Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. «Методика ведения индивидуально-образовательного маршрута»
учебно-методический материал
Построение индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика ведения индивидуально-образовательного маршрута
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый из детей может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении или имеющий другие какие либо отклонения. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
В официальных документах:
- «Концепция дошкольного воспитания»;
- «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от года;
- методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Что же такое индивидуально образовательный маршрут?
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребёнка в образовании, через образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля на протяжении определенного времени.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения дополнительно общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного воспитанника и даёт педагогу полную картину о личностном развитии ребёнка, а так же является документом, фиксирующим проводимые педагогами развивающие мероприятия, их эффективность в отношении дошкольника, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии воспитанника, а так же данные об усвоении программного материала.
ИОМ рассчитывается и строится на определённое время, постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.
Все результаты достижений воспитанника фиксируются в индивидуальной карте динамического развития.
Актуальность построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими обстоятельствами:
1. Растёт число детей с ОВЗ, которые включены в обучение в общеразвивающих группах, которые требуют особого внимания педагогов и построения индивидуального сопровождения.
2. Часть обучающихся осваивают образовательную программу дошкольного образования, совмещая ее с несколькими образовательными программами дополнительного образования (реализуемыми вне образовательной организации), в результате чего интенсивность нагрузки на ребенка может превысить допустимые значения, а значимые элементы программы ДОУ могут быть упущены, без построения индивидуального образовательного маршрута.
3. Часть детей может усваивать программу в ускоренном и расширенном варианте (одарённые дети).
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
-создать благоприятные условия для общего развития ребенка, в том числе путем удовлетворения потребности в самообразовании и получении дошкольного образования;
-работать над познавательными компетенциями как базисом способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
-развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;
-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития;
-корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторику;
-способствовать формированию у воспитанников положительную оценку себя и своих способностей;
-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения.
Принципы проектирования индивидуального образовательного маршрута
При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы:
Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип комплексности.
Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.
Способ построения ИОМ ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении воспитанника.
Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей.
Выделяют три типа ИОМ, отражающие ведущую направленность обучающегося при получении образования.
1. Маршрут адаптивного типа.
2. Маршрут развивающей направленности.
3. Маршрут созидательной направленности
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности: в формах совместной деятельности педагога с детьми в рамках НОД (в том числе через организацию разноуровневого подхода, построения индивидуального стиля общения – невербальной поддержки обучающегося), в формах совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах (индивидуальные беседы, поручения и пр.), в форме самостоятельной деятельности детей (путем организации в группе индивидуализации предметно-пространственной среды – создания индивидуальных, понятных ребенку карт ее освоения).
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута
Их можно представить следующим образом:
целевой (постановка целей получения дополнительного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении дополнительного образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы педагога, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);
6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).
Индивидуальные образовательные маршруты могут составляться консилиумом образовательного учреждения или специалистами структурных подразделений ДОУ
Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.
Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.
Остановимся на мониторинге
Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития воспитанника с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Мониторинг -это совокупность диагностических методик всех специалистов
Цель мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Задачи мониторинга:
- Организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой).
- Оценка эффективности использования ИОМ.
- Выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.
Этапы мониторинга:
- Сбор медико-педагогической информации о ребенке.
- Психолого-педагогическое обследование.
- Анализ и оценка полученных данных.
- Выстраивание ИОМ ребенка.
- Интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.
- Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.
Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, она может усугубить нерешенные проблемы ребенка. По окончанию мониторинга составляется перспективный план каждым специалистом. На основе перспективного плана составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность воздействия. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.
Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.
Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ТПМПК, диагноза. Многовариантность форм составления, ведения ИОМ говорит о разных типах учреждений, в которых они составлялись, о поисках педагогами, занимающимися вопросами коррекции и развития дошкольника наиболее эффективных приемов в планировании в условиях интеграции и повышения качества обучения и воспитания детей. Несмотря на это, цель создания индивидуального маршрута одна: в условиях оптимизации образовательной работы активного включения интеграционных процессов в образование, максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей.
