Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»
    консультация

    Волошина Татьяна Владимировна

    Скоординировать педагогов-воспитателей, и сориентировать молодых специалистов на значимое повышение своей компетентности в сфере музыкально-эстетического развития дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 118»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Музыкальный руководитель

    Волошина Татьяна Владимировна

    IКК

    Воронеж 2016

    Цель: скоординировать педагогов-воспитателей, и сориентировать молодых специалистов на значимое повышение своей компетентности в сфере музыкально-эстетического развития дошкольников.

    Атмосфера педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее доброжелательности зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом следует всем предлагаемым заданиям, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него помощник, опора, и чтобы не происходило в процессе познания огромного мира музыки, ребенок будет постоянно ориентироваться, и идти за взрослым.

    Молодое поколение воспитателей считают, что музыкальное воспитание — дело музыкального руководителя. Это ошибочное суждение. Музыкальным воспитанием детей занимаются как музыкальный руководитель, так и воспитатель каждой группы. Эти требования вполне оправданы, учитывая, что воспитатель детского сада, получивший среднее специальное или высшее образование, должен иметь соответствующую музыкальную подготовку: уметь провести беседу о музыке, владеть методикой разучивания детских песен, уметь организовывать различные виды музыкальной деятельности детей (слушание музыки, игры с использованием музыки, инсценировки и т. д.). Все эти умения входят в перечень квалификационных требований к воспитателю. Таким образом, воспитатель, даже не имеющий специального музыкального образования, обязан включаться в работу по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Федеральные Государственные стандарты по музыкальному воспитанию, ориентируют педагогов на значительное повышение роли воспитателя в музыкальном развитии детей. Воспитатель постоянно находится с детьми, хорошо знает привычки, склонности и настроения своих воспитанников. Только воспитатель может увидеть и почувствовать необходимость звучания музыки в режимных моментах в течение дня. Очень важно, чтобы музыка органически входила в повседневную жизнь ребенка, не раздражая и не оглушая его, а успокаивая, помогая ребенку реализовывать себя, раскрывая свою творческую индивидуальность, при этом, педагог должен ненавязчиво поддерживать интерес детей к музыкальному миру.

    Конечно, степень участия воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры и музыкальными способностями. Если воспитатель имеет музыкальный слух, хороший голос, может играть на детских музыкальных инструментах, он может многое сделать в музыкальном развитии детей. Хорошие музыкальные данные того или иного педагога нужно использовать на музыкальном занятии, в сюрпризных моментах, утренниках и развлечениях. Особым авторитетом у детей пользуются воспитатели, которые умеют петь или играть на музыкальном инструменте.

    Однако каждый воспитатель, независимо от его музыкальных способностей, должен знать методику музыкального воспитания детей, и, как уже отмечалось, постепенно с помощью музыкального руководителя приобретать знания и навыки, необходимые для активного участия в музыкальной работе с детьми. Ни один воспитатель не должен освобождаться от обязанностей петь с детьми, проводить игры, водить хороводы, танцевать. В группе, где воспитатель любит петь, танцевать, ищет и находит время для музицирования, дети лучше, выразительнее поют, читают стихи, их движения под музыку более естественны и грациозны.

    Каковы же основные функции воспитателя в музыкально-эстетическом воспитании детей? Большинство функций воспитателя в музыкально-эстетическом воспитании совпадает с функциями музыкального руководителя. Можно выделить пять основных функций воспитателя: информационная, развивающая, конструктивная, коммуникативная и исследовательская.

    Информационная функция воспитателя осуществляется в процессе организации многих видов деятельности, связанных с эстетическим воспитанием детей (изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией, флористикой, конструированием и т. д.). Успешное выполнение этой функции зависит от таких личностных качеств воспитателя, как эрудиция, культура речи, способность интересно и доступно излагать учебный материал.

    В музыкально-эстетическом воспитании это предполагает умение воспитателя предложить детям интересные сведения о музыке в доступной для данной возрастной категории форме, дать им наиболее яркие эпизоды из биографии выдающихся композиторов, живо и увлеченно рассказать об особенностях музыкального произведения. Воспитатель постоянно находиться в общении с детьми, руководит их самостоятельной деятельностью, играми, готовит инсценировки, драматизации и т. д.

