Разработка индивидуального маршрута в ДОУ
статья на тему

Петрякова Екатерина Евгеньевна

В статье приведены документы, на которые следует ссылаться при составлении индивидуального маршрута ребёнка. Обобщён опыт нашего детского сада по составлению индивидуального маршрута. Приведена сводная таблица по образовательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_individualnyh_marshrutov.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

     В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

     Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации, кроме прочего, относится «индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях».

     В соответствии с п.3.2.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), при реализации образовательной программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования).

      Данные положения вышеуказанных нормативных документов свидетельствуют о возможности проведения в дошкольной образовательной организации оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Исходя из этого, в МБДОУ «ДСОВ № 40» был определён, принят на педагогическом совете и утверждён приказом заведующего ДОО комплекс следующих мероприятий:

  • разработка положения об учёте индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования ДОО;
  • определение показателей оценки развития детей и подбор диагностического инструментария;
  • разработка формы карты учёта индивидуального развития детей;
  • автоматизация процесса формирования карт учёта индивидуального развития детей.

     Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

     Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

     Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  • государственным заказом;
  • потребностями и запросами родителей;
  • индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  • возможностями ДОУ;

     Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

  • для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • для детей с высоким интеллектуальным развитием.

     При разработке индивидуального маршрута мы опирались на следующие принципы:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка;
  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
  • принцип соблюдения интересов ребенка;
  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

     Составляющей индивидуального  маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. В карту индивидуального развития нами были включены следующие показатели:

  • сведения о родителях и семье;
  • карта участия ребёнка и его семьи в жизни ДОУ;
  • медицинская карта здоровья;
  • адаптационная карта (для детей 1-3 года);
  • карта психического развития ребёнка;
  • карты с показателями уровня усвоения ребёнком программного материала.

     В заключении приводилась карта результатов общей диагностики, куда сводились все показатели и давались рекомендации. Эту сводную карту мы и  предлагаем вашему вниманию.

Динамика развития ребенка

Маршрутная карта развития ребенка

                                             

________________________________________________________

Фамилия и имя ребенка

                                 

Результаты общей диагностики

Группа________________________ 

Виды деятельности

Младшая группа

Учебный год

20____- 20____

Средняя группа

Учебный год

20____- 20____

Старшая группа

Учебный год

20____-  20____

Подготовительная группа

Учебный год

20____- 20____

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г.

Физическая

Музыкальная

Экологическая

Ознакомление с окружающим

Математическая

Художественно-эстетическая

Конструктивная

Развитие речи

Игровая

Заключение (уровень развития)

Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Сбор информации мы осуществляли в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, воспитателем, в свободной деятельности детей.

     При сборе информации придерживались структуры индивидуального образовательного маршрута: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы .диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов.

     Для реализации данного подхода в своей работе мы выделили несколько этапов индивидуального образовательного маршрута:

  • этап наблюдения;
  • диагностический этап;
  • этап конструирования;
  • этап реализации;
  • этап итоговой диагностики.

     Остановимся подробнее на каждом этапе

Целью этапа наблюдения является выявление группы дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.

Цель диагностического этапа является выявление причин трудностей

ребенка.

Целью этапа конструирования является построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех

видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, его

выбора, самоопределения.

Целью этапа итоговой диагностики является выявление результатов действия

маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

     Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

Памятка для воспитателей по разработке индивидуального маршрута при подготовке к аттестации ( для работающих в системе АПР Рцокио)

При подготовке к аттестации педагоги сталкиваются с массой трудностей при оформлении своего портфолио. Для того, чтобы было удобно оформить портфолио по его структуре мной была разработана "шапка...

Особенности разработки индивидуального маршрута воспитателя в преддверии введения профессионального стандарта педагога

Самообразование педагога – это путь, который позволяет осознанно подготовить педагога к реализации стандартов нового поколения. Современному педагогу необходимо развивать способность самостоятельно до...

Методические разработки: Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника

Методические разработки: Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника...

Методика разработки индивидуального маршрута лиц с ОВЗ.

Профессиональное обучение и профессиональное образование  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости...

Памятка по разработке индивидуального маршрута воспитателя

Структура портфолио по аттестации воспитателя...