Полная структура ИОМ выглядит так:
Индивидуально образовательный маршрут ребенка
I. Общие сведения
Фамилия, имя, отчество ребенка
Дата рождения
Домашний адрес: по прописке ___________________________________________
по месту проживания_______________________________________________________
Телефон
Дата поступления в образовательное учреждение
Пребывание в других детских садах______________________________________
Статус: "ребёнок с ограниченными возможностями здоровья", ребёнок - инвалид:
от_______г. диагноз_________________________________________
__________________________________________________________________
№ удостоверения по инвалидности _____________ИПР №_____________
II. Краткие сведения о семье
ФИО матери_______________________________________________________
год рождения______________________________________________________ образование_______________________________________________________
место работы, должность___________________________________________
особые отметки_________________________________________________________
ФИО отца
год рождения______________________________________________________ образование_______________________________________________________
место работы, должность_____________________________________________
особые отметки____________________________________________________
Состав семьи______________________________________________________
__________________________________________________________________
Жилищные условия_________________________________________________
II. Коллегиальное заключение ТПМПК
Специалисты ПМПК | Заключения | Рекомендации | Примечания | |
Врач - невролог | ||||
Педагогпсихолог | ||||
Учитель | ||||
Учительлогопед | ||||
Социальный педагог |
| |||
Рекомендации ТПМПК | Обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушением речи Старшая группа Нормативный срок освоения программы ___________ | |||
Группа сопровождения
Старший воспитатель ДОУ______________________________________
Педагог - психолог_____________________________________________
Учитель - логопед______________________________________________
Музыкальный руководитель_____________________________________
Воспитатели групп______________________________________________
Педагог дефектолог______________________________________________
Инструктор по физ.воспитанию__________________________________
III Коллегиальное заключение ПМПк(консилиума) учреждения
(Заполняется по результатам диагностики ребенка специалистами дошкольного учреждения: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогомпсихологом, социальным педагогом, мед.работником в начале каждого учебного года)
Ф.И. ребенка _____________________________
Специалисты учреждения
| Дата. Учебный год. № протокола. Заключение | ||
Число____месяц___ Год________________ № протокола________ | Число____месяц___ Год________________ № протокола________ | Число____месяц___ Год________________ № протокола________ | |
Учитель-дефектолог | Заключение: | Заключение: | Заключение: |
Учитель-логопед | Заключение: | Заключение: | Заключение: |
Педагог - психолог | Заключение: | Заключение: | Заключение: |
Старшая мед.сестра | Заключение: | Заключение: | Заключение: |
Муз. рук | Заключение: | Заключение:
| Заключение: |
Инструктор по физ. воспитанию | Заключение: | Заключение: | Заключение: |
Рекомендации | |||
ПМПк ДОУ(промежуточные)
ФИО ребёнка____________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Дата Параметры | Число____месяц___ Год 20___ | Число____месяц___ Год 20____ | Число____месяц___ Год 20____ | |||||||
#1044;инамика развития. #1059;спешность усвоения ООП ДОУ. #1052;ониторинг индивидуального развития. | #1044;инамика развития. #1059;спешность усвоения ООП ДОУ. #1052;ониторинг индивидуального развития. | #1044;инамика развития. #1059;спешность усвоения ООП ДОУ. #1052;ониторинг индивидуального развития. | ||||||||
Периоды Специалисты | Н
| С | К | Н | С | К | Н | С | К | |
Учитель-дефектолог | ||||||||||
Учитель-логопед | ||||||||||
Педагог - психолог | ||||||||||
Старшая мед.сестра | ||||||||||
Муз. рук | ||||||||||
Инструктор по физ. воспитанию | ||||||||||
Рекомендации | ||||||||||
Ознакомление с коррекционно-развивающим маршрутом ребенка родителей
Ф.И.О. родителей (лиц, их заменяющих) | Учебный год | ||
2017 - 2018 | 2018 - 2019 | 2019- 2020 | |
Подпись Ф.И.О. родителей | |||
Примечание | |||
Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития
ФИО ребенка _______________________
Дата рождения _____________________
Заключение ПМПк низкий уровень речевого и познавательного развития
Заключение ТПМПК ОНР (II) уровень,
Сроки реализации: _________________________________
Ответственный: учитель - логопед
п/п | Разделы | Основные направления логопедической работы | Начало года | Середина года | ||||||
1 | Развитие артикуляционной моторики | - Артикуляционные упражнения; -самомассаж языка, губ - вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы; - вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность; - укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ; - развивать мышечную силу и подвижность губ; - отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность; - способствовать растяжке подъязычной связки; - развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк; - укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений; - расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким; - способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка; - вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе; - учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. | ||||||||
