Экологический проект для детей II младшей группы «Огород на окошке»
проект (младшая группа) на тему

Баянова Оксана Геннадьевна

Экологический проект во второй младшей группе "Огород на окошке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_dlya_detey_ii_mladshey_gruppy.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект для детей II младшей группы
«Огород на окошке»

1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
  • Конкурс  «Огород на окошке».

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

 2. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

3. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

  Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Подготовка к конкурсу « огород на окошке»

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа дневником наблюдения.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Участие в конкурсе « Огород на окошке»

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

  • «Что такое «Огород на окне»,
  •  «Растения – это жизнь»,
  • «Семена»,
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Проращивание семян»,

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

4. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.

6. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
  • Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
  • Рисование «Лук от всех недуг»
  • Лепка «Овощи большие и маленькие»,

7. Речь и речевое общение.

  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: занимаются подбором нужного материала, организуют образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивают творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекают родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

 

5. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

 

№ Этапа

 

Содержание деятельности

 

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

Педагог

группы

 

2) Основной

1. Рассматривание семян (салата,

натурции) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

  • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  • оформление огорода на окне;
  • Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.

3. Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

 

 

 

 

 

 

Февраль

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог

группы

 

 

 

Заключительный

 

1. Анализ полученных результатов.

2. Участие в конкурсе « Огород на окошке»

Март

 

Педагог

группы

  6. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

 

 

Литература:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект для детей 2 младшей группы «Огород на подоконнике»

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать. Полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки....

Презентация экологического проекта для детей I младшей группы «Чудо огород»

Автором представлена презентация проекта  для первой младшей группы по выращиванию культурных растений на окне....

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ОГОРОД-ОВОЩЕВОД»

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.Многие родители, имеющие...

Экологический проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

Проект  «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконни...

Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок !"

Познавательно-исследовательский проект для детей первой младшей группы "Огород на подоконнике-вот какой у нас лучок"...