Развитие коммуникативных способностей у детей через ознакомление с русским народным творчеством
статья


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей у детей через ознакомление с русским народным творчеством»

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский

Проблема: во времена, полного противоречия и тревог, когда средства массовой информации и всеобщая компьютеризация, зачастую лишает детей живого общения с взрослыми, нужно всерьез задуматься о том, какими вырастет нынешние поколение дошкольников?

Полное ограничение ребенка от влияния улицы и информационных средств невозможно, поэтому остается единственная возможность – это правильное воспитание и формирование нравственных коммуникативных качеств личности с самого раннего детства. Используя народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, а максимально возможное их количество, в соответствии с их  возрастом.

На основе Федеральных Государственных требований была разработана программа «От рождения до школы» в которой большое значение уделяется воспитанию у ребенка «…гуманного отношения к окружающему миру, народной культуре, семье, родному краю», а также приобщению к народной педагогике».

Народная педагогика подразумевает воспитание нового поколения на традициях его народа, а также ознакомление детей с народным творчеством.

Виды народного творчества

  • Визуальные - декоративно-прикладное искусство, лубок, зодчество

  • Аудиальные (устные) – народные песни, былины, сказки, загадки, музыка народных инструментов

  • Синтетические – народные танцы, народный театр

Более значительное влияние на воспитание подрастающего поколение имеет аудиальное (устное) народное творчество.  Ведь именно данный вид творчества связывает поколения родителей и детей неуловимой, но крепкой нитью национального менталитета. Колыбельные песни, пестушки и потешки несут в себе энергетику любви, доброты, ласки, заботы. С самого рождения они закладывают в нового человечка способность любить, сопереживать, проявлять чуткость и внимание к ближнему. Именно эти нравственные качества мы и хотим видеть в наших детях. В былинах и сказках ярко обозначены: ложь и правда, честность и льстивость, верность и предательство. Поэтому сказки служат первым нравственным ориентиром для зарождающейся личности ребенка.

     Через устное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту и лаконичность, приобщается к культуре речи своего народа. И через это приобщение впитывает в себя преемственную связь поколений. Это делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей», считал В. П. Силин (20.127)

Причем чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно чтобы оно было максимально включено во все жизненные процессы и виды детской деятельности ребенка в детском саду.

Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики, Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором.

«Устное народное творчество, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял». – говорил М. Горький в своем докладе на первом Всесоюзном съезде советских писателей.

Одной из важнейших задач современной педагогики, является нравственное и духовное возрождение. Это возможно, только заново осваивая культурный опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства.

Великий педагог К. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее поколение народа в одно великое, историческое живое целое…».

Проза, поэзия, фольклор - насыщенны образами и персонажами, несущими добро и зло. Яркость и контраст литературных героев пробуждает интерес ребенка, его стремление установить истину. На этом стремлении легко прививать адекватные нравственные оценки.

Через образы понятных и доступных сказок, стихов, потешек, поговорок и пословиц, дети учатся раскрывать содержание таких нравственных категорий, как справедливость, долг, честь, трудолюбие. В легендах, песнях и пословицах всех народов во все времена славилась добродетель, высмеивался и осуждался порок.

Стоит отметить, что фольклор и сказки наполнены элементами театрализации – жесты, интонация, мимика, музыкальное сопровождение, песня и танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе воспитание по нескольким образовательным областям одновременно.

Смею надеяться, что повышение уровней знаний по устному народному творчеству, будет способствовать росту уровня коммуникативных навыков. Поскольку правильный подбор сказок, пословиц, пестушек с учетом возрастных особенностей детей и правильная организация совместной деятельности, могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка. Ведь во всех формах устного народного творчества заключен практический опыт миропонимания, правила вежливого общения, жизненных ценностей, поучительных наставлений, ориентиров морального поведения.

Рекомендации по обучению коммуникативным навыкам, через ознакомление с устным народным творчеством.

1. Использовать больше игровых приемов по обучению коммуникативным навыкам на занятии.

2. Организовывать ситуации коммуникативного общения во время свободных игр.

3. Создавать условия для доброжелательного и свободного общения во время всех режимных моментов.

4. Знакомить родителей с методами обучения коммуникативным навыкам детей.

Изучение данной проблемы позволяет сделать следующие выводы:

1. Коммуникативные навыки личности закладывается в раннем детстве и формируется на протяжении всей жизни.

2. Процессу формирования коммуникативных качеств в коллективе помогают комплексные и интегрированные подходы обучения.

3. Устное народное творчество является средством коммуникативного развития дошкольников.

4. Специально организованные мероприятия (занятия, развлечения, игры, народные праздники) дают возможность шире познакомить детей с народным фольклором.

5. Также необходимо проводить просветительную работу среди родителей по коммуникативному развитию их детей, через приобщение к устному народному творчеству.

Народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное значение в развитии коммуникативных навыков у детей.

 

Тест.

  1. Когда закладываются коммуникативные навыки личности?

  1. Какая программа уделяет большое влияние по воспитанию ребенка народной культуре?

  1. Виды народного творчества.

  1. Какой вид народного творчества имеет значительное влияние на развитие коммуникативных способностей?

  1. Виды устного народного творчества.

  1. Кто считал, что «Устное народное творчество, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял»

  1. Одной из важных задач современной педагогики является…

  1. К.Д Ушинский выдвигал принципы…

  1. Какие нравственные примеры можно раскрыть через сказки?

  1.  Приём по обучению коммуникативных способностей…

Ответы к тесту

  1. Коммуникативные навыки личности закладывается в раннем детстве и формируется на протяжении всей жизни.

  1. «От рождения до школы»

  1. Визуальные, аудиальные (устные), синтетические

  1. Аудиальный (устный) вид народного творчества

  1. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки

  1. М. Горький

  1. Нравственное и духовное возрождение

  1. Принципы народности

  1. Справедливость, долг, честь, трудолюбие

  1.  Игровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя «Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»

ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников, через приобщение к русскому народному творчеству"

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного под...

Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Народное творчество- это клад для развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат), загадок, которые развивают логическое мышление, множеств...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»

До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....

План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"

дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...