Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кувалова Светлана Владимировна

Данный материал  по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

В работе с детьми можно использовать два варианта знакомства ребенка со сказкой:

1. Сказка для чтения,

2. Сказка для театрализации.

Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

При чтение нужно следить не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя,  можно преобразовывать сложные ситуации педагогические задачи, подводить к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отраженна во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

В работе по ознакомлению со сказкой, нужно стараться вовлечь и родителей. Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее.

Так же детям можно предложить  расскраски по русским сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при этом содержание сказки.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно - ролевые игры. Сказка и игра - самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка неизбежно.

Завершающим этапом работы со сказкой является  драматизация. При этом драматизация рассматривается, как один из видов театрализованной (театрально - игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как актера. В любом случаи, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

Драматизирую сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передаче сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.)  Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается». Для формирования более яркой эмоциональной отзывчивости и чуткой восприимчивости немало важным является создание атмосферы доверия, свободы ощущения, удовлетворенности, обеспечивающей максимально свободный контакт детей друг с другом и с педагогом, их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и т.д.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.  Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

Использовать сказочную форму

- для интеграции личности ребенка;

- для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;

- для расширения сознания и совершенствования взаимодействия

с окружающим миром;

- для развития творческих способностей ребенка.

Цель работы - научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества.   Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

«Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством»

Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннемдетстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многомзависит нравственное развитие ребенка.Сохранить человеческое в наши...

Картотека мнемотаблиц по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаю коллегам воспользоваться моими наработками по мнемотехнике для детей младшего дошкольного возраста. Картотека содержит таблицы, позволяющие детям с легкостью пересказывать любимые русские на...