2 | Формирование правильного звукопроизношения |
| ||||||||
постановка | автоматизация | дифференциация | ||||||||
С,З Р,Р*,Л,Л* | С,З,Ц Ш,Ж Р,Р*,Л,Л* | С-С*, З-З* Ш-С, Ж-З Р-Л, Р*- J Л-J | ||||||||
3 | Развитие фонематических процессов | - работать над дифференциацией неречевых звуков; - формировать умения воспроизводить слоговые ряды; - формировать умения подбирать слова на заданный звук; - формировать умения выделять слова из предложения; - формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу; - формировать умения различать слоги со сходными звуками; - формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно; - закреплять навык определения позиции звука в слове; - закреплять навык выделения первого звука в слове; - закреплять навык определения последнего звука в слове; - закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове; - закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков; - закреплять навык подбора слов на заданное количество слогов; - формировать умения выделять предложения из текста; - Формировать умения выделять слова из предложения. | ||||||||
4 | Уточнение, обогащение словаря по темам | - игрушки - овощи - фрукты - грибы - птицы - животные (дикие, домашние) - детеныши животных и птиц - продукты питания - одежда, обувь, головные уборы - посуда, - человек, части тела - семья - профессии - дом, мебель - цвет, форма, величина - транспорт, правила дорожного движения - цветы - деревья - насекомые - школа - формировать глагольный словарь: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов; - вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов; - обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.); - обучать подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов; - уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели, времена года); - совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. | ||||||||
5 | Работа над слоговой структурой | - работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова; - работать над двухсложными словами без стечения согласных; - работа над трёхсложными словами без стечения согласных; - повторять за взрослым и заучивать чистоговороки - формировать умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам; - упражняться в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений. | ||||||||
6 | Совершенствование грамматического строя речи | - развивать понимание устной речи; - обучать употреблению имен существительных в косвенных падежах единственного числа; - обучать согласованию имен числительных с именами существительными; - обучать согласованию сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже; - обучать образованию относительных и притяжательных прилагательных; - обучать согласованию сущ. с притяжательными местоимениями; - обучать образованию сущ. во множественном числе; - обучать образованию антонимов; - обучать образованию уменьшительно-ласкательных форм; - обучать практическому усвоению образования глаголов с помощью приставок (приставочные глаголы); - обучать изменению форм глагола; - обучать употреблению в речи предлогов; - обучать распространению предложений путем введения однородных членов; - обучать употреблению в речи несклоняемых существительных. | ||||||||
7 | Развитие связной речи | - развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами; - формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам; - закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; - закреплять навык составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. | ||||||||
8 | Совершенствование психологической базы речи | - расширять объем зрительной и слуховой памяти; - развивать вербальное мышление; - развивать логическое мышление; - игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам); - игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»; - игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок. | ||||||||
9 | Развитие мелкой моторики. | - совершенствовать статическую организацию движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений); - совершенствовать динамическую организацию движений (точно и плавно воспроизводить серию движений); - динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно; - совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.); - формировать графомоторные навыки; - формировать различного вида захвата. | ||||||||
Динамика развития ребёнка
Сроки динамического контроля | Динамические показатели |
Январь 20___ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития_________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики___________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Корректировка программы_______________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Май 20__ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития______________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики_____________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут работы учителя - дефектолога
п/п | Разделы | Основные направления работы | Начало года | Середина года |
1 |
| . | ||
2 |
|
| ||
| ||||
| ||||
3 |
|
. | ||
4
|
|
| ||
5 |
| |||
6 |
|
Динамика развития ребёнка
Сроки динамического контроля | Динамические показатели |
