Содержание работы по подготовке ребёнка к обучению письму.
статья (старшая группа) на тему

Самарина Ольга Александровна

 

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_rebyonka_k_pismu.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по подготовке ребёнка к обучению письму.

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Письмо имеет сложнейшую психофизическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль.

В формировании навыка письма выделяют три основных этапа:

1-й этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. На этом этапе большое значение имеет не только  уровень развития ребёнка, наличие  определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия.

2-й этап – синтетический, этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

3-й этап – автоматизация, этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Необходимо помнить, что первые два этапа – это осознанная деятельность, а не механические упражнения. Многократные упражнения и тренировка, без которых нельзя сформировать навык письма, наиболее целесообразны и эффективны только на 3-м этапе.

Формирование навыка письма – длительный и сложный процесс: сложный и  по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Итак, письмо – сложный навык и в полном объёме не доступен ребёнку-дошкольнику. Поэтому с детьми проводится целенаправленная работа по подготовке их к обучению письму.

Процесс подготовки дошкольников к обучению  письму не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка под руководством взрослого.

Подготовка к обучению письму включает в себя четыре основных направления. У каждого направления свои задачи.

1.Развитие руки.

  • Сформировать правильный захват орудия письма.
  • Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
  • Развивать мелкую моторику руки.

2. Подготовка к технике письма.

  • Развивать пространственную ориентировку.
  • Воспитывать чувство ритма в движении.

3. Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.

4. Формирование элементарных графических умений.

Развитие руки.

        

Правильный захват карандаша, что его держат тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами») и шариками, а также игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется  в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой, ножницами). Причём во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.

Работа со штампами упражняет ребёнка в умении удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью. Вся работа нацелена на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. Это выглядит следующим образом:

  • ребёнок берёт штамп за ручку (щепоть в это момент напряжена)
  • ребёнок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его (расслабление)
  • ребёнок с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска (силовое напряжение руки)
  • ребёнок отрывает руку от бумаги (расслабление)

Работа с ножницами прекрасно упражняет ребёнка в быстром чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Поэтому, чем больше ребёнок действует ножницами, чем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса его руки. Работа с ножницами активно используется на занятиях  по аппликации, ручному и художественному труду.

Главное правило – не бояться давать ножницы ребёнку.

Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе, а также  активно развивает это содружество. Но рвать бумагу просто так не стоит. Нужно направить усилия ребёнка в созидательное русло. И в этом поможет аппликация. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, контуры предметов, животных, их части, детали).

Активно включайте в жизнь ребёнка разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук.

  • Развитие тактильных ощущений. Детям предлагается на ощупь определить предметы, из чего изготовлены, их форму. Самый простой путь развития тактильных ощущений – играть в игру «Чудесный мешочек».
  • Ниткопись – это выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены на бархатную бумагу или вырезаны из неё. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно, мелкую моторику пальцев рук.
  • Пуговицы, мозаика. Для работы понадобятся заготовки – основы из пластилина. Желательно использовать пуговицы на ножках, их легче втыкать в пластилин.
  • Бисерография – это выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью бисера, бусин, мелких пластмассовых шариков. Данный приём развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует мышцы пальцев рук, воспитывает у ребёнка усидчивость, внимание. Для выкладывания из бисеринок  понадобится пинцет. Работа с пинцетом в точности повторяет акт письма.
  • Бумажные комки. В дошкольном возрасте большое внимание следует уделять не только развитию мелкой моторики, но и развитию более крупной мускулатуры руки (ладони). Это благотворно влияет на ловкость рук, смену мышечного тонуса – важных качеств , необходимых для последующего обучения письму. Для этого понадобятся бумажные салфетки. Для получения комка берётся одна салфетка, мнётся, а затем катается двумя ладонями.
  • Бумажные шарики способствуют развитию мелкой моторики рук.

Работа с салфетками проходит в следующей последовательности:

- учим ребёнка отрывать от салфетки полоски. Салфетку ребёнок держит в левой руке, а правой  от верхнего края отрывает полоску. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке.

- готовые полоски ребёнок учится катать в бумажные шарики. В идеале он должен это делать тремя пальцами (большим, указательным и средним), делая круговые движения.

