Программа по хакасскому языку 2 младш группа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Татьяна Михайловна Анаркулова

Программа по хакасскому языку 2 младш группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_hakasskomu_yazyku_2_mladsh_gruppa.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Средней логопедической группы «Смешарики»

по хакасскому языку

 Составитель: Анаркулова Т. М.

Абакан - 2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе  «Иркечек» хакас тiлiнiн программазы, под коллективным руководством авторов.    Данная программа разработана в соответствии с  требованиями основных нормативных документов:

  • Законом «Об образовании» (от 10.07.92г. № 3366-1 с последующими изменениями);
  • Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Мои Н РФ от 23.10.2009г. №655);
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
  • Уставом общеобразовательного учреждения;
  • Образовательной программой ДОУ.

 Общая характеристика группы: Среднюю   группу «Смешарики» посещают 24 детей, в основном дети  одного возраста,  из них 15 мальчиков и 9 девочек,  18 семей - полные и 6 семей неполные.

                 Особенности развития детей 4-5 лет

Пятый   год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через большие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7- 8  названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшие стихотворения и т.д.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимание. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

В этом возрасте начинается приобретение  детьми основ личностной  культуры, осмысление  знаний о родном крае, национальной культуре, интерес к народным традициям, истории, быту, природе,  языку народа, живущих  рядом. Дошкольный возраст - это сензитивный период, когда у детей быстро идет развитие речи, они могут усваивать язык другого народа, и это не вызывает у них негатива, и только создает интерес к звукоподражанию, быстрого запоминания  слов,  к общению  фразами в   игровых ситуациях. Поэтому изучение хакасского языка благоприятно влияет на коммуникацию детей,  познанию окружающей среды, к общению, к созданию дружеских взаимоотношений с детьми разных национальностей, терпимости и формирование  интереса к быту,  культуре, творчеству народа.

              Цель  данной программы:

           Создать интерес у  детей к обучению на   хакасском   языке, познавать   быт, культуру, творчество и мировоззрение народа.

             Задачи:

- Создание благоприятной развивающей среды и условий  для реализации программы;

- Активизация работы по пропаганде патриотического воспитания; -Сотрудничество по данной проблеме с семьёй, опираясь на традиции.

       Особенности организации деятельности

Организация деятельности взрослых и детей по реализации данной программы осуществляется в  совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей -  осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности.  Проводится 1 раз в неделю, 24 занятий в год. Продолжительность образовательной деятельности  15- 20 минут. (непосредственно образовательная деятельность реализуется через  организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы).

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций  по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.); Это физминутки, считалки, игры,  психогимнастика, артикуляционная гимнастика,.

- самостоятельная деятельность детей: подвижные игры

 рисование, разукрашивание пого, мелей и .

- совместная деятельность с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, организация выставок и т.д.)

             Сопутствующие формы обучения:

 проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда,   работа с родителями.

          Данная программа  предусматривает следующие направления в работе: 
       - ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;
        - ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;

         - ознакомление детей с историко-географическими и природоведческими особенностями республики, с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии; Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

        На современном этапе одно из важных направлений работы в детском саду - познавательное развитие детей. В любой образовательной программе это направление представлено суммой мероприятий. Но мы должны не только выполнить описанные в методике мероприятия, но и обогатить их региональными особенностями.

Какую информацию по ознакомлению детей с историей Хакасии, природно-климатическими условиями родного края, этническими особенностями края и города необходимо дать детям дошкольного возраста?
Мы можем дать детям любую информацию о родном крае, но она должна быть доступна для данного возраста, ею хорошо должен владеть педагог и последовательность информации такова:
семья - детский сад - город - республика - традиции народов.
Первое знакомство со своей малой Родиной начать с составления родословной своей семьи, в этом активно могут принять участие родители воспитанников.
Знакомя детей с городом, в котором они родились и живут, необходимо дать расшифровку его названия, познакомить с историей возникновения и развития, достопримечательностями и промышленностью города. При знакомстве с микрорайоном, целесообразно остановиться не только на культурных и промышленных объектах, но и рассмотреть названия улиц, особенно связанных с историей родного края. Воспитатели могут совместно с детьми изготовить карты, схемы, макеты улиц, по которым мы ходим.

      Необходимо дать дошкольникам элементарные историко - географические представления  о нашей республике. Рекомендуется сообщить детям сведения об особенностях климата лесостепной зоны: достаточно теплое лето и холодная зима. Отметить, что по территории республики протекает множество рек, имеются большие и малые озера. Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами.  Необходимо познакомить детей с разнообразием животного мира, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры, медведи.

Углубляя представления о родном крае, детям даются элементарные  сведения о республике, в которой они проживают: доступно объяснить, почему республика называется Хакасия, связать название республики с народом, который издавна проживает на этой территории (исторические сведения), познакомить детей с геральдикой и символикой Хакасии, дать элементарные сведения о государственной власти.