Январь 20___ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития_________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики___________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Корректировка программы_______________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Май 20__ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития______________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики_____________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут работы учителя - психолога
п/п | Разделы | Основные направления работы | Начало года | Середина года |
1 | Развитие всех психических функций |
| ||
2 | Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая). |
| ||
| ||||
| ||||
3 |
|
. | ||
4
|
|
| ||
5 |
| |||
6 |
|
Динамика развития ребёнка
Сроки динамического контроля | Динамические показатели |
Январь 20___ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития_________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики___________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Корректировка программы_______________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Май 20__ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития______________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики_____________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут работы воспитателя
ФИО ребенка _______________________
Дата рождения 06. 02. 08
Заключение ПМПк низкий уровень речевого и познавательного развития
Заключение ПМПК ОНР (II) уровень,
Сроки реализации: октябрь – декабрь 2014 года
Ответственный: воспитатель
Месяц | Образовательная область | Направление развития | Задачи | Содержание работы | Тема | Результа- тивность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
О К Т Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь | Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое Физическое развитие | Развитие словаря Фонематическое восприятие Сенсорное развитие Восприятие художественной литературы Формирование позитивного образа «Я» и позитивного отношения к окружающим . Формирование адекватной самооценки. Формирование коммуникативных навыков и возрастной формы общения Формирование художественно-творческих способностей. Развитие эстетического вкуса. Развитие общей и мелкой моторики Рисование Аппликация Конструирование Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, координации движений, ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики. Развитие словаря Фонематическое восприятие Сенсорное развитие Развитие познавательной активности Формирование позитивного образа «Я» и позитивного отношения к окружающим . Формирование адекватной самооценки. Формирование коммуникативных навыков и возрастной формы общения Формирование художественно-творческих способностей. Развитие эстетического вкуса. Развитие общей и мелкой моторики Рисование Аппликация Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, координации движений, ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики. Развитие словаря Фонематическое восприятие Сенсорное развитие Развитие познавательной активности Формирование позитивного образа «Я» и позитивного отношения к окружающим . Формирование адекватной самооценки. Формирование коммуникативных навыков и возрастной формы общения Формирование художественно-творческих способностей. Развитие эстетического вкуса. Развитие мелкой моторики Рисование Аппликация Конструирование Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, координации движений, ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики. | Активизировать глагольный словарь по теме. Закрепить понятие «слово» «предложение», упражнять в наращивании предложения. Формировать навык словообразования прилагательных от существительных. Совершенствовать фонематический слух и фонематическое представление, звуко-слоговой анализ слов. Развивать контроль над своим произношением. Закреплять произношение изолированного звука Ш Учить подбирать группу предметов по заданному признаку. Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы. Учить называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. Развивать память, внимание через игры и игровые упражнения. Повышение уверенности в себе, развитие чувства доверия к окружающему миру. Формирование умения благополучно выходить из конфликтных ситуаций. Развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей и умение адекватно выражать собственное. Развивать эстетический вкус с помощью воспроизведения художественного образа осеннего дерева. Развитие тактильной чувствительности. Обогащение словарного запаса через художественное слово Учить рисовать лист карандашами. Учить выполнять аппликацию "Овощи в банке" Учить конструировать из ЛЕГО- конструктора Упражнения для снятия мышечного напряжения. Развитие ловкости пальцев рук, скоординированности их движений. Учить составлять описательный рассказ из 3- х предложений. Продолжать отрабатывать в речи простые предлоги: В, ЗА, ИЗ ; Закрепить умение составлять предложение из 2-3 слов; Закрепить знание о домашних животных и их детенышей: корова с теленком, лошадь с жеребенком; Закрепить умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом - очек; Воспитывать любовь к домашним животным. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание; Автоматизировать в речи звуки Ш, Ж (см. Коноваленко) Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза для человека. Познакомить с одомашненными животными разных климатических областей: Развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, помогать. Коррекция застенчивости, развитие коммуникативных навыков, внимания, воображения, памяти. Становление положительного отношения к окружающему миру развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; Учить рисовать осень красками Учить выполнять аппликацию "Листопад" методом обрывания бумаги Упражнения для снятия мышечного напряжения. Развитие ловкости пальцев рук, скоординированности их движений. Активизировать словарь по данной теме. Учить составлять связные рассказы по схемам. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать фонематический слух,навыки речевого общения. Добиваться полных ответов на вопросы. Развивать общеречевые навыки. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным. Учить аккуратно приклеивать к основной форме детали (иголки, нос, глаза). Закреплять навыки конструирования из бумаги. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук, речь, внимание, наблюдательность. Формировать у детей желание заниматься ручным трудом. Воспитывать аккуратность в работе, Учить рисовать снег методом тычка
Объемная аппликация снежинка Изготовление новогодних украшений приемом складывания бумаги Упражнения для снятия мышечного напряжения. Развитие ловкости пальцев рук, скоординированности их движений. | Игра « Что не бывает? Почему» Игра « Почини слово» Игра « Подбери действие» Игра « Узнай по контуру» Игра с картинками. Игра "Тихо-громко",«Запомни и повтори цепочки слогов» Игра «Найди звук» Игра « Назови первый звук в словах», "Придумай слова со звуком Ш", "Будь внимателен" Игра «Подбери фигуру» Игр.упр. «Найди домик»,"Что лишнее", "Собери фигуру", "Мозаика чудесный мешочек", "Лото", "Цвет и форма" Игра «Осенние слова» Игра «Корзина с овощами» Игра «Составь схему» Игра «Времена года» Игра « До, между, после» Игра « Собери листочки» Разучивание пословиц об осени. Игра « Закончи предложение» Игра « Книга моих желаний» Игра «Эхо» Игра «Осенний лист» Игра «Угадай-ка» Стихотворение П. Синявского «Золотая осень» Игра « Замри». Упр. « Сон в лесу» Игра « Запомни свою позу» Пальчиковая игра « Осенний лист» Игра « Гусеница» Упр. « Волшебный дождь» Игра «Назови одним словом» Игра « Звериное пианино» Игра «Чьи ноги или лапы за забором» Игра «У кого что?» Игра «Загадочное Животное» Игра « На кого похожи» Игра « доброе животное» Моделирование из палочек. Игра « Как животные подают голоса» Игра «Найди пару» Игра «Стадо» Работа по карточкам Игра "Хлопни в ладоши", "Доскажи словечко", "Где находится звук" Игра «Догадайся» Игра «Хитрые вопросы» Стихи о домашних животных Нащи любимые сказки. Игра «Любознательные,вперед» Игра « Разговор с домашними животными» Загадывание и отгадывание загадок. Игра « Назови соседей понедельника и т.д.» Упр. « Машины едут по дороге» Игра « Какая фигура по счету» Игра «Что за цвет» Игра «Съедобный-несъедобный» Игра « Запрещенное движение» Игра « Дерево, куст, ручей, тропинка» Игра « Полезное-вредное» Игра « Веселые ноты» Составление описательных рассказов. Игра «Специальные машины» Игра «Красный. Желтый, зеленый» Игра « Слушай внимательно» Игра « Доскажи словечко» Дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки». Чтение художественной литературы. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке. Игра «Чей детеныш?», д/игра «Подбери словечко», д/игра «Чей хвост, чья голова?», отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных. Чтение рассказов про ежей. Отгадывание загадок о животных. Рассматривание картин с лесными животными, осенними пейзажами. Игра «Ежик колючий» Игра « Скакалка» Игра «Зайчики и белочки». Игра « Остров плакс» Игра «Холодно- жарко» Дыхательная гимнастика Игра « У кого кто» Игра-разминка « На водопой» Игра « Кто где живет» Игра « Угадай и повтори» Игра « Дикие животные-Какие они?» Игра « Кто с кем живет» Игра « У кого какой детеныш» Рассказы о животных. Стихи о зиме Игра « Времена года» Игра Что лишнее?» Игра « Отгадай животное» Игра « Классификация» Игра « Разрезные картинки « Игра « Художники» Игра «Узнай по частям» Игра « Составь снеговика» Упр. «Большие и маленькие» Игра « Доскажи словечко» Игра « Назови деревья» Дидактические игры «Природа и настроение» , «Какое время года» , «Зимний узор» ; - Прослушивание аудиокассет «Времена года» Игра" Собираемся в путь» Упр. « Мы шагаем по сугробам» Игра « Снежок» Упр. « Недовольство-удовольствие» | #1046;ивотные наши друзья, #1047;олотая осень, #1053;еделя безопасности, #1058;руд взрослых, Профессии 1. Поздняя осень 2. Наши добрые дела #1053;ародные промыслы #1044;рузья спорта 1. Зимушка-зима #1044;икие животные #1047;имние чудеса #1047;дравствуй, Новый год Дикие животные Зимушка-зима |
Динамика развития ребёнка
Сроки динамического контроля | Динамические показатели |
Январь 20___ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития_________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики___________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Корректировка программы_______________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Май 20__ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития______________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики_____________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут работы музыкального руководителя
п/п | Разделы | Основные направления работы | Начало года | Середина года |
1 | Развитие артикуляционной моторики | . | ||
2 | Развитие мелкой и общей моторики |
| ||
| ||||
| ||||
3 | Развитие фонематических процессов |
. | ||
4
| Развитие речедвигательной моторики |
| ||
5 | Развитие сенсорных навыков | |||
6 | Развитие просодики и мимических процессов |
Динамика развития ребёнка
Сроки динамического контроля | Динамические показатели |