- ребёнок клеит заготовленные шарики на картинки, стараясь плотно прижимать их друг к другу.

Подготовка к технике письма.

1.Как развивать пространственную ориентировку?

У детей, испытывающих трудности в ориентировке в пространстве, в различении левой и правой сторон  пространства, при обучении грамоте часто возникают затруднения  в усвоении зрительных образов букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению).

В зависимости от возрастных возможностей ребёнок учится:  ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Прежде всего, ребёнок должен чётко определять, где у него правая (левая) сторона туловища и уметь определять все части тела с одной и другой стороны. Это будет основой ориентировки.

Ребёнку необходимо научиться управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные. Усложнением может служить диктант на движения. Детям можно предложить закрыть глаза, чтобы они не путались в пространственных понятиях с помощью друзей.

Самым сложным для ребёнка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив.

2. Как развивать чувство ритма?

Письмо – процесс, тесно связанный с ритмом. Чувство ритма интенсивно развивается именно в дошкольном возрасте. Поэтому до поступления в школу необходимо: учить ребёнка слышать ритм и воссоздавать его, учить фиксировать ритм посредством ритмических рисунков и читать их.

Для работы  в данном направлении взрослым необходимо осмыслить следующие понятия:

чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков;

чувство ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности и пауз в изображениях.

Известно, что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, и формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи  вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

Первоначальный развёрнутый процесс ориентировочного двигательного моделирования  ритмической структуры состоит из следующих  последовательно проявляющихся основных периодов:

  • периода аритмичных, беспорядочных двигательных реакций
  • периода равномерных движений, отражающих акцентированные звуковые элементы;
  • периода воспроизведения в движениях основного ритмического отношения, отражающего начальную стадию воспроизведения структуры задачи в целом;
  • периода усвоения ритма.

Данная периодизация распространяется и на выполнении ритмичных упражнений в письме. В упражнении «Бордюры» ребёнок первоначально не видит повторяемости элементов, т.е. не видит ритма.

Для ребёнка ритм письма понятие новое. Необходимо соединить в представлении ребёнка ритм, как движение и навык письма (рисунка). Для этого проводятся специальные упражнения в следующей последовательности:

  • взрослый хлопает простой ритм, ребёнок слушает и повторяет.
  • взрослый объясняет ребёнку, что ритм можно изобразить с помощью условных знаков (палочек, кружочков и пр.). Ребёнок хлопает ритм, взрослый зарисовывает ритмический рисунок. Записанные за детьми ритмические рисунки сохраняются для последующей работы.
  • взрослый объясняет ребёнку, что ритмические рисунки можно прочитать, и демонстрирует, как это происходит. Затем ребёнок по ритмическим рисункам отхлопывает ритм.

Штриховка. В основе штриховки лежит определённый ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность с паузами. При  работе со штриховкой желательно придерживаться следующей последовательности:

- редкая штриховка карандашом одного цвета

- штриховка двумя карандашами разного цвета, сначала ребёнок проводит линии на большом расстоянии друг от друга (редкая штриховка) карандашом одного цвета, затем взрослый предлагает карандашом другого цвета провести линии между. Таким образом, расстояние между линиями сужается, и ребёнка подводят к следующему виду штриховки.

- частая штриховка карандашом одного цвета.

- частая штриховка двумя карандашами разного цвета.

Аналитико-синтетическая деятельность.

Письмо подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проводит анализ и синтез графических условных обозначений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами в последующем обучении письму.

1.Как проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов?

Условные изображения предметов могут быть представлены в виде линий и в виде геометрических фигур. Во всех случаях ребёнок вначале рассматривает изображения и называет объект. Затем идёт работа в чёткой последовательности:

  • из каких элементов состоит этот рисунок (анализ)
  • сколько каких элементов (анализ)
  • все ли элементы одинаковы по величине, длине (анализ)
  • изобрази эти элементы (анализ)
  • собери (изобрази) из этих элементов предмет (синтез).

2. Как проводить анализ и синтез образов букв?

В работу с ребёнком можно включить анализ и синтез печатных букв. При анализе ребёнок определяет: количество элементов, характеристику элементов, пространственное расположение элементов в букве. При синтезе ребёнок собирает образ букв из необходимых элементов.

