Методика разработки индивидуального маршрута лиц с ОВЗ.
электронный образовательный ресурс по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Несмотря на большие успехи в развитии инклюзивного образования, тормозящим фактором его эффективности является разрозненность действий как в вертикали: «детский сад – школа – колледж – вуз – производство», так и по горизонтали в самой образовательной организации, в которой в процесс «включения» человека с особыми образовательными потребностями в образовательные отношения включены лишь немногие сотрудники: как правило, это специалисты центра сопровождения и обучения людей с инвалидностью и ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования – это фундаментальный вопрос современного образования, а не направление и не одна из проблем. Научный анализ эффективности инклюзивного образования выявил пять основных организационно-педагогических условий: 1. Наличие доступной среды, включающей не только соответствующую архитектуру сооружений и рабочих мест, но и гуманные взаимоотношения педагогов с детьми, родителями и друг с другом. 2. Научно обоснованная система интеграции обучающихся в смешанных (инклюзивных) группах, отсутствие сегрегации, преград на пути к обучению каждого ребенка. 3. Высокий профессионализм педагогов и руководителей инклюзивных организаций, владеющих навыками рефлексии и фасилитации , знаниями в области психологии, физиологии, анатомии, коррекционной педагогики, специальной психологии. 4. Организационная культура и дух взаимопонимания и принятия каждого в образовательной организации; вовлеченность в инклюзивный процесс всех без исключения участников образовательного процесса, начиная с директора, начальника управления образованием и министра до обслуживающего персонала. 5. Интеграция инклюзивной образовательной организации с социальными институтами, что позволяет использовать расширенное социокультурное пространство в социализации лиц – субъектов инклюзивного образования.
Преемственность - это прежде всего: 1. Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. 2. Связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, методов, средств, форм организации). Непрерывность имеет несколько составляющих: 1. Непрерывность развития личности 2. Непрерывность развития организационных структур образования. 3. Непрерывность развития образовательных процессов, образовательных программ 4. Формы и методы организации обучения 5. Согласованность учебных программ начального, среднего звена, старшей школы, вуза. 6. Содержание учебного предмета. Понятие преемственности включает в себя требования, которые предъявляются к знаниям и умениям обучающихся на каждой ступени обучения. Преемственность в обучении – это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения
Преемственность школьной и вузовской ступени образования включает : содержание образования; формы , методы и средства образования; социально-психологические аспекты нравственного развития личности; психологические и педагогические условия формирования активной творческой личности; объективность в оценке качества знаний выпускников средних образовательных учреждений ; совместимость школьной и вузовской учебной литературы.
Главной задачей для получения образования детьми с ОВЗ- это создание специальных условий. К основным группам условий для работы с детьми ОВЗ в общеобразовательной организации следует отнести: 1.Материально-техническую базу – оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения. 2.Организационное обеспечение образовательного процесса – включает нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия; инклюзивную культуру в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями; информационно-просветительское обеспечение. 3. Организационно-педагогическое обеспечение – реализацию образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся; обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. 4.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса, создание и реализацию вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. 5. Использование различных видов образования. 6.Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. 7.Адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ. 8.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение – организацию коррекционной работы. 9.Кадровое обеспечение – специальную подготовку педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в том числе детьми-инвалидами) в условиях инклюзивной практики
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения . Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни . « Безбарьерная среда — комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества». Н.Н. Буковцова пишет, что безбарьерной образовательной средой является доступная среда для детей-инвалидов, которая обеспечивает доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения.
Выпускникам с интеллектуальными п осле окончания школы (9 или 12 классов) выдают зеленое свидетельство об обучении. С этим документом выпускники могут поступать в колледжи на программы профессионального обучения в коррекционные группы. Обучение длится 1 год 10 месяцев в группах от 8 до 12 человек . Как правило, это обучение по таким направлениям как: повар, слесарь, столяр, печник, швея, портной, садовник, изготовитель художественных изделий из лозы/кожи/дерева, штукатур, плотник, оператор ЭВМ, обувщик.Поступление со свидетельством обучения происходит без конкурса. После окончания выпускникам выдают документ о прохождении профессионального обучения, а не диплом о квалификации . Выпускники общеобразовательных школ с иными нарушениями здоровья получают аттестат 9 или 11 класса и участвуют в общем конкурсе на поступление. Обучение длится от 2 до 5 лет в группах по 25 человек (в колледжах) и по 20-40 человек (в вузах). Если абитуриент планирует поступать в вуз, он может участвовать в конкурсе по квоте (10% мест от общего количества бюджетных мест) .
Согласно закону об образовании (ст. 79) профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. При этом профессиональными образовательными организациями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 34 ). Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации. При поступлении на образовательную программу обязательно учитывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая предоставляется бюро медико-социальной экспертизы (ст. 18, ФЗ)
Под специальными условиями для получения образования понимаются условия: использование специальных образовательных программ; использование специальных методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования ; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь ; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; архитектурную доступность (пандусы, расширенные дверные проемы, дублирующие световые или звуковые сигналы, направляющие перила .
Таким образом, создание специальных условий получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе является необходимым для получения качественного образования, позволяет обеспечить полноценную интеграцию лиц с ОВЗ во все сферы деятельности университета, обеспечить беспрепятственный доступ к услугам, оказываемым университетом .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362029-1386339191.jpg)
Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)
Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-573325-1475464047.jpg)
Разработка индивидуального маршрута в ДОУ
В статье приведены документы, на которые следует ссылаться при составлении индивидуального маршрута ребёнка. Обобщён опыт нашего детского сада по составлению индивидуального маршрута. Приведена сводна...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/09/picture-1152331-1562695117.jpg)
Памятка для воспитателей по разработке индивидуального маршрута при подготовке к аттестации ( для работающих в системе АПР Рцокио)
При подготовке к аттестации педагоги сталкиваются с массой трудностей при оформлении своего портфолио. Для того, чтобы было удобно оформить портфолио по его структуре мной была разработана "шапка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/23/picture-812228-1514039454.jpg)
Особенности разработки индивидуального маршрута воспитателя в преддверии введения профессионального стандарта педагога
Самообразование педагога – это путь, который позволяет осознанно подготовить педагога к реализации стандартов нового поколения. Современному педагогу необходимо развивать способность самостоятельно до...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896300-1487482519.jpg)
Методические разработки: Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника
Методические разработки: Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/20/picture-1491133-1697790149.jpg)
Памятка по разработке индивидуального маршрута воспитателя
Структура портфолио по аттестации воспитателя...