Январь 20___ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития_________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики___________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Корректировка программы_______________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Май 20__ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития______________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики_____________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут работы инструктора по физическому воспитанию
п/п | Разделы | Основные направления работы | Начало года | Середина года |
1 | Развитие артикуляционной моторики | . | ||
2 | Развитие мелкой и общей моторики |
| ||
| ||||
| ||||
3 | Развитие фонематических процессов |
. | ||
4
| Развитие речедвигательной моторики |
| ||
5 | Развитие сенсорных навыков | |||
6 | Развитие просодики и мимических процессов |
Динамика развития ребёнка
Сроки динамического контроля | Динамические показатели |
Январь 20___ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития_________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики___________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Корректировка программы_______________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Май 20__ | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития______________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики_____________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка Дата рождения: Дата поступления в ДОУ: . Группа: | Ф.И.О. родителей: мама – папа – | Ф.И.О. воспитателей: Ф.И.О. специалистов сопровождения: Педагог-психолог – Логопед – |
Заключение и рекомендации ГПМПК |
Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного возраста. | |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, а также примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой | |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических и компенсаторных условий для процесса обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков познавательной, речевой и физической деятельности. | |
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Создание «безбарьерной» среды: описаны в АООП ДО для детей с ТНР, конкретизированы в АОП ДО для детей с ТНР детского сада.
Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АОП для детей с ТНР детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ | Пять дней в неделю, полный день |
Соматическое состояние | Третья группа здоровья |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | Охранительный режим в связи с вегето-сосудистыми нарушениями (дистония, внутричерепное давление) |
Противопоказания | Запрещены кувырки через голову и упражнения на пресс с подъемом рук за голову |
Взаимодействие специалистов ОУ | Рекомендованы занятия с психологом, логопедом |
Внешний индивидуальный образовательный маршрут: дополнительные коррекционно-развивающие занятия 1 раз в неделю с нейропсихологом по методике сенсомоторной коррекции в Центре медико-психолого-педагогической помощи «…» (по договору с ДОО).
III. Индивидуальная образовательная программа
Освоение основной общеразвивающей и адаптированной основной образовательной программ:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
- Коррекционно-развивающая работа. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях компенсирующей группы для детей с ТНР.
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания | Упражнения на развитие произвольного внимания |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий | Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» | Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук | Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом |
Нарушения речевой памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники, расширение объема памяти на слова и фразы | Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем, игры по типу «Меморин» с психологом Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом |
Несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему | Конструирование в паре со взрослым и сверстником |
Формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | |||
Психологическая помощь | |||
Логопедическая помощь | |||
Музыкальные занятия | |||
Физкультурные занятия | |||
Плавание |
Итоговый контроль
"Согласовано" Методист _________________________ ФИО
Педагог-психолог ________________________ ФИО
Специалист коррекционного профиля: __________________ ФИО
С результатами работы за год ознакомлен
Родитель ___________________ ФИО
Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала.
Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы.
Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Эту работу выполняют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), в которой по результатам обследования даются рекомендации по созданию условий получения психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания (внешние или внутренние образовательные маршруты) и направление в образовательные учреждения.
индивидуальные образовательные маршруты могут составляться консилиумом образовательного учреждения (или специалистами структурных подразделений ОУ).
Все специалисты ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения детей с нарушениями речи, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы. Представим основные функции специалистов дошкольного образовательного учреждения, участвующих в сопровождении детей с нарушениями речи.
