900 дней - 900ночей.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Аджигирей Надежда Валерьевна

Предлагаю в помощь педагогам  рассказ о блокадных днях города Ленинграда. материал составлен с использованием разных интернет-ресурсов и на мой взгляд отвечает задачам патриотического воспитания дошкольников.к рассказу прилагается презентация , которая в фотографиях дает детям представление о событиях того времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  900 дней – 900 ночей

В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная…..Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним.

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам  в народное ополчение,

на фронт и в партизанские отряды.

Самая трагичная страница истории Ленинграда открылась 8 сентября 1941 года. День, когда гитлеровские войска сомкнули кольцо вокруг осажденного города

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь ленинградцы слышали  гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды  и света. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» — небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.

 В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день

Я помню хлеб

Он черен был и липок.

Ржаной муки был

Грубоват помол

Но расплывались лица от улыбок

Когда буханку ставили на стол

Хлеб выдавали по карточкам- это было самое дорогое для ленинградцев. Если потерять карточку- остаться голодным до конца месяца.

Водопровод тоже не работал - За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной грязной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользкой полынье.

   Ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту — на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полета вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.

Учились ли дети во время блокады? Дети продолжали учиться. Многим учителям и ученикам надо преодолевать по сугробам несколько км. Уроки начинались вовремя. Многие дети успевали, и учиться, и защищать свой город вместе с взрослыми. За подвиги многие дети получили звание Герой Советского Союза. Например, партизан Леня Голиков погибший в бою, партизанка-разведчица Зина Портнова, стали героями Советского Союза.

Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади. Два из них были на фронте и защищали  там свой город .За мужество и храбрость их наградили медалями. У   мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – делал снаряды. За это его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг..».  

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки.

Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи,. Часто артист или диктор терял сознание  от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной. В тот момент, когда вещание не велось, передавался сигнал метронома, который подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна.

 Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас- хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил- исполнен наших малых сил.

Вот так жила Таня. Она стала знаменитой, потому что вела дневник, где записывала даты смерти своих родных только после войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда.  По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно- эвакуировали стариков, детей, раненых. По такой дорогу увезли Таню из блокадного города.   Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины- но дорога существовала. Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

 «Блокадные дни »

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

За мужество и героизм наш город получил звание ’’Города- героя’’.

Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, поэтессы  прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда "900 дней" (подготовительная группа)

Конспект помогает в доступной для детей форме рассказать о страшных днях блокады Ленинграда....

Названия времён года, дней недели, месяцев.

Каждый малыш рано или поздно узнает, что неделя состоит из семи дней, год  - из 12-ти месяцев, будет называть признаки всех четырёх времён года. Но для начала нужно просто выучить их названия. На...

Тематическая неделя - Дней Воинской славы, посвященная Великой Отечественной войне

Подробное планирование на каждый день недели с понедельника по пятницу с рекомендациями времени проведения в течение дня (утро, вечер). Приведены тексты стихов и песен, вопросы для рассматривания карт...

Итоговая викторина "С древних времён, до наших дней"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение центр развития ребенка № 17 « Семицветик» г. Челябинск   Конспект непосредственной образовательной деятельности по ...

7 дней

Данная презентация в занимательной и доступной форме знакомит дошкольников с названиями дней недели, их последователбностью. Будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, родителям....

Творческий проект по теме: "Этих дней не смолкнет слава!"

Разработанный творческий проект для подготовительной группы по теме: "Этих дней не смолкнет слава!" Посвященный Великой Отечественной Войне. Проект долгосрочный, расчитанный на учебный год....

Цикл занятий из глубины веков до наших дней. «Этих дней не смолкнет слава... Бородинская битва».

Цель: Дать представление детям о истории России.  Мы живем потому что наши прадеды отстояли нашу Родину в боях.Воспитывать уважение к традициям нашей страны, не забывать прошлое. Хранить па...