Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
консультация на тему

Ребикова Ксения Сергеевна

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум.

 

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд».

 Евгений Доманский

 

За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

         Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к педагогам). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

              - Как вы  считаете, что ответил мудрец?

 “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:

     любимым, нужным.

 Действительно, все в наших руках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум.

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд».

 Евгений Доманский

За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

         Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к педагогам). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

              - Как вы  считаете, что ответил мудрец?

 “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:

     любимым, нужным.

 Действительно, все в наших руках.

       А теперь перед началом нашего семинара  нам бы хотелось узнать ваше  эмоциональное состояние, а поможет нам в этом  Цветик –Семицветик.   ( на доске  цветок) Посмотрите на него. Выберите тот лепесток,  цвет которого Вам наиболее импонирует….. и прикрепите к нему вот такую полосочку. А теперь оцените своё состояние.  

Какой цвет преобладает? И попробуем оценить состояние всех педагогов.

Понятие «рефлексия» по толковому словарю  Ожегова это - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Понятие  «рефлексия» по  Большому энциклопедическому словарю (БЭС) -(от позднелат. reflexio - обращение назад) - 1) размышление, самонаблюдение, самопознание.

              В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение рефлексивной деятельности ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности такие, как самоконтроль, самооценка, саморегулирование и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

         Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с дошкольного  возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит. Рефлексия в образовательной деятельности может осуществляться на любом ее этапе, либо в начале, этапе проведения, а также в конце.

        Необходимо заметить педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. Следует учитывать при выборе рефлексии цель занятии, содержания и трудности учебного материала.

 В соответствии с функциональным назначением рефлексии выделяют следующую классификацию:

1)   Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная рефлексия

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.
• Письменная рефлексия
2. По цели:
• Рефлексия настроения и  эмоционального состояния

 Целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности.
• Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
• Рефлексия содержания

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
3. По типу урока:
• После усвоения содержания материала
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия


4. По форме деятельности:
• Индивидуальная  (формирование реальной самооценки -за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
• Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)

2) Функции рефлексии в педагогическом процессе:

  • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

По ФГОС ДО у детей дошкольного возраста нужно  формировать уважительное отношений и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации поэтому целесообразно применять не только индивидуальную рефлексию, но и коллективную, групповую.

         Каждой форме рефлексии соответствуют свои методы и приемы организации.

Рефлексия содержания. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше),  пословицы,  подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «линейки знаний», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

           Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность,  увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

      «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.    

 «Багаж знаний».

На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Детям раздаются карточки. Если ответы детей узнали что-то новое, то карточки прикрепляют на чемодан. Если нет – то к мусорной корзине.

«Цветы и бабочки».

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового) ;

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

С помощью жестов:

Во!- интересно, большой палец вверх кулак зажат.Ничего нового- руки скрещены на груди.

На сколько подрос: сидя потянуться.

Хлопните, если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.

Рефлексия деятельности.  Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

«Береза».

 На доске нарисована береза. Детям раздаются нарисованные листики двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение

«Сердечко». 

   Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовал…

- Сегодня меня огорчил…

  «Светофор».

Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить работу выполненного упражнения. Поднять нужно ту карточку которая покажет насколько выполнено задание: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка –  есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Погода настроения».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией

Рисуем настроение.

 На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

    Затем лист передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать.    После этого обсуждают получившийся рисунок.

    Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

      «Образная рефлексия».  Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

          Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.

  «Моё настроение». Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение на кругах

         Таким образом, рефлексия в детском саду – это совместная деятельность участников образовательного  процесса, позволяющая совершенствовать его процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка. Обучать рефлексии детей возможно только начав с себя. Человек идентичен самому себе. Задача педагога помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой:

Что я знаю?

Чего не знаю?

Что я делаю?

Как я этого достиг?

Можно ли сделать лучше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Семинар-практикум.

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, стан...

Организовано образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по музыкально – театрализованной деятельности (для детей подготовительной группы) «Скороговорки»

Цель. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.Задачи:1)      Развивать выразительную речь;2)      Воспитывать доброжелательное от...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. «Раскрасим репку»

Надеюсь мой материал поможет Вам в работе и пополнит вашу методическую копилку.Конспект с использованием современных педагогических технологий:игровые технологии, личностно-ориентированная технология,...

Методическая разработка в рамках семинара -практикума «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение» Тема: Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организац

Методическая разработка в рамках семинара -практикума«Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение»...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Мячик» средний возраст.

развернутый конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием инновационных технологий. перечислены образовательные области, задачи которых решаются в этом конспекте. дано подробное опи...

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Статья "Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО" дает применимую к практике ДОУ классификацию рефлексии, рассматривает цели и этапы ее использования, приемы примене...

«Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО»«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...