Специалисты | Основные функции |
Учитель-логопед | Обеспечение гибкого, щадящего логопедического режима. Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи. Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий. Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз. Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию. Работа с воспитателями и родителями. |
Педагог-психолог | Развитие всех психических функций. Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая). Текущее психологическое обследование. Психотренинг (консультации для педагогов и родителей). |
Воспитатель | Обеспечение гибкого оздоровительного режима. Наблюдение за динамикой развития детей. Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда. Использование оздоровительных технологий. Работа с родителями. |
Медицинская сестра | Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь. Физиотерапия. Лечебно-профилактические мероприятия. Закаливание. |
Педагоги дополнительного образования | Коррекция мелкой и общей моторики. Коррекция речедвигательной моторики. Коррекция сенсорного недоразвития. |
Представим вашему вниманию основные формы взаимодействия в процессе обеспечения комплексного подхода специалистами в сопровождении детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя заключается в планировании и организации четкой, скоординированной работы. В дошкольных учреждениях учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия:
∙ мини-педсоветы, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия;
∙ индивидуальные беседы и консультации;
∙ тематические и индивидуальные консультации,
∙ взаимопосещения занятий;
∙ круглые столы;
∙ теоретические и практические практикумы;
∙ планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении детей с нарушениями речи является:
- создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка;
- обеспечение целостности и единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
Нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, психолог -познавательные процессы, уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
- интегрированные занятия с детьми;
- консультирование педагогов, родительские собрания, игротренинги, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Особо актуальным вопросом является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, этому необходимо уделать достаточное внимание.
Так медицинский персонал ДОУ должен участвовать в выяснении анамнеза ребенка; давать родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролировать своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвовать в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Инструктор по физической культуре должен работать над развитием мелкой и общей моторики детей, формировать у них правильное дыхание, проводить коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивать координацию движений.
Музыкальный руководитель: развивать у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивать развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формировать правильное фразовое дыхание; развивать силу и тембр голоса и т. д.
Руководитель изодеятельности: развивать мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.
Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно эффективное сопровождение детей с нарушениями речи, успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Все специалисты ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения детей с нарушениями речи, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы. Представим основные функции специалистов дошкольного образовательного учреждения, участвующих в сопровождении детей с нарушениями речи.
Специалисты | Основные функции |
Учитель-логопед | Обеспечение гибкого, щадящего логопедического режима. Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи. Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий. Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз. Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию. Работа с воспитателями и родителями. |
Педагог-психолог | Развитие всех психических функций. Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая). Текущее психологическое обследование. Психотренинг (консультации для педагогов и родителей). |
Воспитатель | Обеспечение гибкого оздоровительного режима. Наблюдение за динамикой развития детей. Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда. Использование оздоровительных технологий. Работа с родителями. |
Медицинская сестра | Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь. Физиотерапия. Лечебно-профилактические мероприятия. Закаливание. |
Педагоги дополнительного образования | Коррекция мелкой и общей моторики. Коррекция речедвигательной моторики. Коррекция сенсорного недоразвития. |
Представим вашему вниманию основные формы взаимодействия в процессе обеспечения комплексного подхода специалистами в сопровождении детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя заключается в планировании и организации четкой, скоординированной работы. В дошкольных учреждениях учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия:
∙ мини-педсоветы, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия;
∙ индивидуальные беседы и консультации;
∙ тематические и индивидуальные консультации,
∙ взаимопосещения занятий;
∙ круглые столы;
∙ теоретические и практические практикумы;
∙ планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении детей с нарушениями речи является:
- создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка;
- обеспечение целостности и единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
Нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, психолог -познавательные процессы, уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
- интегрированные занятия с детьми;
- консультирование педагогов, родительские собрания, игротренинги, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Особо актуальным вопросом является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, этому необходимо уделать достаточное внимание.
Так медицинский персонал ДОУ должен участвовать в выяснении анамнеза ребенка; давать родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролировать своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвовать в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Инструктор по физической культуре должен работать над развитием мелкой и общей моторики детей, формировать у них правильное дыхание, проводить коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивать координацию движений.
Музыкальный руководитель: развивать у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивать развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формировать правильное фразовое дыхание; развивать силу и тембр голоса и т. д.
Руководитель изодеятельности: развивать мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.
Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно эффективное сопровождение детей с нарушениями речи, успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Выступление на ГМО учителей - логопедов «Использование элементов информационно – гуманитарно - образовательной среды для детей 6-7 лет в работе учителя-логопеда ДОУ»
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную дея...

Выступление на РМО учителей-логопедов по теме: «Коррекционная работа с неговорящими детьми. Игровые методы и приёмы коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
16 апреля 2025 года прошло районное методическое объединение учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений Кавказского района по теме: «Коррекционная работа с неговорящими детьми. Игр...