Дети должны знать название столицы республики -Абакан, достопримечательности  города.
Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально  проведение  национальных  праздников.

   Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребёнка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.

В средней  группе представлены следующие темы:

Месяц

Ситуации

Задачи

Сентябрь

1.Моя семья (iче, паба, ага, ууча);

2.Словесная игра»Син- мин»(ты –я);

 Дать представление  о семье, о членах семьи, правильно произносить звуки.

Умение представлять себя на хакасском языке, понимать воспитателя.

Октябрь

1.Интервью о своей семье(иче, паба, пиче, ада);

2.Приветствие друг друга(изен-изеннер, анымчох);

3.Мой друг(синин ады кемдир?)

4.Заучивание пальчиковой игры(пир, ики, ус, торт, пис- палачах)

Умение представлять членов семьи;

Учить приветствовать друг друга на хакасском языке;

Развивать навыки представления друг друга, задавать вопросы.

Учить   счету до пяти;

Ноябрь

1.Мой дом(тура)

2.Заучивание пальчиковой игры»Тох тох, турачах»;

3.Юрта - жилище хакасов.

4.Приходите в гости к нам,  будем пить чай..

5.Мой город - Абакан.

Знать свой адрес.

Учить детей запоминать слова с действиями.

Знакомство с домом хакасов, с его предназначением;

Воспитывать гостеприимство, развивать этикет.

Воспитывать интерес  к познанию истории своего города.

Декабрь

1.Моя группа, понятие дети(оолахтар, хызычахтар, палалар);

2.Мои игрушки(тулгу, аба, туур, ат);

3.Счетдо 5»посчитаем свои игрушки»;

4.Д/игра »Чего не стало?»;


5.Игра «Прятки»(игрушкалар тизибисти)

Развивать интерес к звукопроизношению;

Знакомство с названиями животных;

Закрепление счета до 5, название животных;

Развивать внимание, называние предметов на хакасском языке.

Развивать память, внимание.

Январь

1.Кип-азам(моя одежда);

2.Диалог на тему» Красивая одежда»;

3.Украшение пого бисером.

4.Мои рукавички (мелей);

5. В магазине одежды(диалог о цене)

Знакомство с традиционной одеждой хакасов.

Учить детей отвечать на вопросы , используя прилагательные(силиг)

Развивать интерес к творчеству.

Называть названия предметов одежды.

Развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы.

Февраль

1.Стол салчам посуданан;

2.День рождение Тарины;

3.Украсим посуду  орнаментом.

4.Магазин посуды (Диалог о цене)

 Знакомство названиями посуды , их использование;

Использование названия посуды при сервировке стола.

Знакомство с элементами  хакасского искусства.

Закреплять счет, умение отвечать на вопросы.

Март

1.Разучивание игры» Саасхан»;

2.Тагда чахаяхтар ос партыр(Весенние явления в природе);

3.Я маме подарю цветок.

4.Чыл – пазы

5.Экскурсия в выставочный зал.

Запоминание слов и действий.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Учить детей рассказывать короткие стихи.

Принимать участие на праздничных мероприятиях.

Развивать интерес к культуре Хакасии.

Апрель

1.Заучивание подвижной игры»Хоор- хоор».

2.Знакомство с музыкальным инструментом – чатхан.

3.Слушание композиции на хомысе »Бег коней»;

4.Оформление выставки»Природа моей Хакасии»

5.Рассказывание хакасской народной сказки» Медведь и бурундук»

Запоминание потешек, стихов  на хакасском языке.

Прививать интерес к искусству.

Закреплять интерес к культуре.

Привлекать к участию родителей воспитанников.

Учить отвечать на вопросы фразами из сказки.

Май

1.Разучивание игры «У медведя в бору»;

2.Праздник «Чир- ине»;


3.Минин тореен чирим Хакассиям.(Викторина)

Закреплять произношение хакасских звуков.

Закреплять навыки общения детей на хакасском языке.

Закрепление разговорной речи на хакасском языке.

   

     

Итоги освоения содержания программы

  • Ребенок правильно произносит звуки хакасского языка
  • Называет на состав семьи, домашних и диких животных и птиц, части тела, посуду, одежду.
  • Составляет предложения из двух-трех слов

Умеет драматизировать сказки, читать стихи, понимать речь воспитателя.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2-й младшей группы по образовательной программе с элементами "Радуги"

В этом году (2012) всем воспитателям нужно было составить свою рабочую программу на год Хочу представить свой вариант. Надеюсь она кому-то поможет....

Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе

Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе (от 3 до 4 лет) на 2014-2015 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Данная рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности для детей I младшей группы (далее – Программа) Программа обеспечивает развитие детей в возрасте 2-3 лет с учетом их во...

Рабочая программа по английскому языку, старшая группа

Изучение английского языка в МАДОУ «Детский сад № 173 «Росинка» (старшие группы № 6 и № 10) реализуется на основе экспериментальной апробации программы  «Key to Learning&r...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...