Последовательность работы  с образами букв:

  • анализ образа буквы. Взрослый показывает вырезанную из бумаги букву и спрашивает: «Сколько элементов в букве?», «Какие элементы?», «Все ли палочки одинаковые?»
  • анализ образа буквы. Взрослый предлагает ребёнку убедиться в правильности своих наблюдений. Ребёнок разрезает букву ножницами на составляющие элементы. Вырезанные  элементы ребёнок выкладывает на столе. Взрослый снова спрашивает, сколько и каких элементов получилось.
  • синтез образа  буквы. Взрослый предлагает собрать из образовавшихся элементов букву (работа с буквенным конструктором).
  • Промежуточный этап (используется не всегда). Когда ребёнок познакомиться с несколькими буквами, можно предложить ему задания на дифференциацию образов букв, например: «Сложи из получившихся элементов любую букву».

3. Как дифференцировать образы букв?

Работа по данному направлению начинается с закрепления образов букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения:

«Подбери такую же». К буквам, выставленным на наборном полотне подобрать такие же у себя на столе.

«Буквы в разных нарядах»

- к демонстрационной букве дети подбирают такую же, но разного цвета, разных размеров, из разных шрифтов;

- детям раздаются листы с контуром изучаемой (закрепляемой) буквы. Педагог предлагает детям украсить букву по своему усмотрению. Дети используют разные изобразительные материалы (краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин и пр.); разную технику (аппликацию, обрывание, украшение подручными материалами).

- «Определи на ощупь». Дети на ощупь определяют буквы, изготовленные из пластилина.

- «Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек взрослый кладёт несколько букв и предлагает ребёнку:

* достать букву, которая обозначает звук, произнесённый педагогом;

* ощупать букву, которая попалась в руку, назвать звук, который она обозначает, достать букву из мешочка.

- «Буквы выстроились в ряд». Упражнения, способствующие формированию механизма чтения и подготовки к письму.

Вариант 1. На доске пишутся буквы в произвольном порядке. Изучаемая буква встречается чаще. Даётся задание: найти нужную букву и обвести её в кружок.

Вариант 2. Можно предлагать детям предложения, но не для чтения, а для нахождения нужной буквы.

- Сравнение букв. В последующей работе в игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы. Работа проводится только на примере букв печатного шрифта.

Примеры заданий:

- «Цепочка букв (и знаков)».

Задание: обведи в цепочке все буквы.

А  б           С Д ж         В  О г У     Ю ы

Задание: обведи в цепочке букв красным карандашом все буквы А, синим карандашом все буквы Л. Сколько букв А ты обвёл? Сколько букв Л ты обвёл?

- «Какие буквы спрятались?»  Используются наложенные изображения.

- «Сравни буквы и скажи, чем они отличаются».

В и Р, Б и Г…

Элементарные графические навыки.

Печатание букв уже является письмом. Только в отличие от школьника ребёнок-дошкольник пишет печатным шрифтом, т.е. печатает.

Письмо – это осознанный процесс, и очень сложный для ребёнка. Поэтому с детьми необходимо проводить специальную работу по осознанному печатанию. Эта работа проводится только после аналитико-синтетической деятельности или на параллелях с ней.

Научившись анализировать и синтезировать графические изображения, а затем буквы, можно перейти к печатанию.

В дошкольном возрасте не рекомендуется работать со школьным шрифтом и даже прописывать элементы данного шрифта. А вот подготовить руку к написанию элементов необходимо. Для этого используются разнообразные упражнения, прорисовка которых готовит руку ребёнка к тому, что в последующем он справится с написанием элементов школьного шрифта, с приёмами соединения элементов и букв.

Одно из главных требований к выполнению данных упражнений заключается в следующем: рука ребёнка всегда движется слева направо и сверху вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к обучению письму

Подготовка руки ребёнка к обучению письму...

Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи

Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе....

Самомассаж для подготовки ребенка к обучению письму

Данный самомассаж рекомендуется для развития мелкой моторики, для улучшения работы кистей рук, что необходимо дошкольнику....

Подготовка дошкольников к обучению письму - консультация

Анализ методик по подготовке к обучению письма показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных осо...

Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.

Как подготовить руку ребенка к письму....

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...