    Велика роль воспитателя в развитии детского музыкального восприятия. Федеральные Государственные стандарты придают большое значение развитию музыкального восприятия путем организации слушания музыки детьми. В соответствии с программой музыка должна ежедневно звучать в группах детского сада от пяти до десяти минут в зависимости от возраста детей, который определяет продолжительность и устойчивость их слухового внимания. Эта работа возлагается на воспитателя детского сада. При ее организации он должен стремиться к тому, чтобы вызвать интерес и живой эмоциональный отклик на музыку, развить умение слышать и слушать музыку.

    Многие виды работ по музыкальному воспитанию детей воспитатель осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии. Вполне очевидно, что успех в музыкально-эстетическом воспитании детей обеспечивается тесным взаимодействием в деятельности музыкального руководителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач музыкального воспитания дошкольников и путей их осуществления. Согласованность в деятельности музыкального руководителя и воспитателя обеспечивает последовательность педагогического процесса, помогает развитию детской активности.

    На музыкальных занятиях воспитатель призван быть активным помощником музыкального руководителя. Степень участия воспитателя зависит от вида музыкальной деятельности и от возраста детей. Наиболее активно воспитатели помогают музыкальному руководителю в тех видах деятельности, которые связаны с движением. Чаще всего эта помощь требуется при проведении музыкальных занятий в младших, средних возрастных группах, а иногда и в старших. В ходе организованной образовательной деятельности педагог показывает детям музыкально-ритмические упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать отдельные элементы, применяя разнообразные методы и приемы. Далее воспитатель закрепляет уже в группе навыки детей, которые они получили на музыкальных занятиях. Он может повторно прослушать с детьми музыкальные композиции, которые звучали на занятиях. При повторном слушании уже не требуется беседа о музыке, а лишь исполнение отдельных тем, музыкальных образов, смена настроения в музыке.

    Немаловажна роль воспитателя и в приобщении детей к пению. Каждый воспитатель должен знать особенности песенного репертуара для детей данной возрастной группы. Нередко воспитатели имеют довольно поверхностные знания об учете возрастных особенностей детей при обучении их пению. Иногда поют малышам и разучивают с ними только те песни, которые знают сами, совершенно не вникая, что это песни из репертуара старших групп и даже младших классов школы. Это вместо пользы приносит вред формированию певческих навыков ребенка. Выбор песен для разучивания с детьми воспитателю лучше определить вместе с музыкальным руководителем.

    В группе должны разучиваться и петься песни, водиться хороводы под народные мелодии, звучать музыка веселая и грустная. Музыка помогает воспитателю и детям быстрее находить общий язык, открывая перед детьми прекрасный мир.

    Велика роль воспитателя при повторении и закреплении песен, которые дети разучили на музыкальном занятии. Можно закрепить эти песни при прослушивании их в группе в записи или обогатить музыкальные впечатления детей, используя игру и инсценировки разучиваемых песен. Более сложным элементом этой работы является закрепление правильных навыков исполнения той или иной песни - чистоты интонации и правильной дикции.

    Работа по отработке правильного исполнения мелодии песни доступна только тем воспитателям, которые знают методику обучения пению и сами умеют петь. Если дети поют неправильно, неверно передают мелодию разучиваемой песни, воспитатель должен своевременно исправить эти ошибки. Хорошо, если сам воспитатель споет эту песню и предложит одному или нескольким хорошо поющим детям ее повторить. Только после такой работы песню исполняет вся группа. Воспитатель следит, чтобы все пели естественным голосом, не форсируя звук.

    Закрепление текста песни, выработка правильной дикции доступна практически всем воспитателям. Важно проследить за правильным и отчетливым произношением трудных для детей слов и их окончаний. Такая работа над текстом песни поможет детям избежать неверного произношения отдельных слов и их окончаний, а иногда и целых словосочетаний.

    Выучив песню, воспитатель имеет возможность исполнить ее в любое время с детьми в своей группе, а в теплую погоду — на прогулке, закрепляя правильное интонирование мелодии. Песня становится его помощником в воспитании детей.

    Развивающая функция воспитателя реализуется в ходе всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. В музыкальном воспитании эта функция проявляется в развитии музыкальных способностей детей и их творческих проявлений. Для того чтобы влиять на развитие музыкальности дошкольников, воспитатель должен знать методы диагностики музыкальных способностей детей, помогать музыкальному руководителю в ее проведении. Участие в диагностике позволит воспитателю узнать индивидуальные особенности каждого ребенка и в соответствии с этим строить свою работу.

