ёлочку -Кто считает, что хорошо работал, тот украсит ёлку разноцветными шарами. Остальные – только синими.

 Кто меня любит -За каждый ответ даётся только часть карточки, на которой напечатано слово. Слово «мама», «папа», «бабушка» и т. п.

 Мой сон - Любая картинка, открытка (это я вижу во сне, фантазия педагога.

 Как я сегодня занимался -Карточки-рисунки: ребёнок сидя спит, сидя поднимает руку.

 Мяч в ворота -На столе плоскостные футбольные ворота и мячи.

 Урожай -На столе ведёрко, корзина и набор овощей или фруктов (натуральных или муляжей или плоскостных) .

 У меня вот какая открытка -Составить из частей

 Вот, что я купила -За каждый ответ переворачивать часть разрезной картинки или целой из набора (игрушки, одежда и т. п.)

 Вот о таком доме я мечтаю-Предоставление выбора активным детям в конце занятия (конструирование из строительного набора или геометрических фигур или рисование по частям)

 Я поеду отдыхать -Картинки природы

 Хотите, угощу вас… - Фантазия педагога

 Моя любимая сказка -Составление из частей

 А я могу тебе сварить… -Борщ, компот и т. п. (ингредиенты)

 Аквариум -На столе листок-аквариум и рыбки

 Хоровод -У кого больше хоровод-круг, составленный из матрёшек

 Банки с вареньем -Две стеклянные банки, на одной надпись «Я справился! », на другой – «Я не справился». «Да», «Победа» - брось фишку-ягоду в банку №1, «Нет», «Неудача» - в банку №2. Бросать можно пуговицы, бусинки и т. п.

 Ваза с конфетами -Ваза и набор конфет, которые кладутся в вазу за удачный ответ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум.

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, стан...

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум. «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд». Евгени...

«Организация рефлексии педагога в процессе здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности»

Тестдля опытного педагога на определение эффективности его работы при помощи пословиц. Презентация...

Рефлексия в образовательном процессе

Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте. Поэтому использование р...

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Статья "Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО" дает применимую к практике ДОУ классификацию рефлексии, рассматривает цели и этапы ее использования, приемы примене...

Дидактическое пособие для оценочной рефлексии музыкальной образовательной деятельности «Музыкальные смайлики»

В конце занятия дети систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, знаниям, навыкам. Они учатся выражать новые идеи и информацию собственными словами. Известно, ч...

Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования

Программа содердит комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленых на повышение уровня профессиональной и родительской рефлексии...