Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.
В формировании навыка письма выделяют 3 этапа:
1-й этап – аналитический. Это вычленение и овладение отдельными элементами действия (т.е. умение видеть составные части элемента).
2-й этап – синтетический. Соединение отдельных элементов в целое действие.
3-й этап – автоматизация. Образование навыка действия.
Первых два этапа – это осознанная деятельность. Третий – механические упражнения.
Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития от которого и зависит как быстро ребенок овладеет навыком письма.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Поэтому еще не закончен рост и формирование костей скелета, грудной клетки, которые могут деформироваться при неправильном положении тела. Неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьезным изменениям, которые нарушат рост и физическое развитие ребенка.
Рука дошкольника физиологически не совершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Детям трудно дается захват карандаша. Карандаш является своеобразным продолжением кисти, поэтому ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. Так формируется неправильный захват карандаша, что скажется на рисовании и письме.
Тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц.
Дети со слабым тонусом пишут тонкие, ломаные, прерывистые линии.
Нервная регуляция движений еще несовершенна (недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу). Контроль за выполнением движений ведет зрение. Ребенок фиксирует движения в поле деятельности, поэтому дети старательно выводят буквы. Гораздо легче рисовать, печатать крупные буквы, чем писать в узкой строке. Именно в этот период дети осваивают пространственные соотношения. Совершенствуется слуховая чувствительность (различение звуков разной высоты, ритм, темп, воспроизведение ритмического рисунка).
Мышление дошкольника наглядно-образное. Появляются элементы наглядно-схематического (ребенок способен нарисовать простую схему, понять схематическое изображение).
Итак, письмо – сложный навык и в полном объеме не доступен ребенку-дошкольнику. Поэтому проводится целенаправленная работа.
Подготовка к обучению письму: | |||
I.развитие руки: 1.сформировать правильный захват орудия письма; 2.упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки; 3.развивать мелкую моторику руки. | II. подготовка к технике письма: 1.развивать пространственную ориентировку; 2.воспитывать чувство ритма в движении; 3.знакомить с разлиновкой. | III. упражнение в аналитико-синтетической деятельности | IV. формирование элементарных графических умений. |
I. РАЗВИТИЕ РУКИ.
1. Как сформировать правильный захват орудия письма?
Правильный захват карандаша – тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Упражнения:
«Посолим суп» (складывание пальцев в щепоть и имитирование движений с сопровождением историй);
«Катание шарика» (шарик или горошина для детей до 5 лет диаметр 15 мм, для 5-7 лет – 10 мм. - катание шарика щепотью 1 минуту, сначала в медленном темпе, затем навык убыстряется, возможно сопровождение стихами);
«Скакалочка» (дети сидят, ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения в одну и другую стороны).
2. Как упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки?
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение и быстрое чередование силового напряжения и расслабления т. е. последовательность смены тонуса мускулатуры рук.
Упражнения:
«Штампы» (упражнять ребенка в умении удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью. Быстрая смена тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение).
Вырезание ножницами. Упражняет ребенка в быстром чередовании напряжения и расслабления. На начальном этапе не требовать вырезания по контуру.
Обрывание листа бумаги. Показывает содружество обеих рук в работе.
3. Как развивать мелкую моторику рук?
Игра «Чудесный мешочек» - тактильные ощущения.
«Ниткопись» - выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены на бархатную бумагу или вырезаны из нее.
«Бисерография» - выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью нити с бисером.
«Бумажные комочки» - выкладывание рисунка с помощью комочков из скомканных бумажных салфеток.
«Бумажные шарики» - скатывание салфеток в шарики и изготовление из них поделок.
II. ПОДГОТОВКА К ТЕХНИКЕ ПИСЬМА.
1. Как развивать пространственную ориентацию?
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится: ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека стоящего напротив. Предложите ребенку встать и показать правую руку, левую ногу и т.д. Затем такие упражнения с закрытыми глазами. Для ориентировки относительно другого человека используют флажок и построение лицом друг к другу. Используя рисунки и картинки закрепляется ориентировка на листе бумаги.
2. Как развивать чувство ритма?
Процесс письма тесно связан с ритмом. Ритм как движение и навык письма (рисунка).Упражнение «Бордюры», «Зарисовка ритмического рисунка», «Штриховка».
3. Как познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней?
- Знакомят с понятием « разлиновка» (линии которые служат для чего-то опорой).
- Знакомят с разлиновкой «линейка» (рассмотреть лист с разлиновкой).
- Ориентация в разлиновке «линейка» (упражнения на ориентировку в линейке).
- Познакомить с написанием горизонтальных и вертикальных линий.
III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Это анализ и синтез графических образов букв.
АНАЛИЗ: из каких элементов состоит этот рисунок, сколько каких элементов, все ли элементы одинаковы по величине (длине), изобрази эти элементы.
СИНТЕЗ: собери из этих элементов предмет.
Упражнения:
«Сосчитай элементы в букве»
«Собери букву из элементов»
«Подбери такую же букву»
«Определи на ощупь»
«Цепочка букв»
«Сравни буквы».
IV. ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ.
Печатание букв не является письмом. Дошкольник не пишет, а рисует буквы, так же как рисует образы животных, растений. Научившись проводить анализ и синтез графических элементов, а затем и букв, можно перейти к печатанию в строке (используя опорные точки). Школьный шрифт не рекомендуется использовать в дошкольном возрасте. А вот подготовить руку к написанию элементов необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи
Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе....

Самомассаж для подготовки ребенка к обучению письму
Данный самомассаж рекомендуется для развития мелкой моторики, для улучшения работы кистей рук, что необходимо дошкольнику....

Содержание работы по подготовке ребёнка к обучению письму.
Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи....

Подготовка руки ребенка для обучения письму
Подготовка руки ребенка к письму. Консультация для родителей и воспитателей...

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста
Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Подготовка ребенка к обучению письму должна начитаться задолго до поступления ребенка в школу.
Подготовка ребенка к обучению письму....