    Развивающая функция воспитателя осуществляется при проведении им всех видов занятий с детьми, поэтому он должен хорошо владеть методикой их проведения, знать проблемные методы обучения. Наряду с традиционными видами занятий с детьми, воспитатель проводит занятия по слушанию музыки. При проведении этих занятий воспитатель наблюдает за внешними проявлениями детей во время слушания музыки, продолжительностью их внимания, учитывает высказывания детей о музыке. Педагог может использовать музыку и на других видах занятий: по изобразительной деятельности, аппликации, художественному слову.

    Прекрасным материалом для использования воспитателями дошкольных учреждений, с целью музыкального развития детей, являются колыбельные песни. Желательно, чтобы колыбельные звучали в повседневной жизни детского сада. Их можно использовать на музыкальных занятиях, тематических беседах, концертах. Большинство времени в детском саду дети проводят с воспитателем, поэтому именно он может их познакомить с колыбельными песнями. Одни песни он напевает сам, более простые разучивает с детьми или повторяет и закрепляет колыбельные, выученные на музыкальных занятиях. Очень важно побуждать детей использовать эти песни в играх, что стимулирует детское творчество. При разучивании колыбельных важно обращать внимание детей на характер песен и особенности их исполнения. Некоторые колыбельные дети начинают петь сами, другие — инсценируют в движении. Более сложный этап — выполнение детьми самостоятельных творческих заданий, пение своих собственных колыбельных песен. Можно провести занятие на тему «Народная колыбельная», а также по известным колыбельным композиторов-классиков: «Колыбельная» В. А. Моцарта, «Колыбельная» И. Брамса и других.

    Педагогам желательно стремиться к прослушиванию, исполнению музыки при организации оздоровительной работы для воспитанников. Это способствует укреплению их здоровья, хрупкой нервной системы и одновременно стимулирует музыкальное и интеллектуальное развитие. Важным режимным моментом в дошкольном учреждении является организация дневного сна, который способствует снятию эмоциональной нагрузки у детей. Как сделать дневной сон более привлекательным для детей, как отойти от существующих стереотипов? В правильной, научно обоснованной организации дневного сна большая роль принадлежит воспитателю. Нужно, по возможности, перед сном снять эмоциональную нагрузку у детей. В момент подготовки ко сну к детям, отлученным от матери на целый день, должен быть обращен нежный голос воспитателя. Хорошо, если воспитатель перед дневным сном расскажет детям интересную сказку, споет колыбельную песню. Это идеальный вариант! Обычно, на практике, дело обстоит гораздо обыденнее: воспитатель просто торопит детей раздеться и без особых комментариев укладывает их спать.

    А если перед сном дать детям послушать мелодию колыбельной песни? Тогда отпадает необходимость излишне дисциплинировать детей, укладывая их спать. Проверенные многими поколениями мелодии колыбельных песен будут своим теплым звучанием благотворно действовать на психику ребенка, создавать вокруг него атмосферу любви и спокойствия. Что нужно, чтобы все это выглядело именно так? Совсем немногое. В группе должна быть звуковоспроизводящая аппаратура CD диски или флеш-карты с записью мелодий колыбельных песен. Засыпая, дети слушают нежную мелодию колыбельной. При этом развивается их музыкальное восприятие и идет интенсивное накопление слухового опыта.

    Музыка звучащая при пробуждении детей после дневного сна: спокойная, мелодичная «гимнастика пробуждения», постепенно выводящая детей из состояния сна. Для такой гимнастики должна подбираться спокойная, относительно тихая, воздушная, пластическая музыка, которой можно бы было выразить, например, раннее утро, шелест листвы, тихое журчание лесного ручейка, легкое дуновение ветерка и т. д. Очень хорошо, если при проведении «гимнастики пробуждения» будет использоваться классическая музыка, которая наряду с оздоровительным эффектом будет способствовать музыкальному развитию детей.

    Упражнения для «гимнастики пробуждения» разрабатывает инструктор по физкультуре ДОУ, а гимнастику после дневного сна проводит воспитатель.

    Весь комплекс упражнений проходит в спокойном, медленном, плавном темпе. «Гимнастика пробуждения» может продолжаться 8-12 минут с постепенной активизацией двигательного тонуса.

    Воспитателю можно провести консультацию для родителей по проведению «гимнастики пробуждения» утром в домашних условиях. Нужно объяснить родителям, что кроме оздоровительного эффекта, такая гимнастика принесет ощутимую пользу и в вопросах музыкального развития ребенка. Комплекс домашней утренней гимнастики пробуждения может состоять всего из нескольких разминочных упражнений, зато дети после его выполнения будут чувствовать себя значительно лучше и комфортнее, улучшится их настроение и самочувствие.

    Небольшой пример музыкальных произведений для гимнастики пробуждения: «Грезы» Р. Шумана, «Лебедь» К. Сен-Санса,  «Песню Сольвейг» Э. Грига, «Серенаду» И. Гайдна, первую часть «Лунной сонаты» Л. Бетховена, «Лунный вальс» И. Дунаевского, «Полонез» М. Огинского, «Мелодию» А. Рубинштейна, «Романс» из кинофильма «Овод» Д. Шостаковича и многие другие произведения.

    • Конструктивная функция воспитателя выражается в его умении отбирать учебно-воспитательный материал, наиболее оптимально и целесообразно «конструировать» занятие. В музыкальном воспитании эта функция чаще всего проявляется в знании воспитателем разнообразного музыкального репертуара в работе с детьми, способности выбрать нужные музыкальные произведения с учетом поставленных задач. Если говорить о результативности, то воспитателю, лучше в увлекательной форме организовать слушание музыки детьми, применить вариативные методы и формы организации их музыкальной образовательной деятельности.

    Указанная функция отражается в умении воспитателя планировать содержание музыкальных занятий, досугов, развлечений с учетом индивидуального подхода к детям, используя развивающий эффект обучения.

    Конструктивная функция воспитателя предполагает также его умение при проведении работы по музыкальному воспитанию детей использовать наглядность, ТСО, атрибутику, иллюстрированные материалы. При проведении занятий по слушанию классической музыки для улучшения глубины ее восприятия воспитатель может объединять разные виды искусства (музыка и поэзия, музыка и живопись, музыка и танец). Для успешного выполнения конструктивной функции воспитатель должен обладать изобретательностью, инициативностью, способностью к творческому поиску, креативности.

     Коммуникативная функция воспитателя, как и музыкального руководителя, подразумевает его способность устанавливать ровные, доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей. Развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуальных особенностей во многом зависит от теплоты, комфортной атмосферы, благоприятного эмоционального тонуса, который создан в каждой группе. Главная роль в создании такой атмосферы принадлежит воспитателю, который непосредственно влияет на положительный психологический климат группы.

    Успешная реализация коммуникативной функции зависит от гуманистического подхода педагога к воспитанию и обучению, внимательного и заботливого отношения к детям, готовности понять каждого ребенка. При этом определяющее значение имеют глубокие знания воспитателем психики ребенка, уровня развития его музыкальных способностей.

    В выполнении коммуникативной функции большое значение имеют такие личностные качества воспитателя, как любовь к детям, умение создавать дружеские отношения между ними, справедливость.

     Исследовательская функция воспитателя осуществляется в его стремлении повышать свою квалификацию и развивать профессиональные умения, изучая передовой педагогический опыт.

    Воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру, слушать музыку, совершенствовать свои исполнительские умения, пополнять свои знания о творчестве выдающихся композиторов, знать новинки методической литературы по музыкальному воспитанию детей, проявлять творчество в поиске новых форм и методов музыкального воспитания детей. Многие из этих знаний и умений воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.

    Исследовательская функция предполагает умение воспитателя анализировать свою собственную деятельность, учитывать свои профессиональные качества с точки зрения критической самооценки, педагогические способности, взаимодействие с родителями и коллегами.

    Литература

    Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. – Мозырь: ИД Белый Ветер, 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"

    Консультация  "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...

    Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»

    Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»...

    Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»

    Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»...

    Консультация для воспитателей "Музыкально-эстетическое воспитание личности дошкольника"

    Эстетическое воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие человеческой культуры...

    Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в музыкально-ритмическом развитии дошкольников»

    Материал консультации раскрывает функции воспитателя в ходе музыкально-ритмического развития дошкольников...

    Консультация для воспитателя по музыкально-эстетическому развитию детей

    Консультация для воспитателя по музыкально-эстетическому развитию детей....