Экологический проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект  «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл ekologicheskiy_proekt_ogorod_na_podokonnike.docx 38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» деревни «Новая Деревня»

Липецкого муниципального района

Экологический проект для детей II младшей группы
«Огород на подоконнике»

Воспитатель:

Тюрина Г.А.

2023г.

Оглавление.

#1042;ведение. #1043;лавы работы. #1054;сновная часть #1054;бзор литературы. Вывод. #1054;сновные этапы и направления реализации цели проекта. Выводы #1052;ероприятия по реализации проекта #1056;абочий план реализации проекта #1047;аключение. #1054;сновные результаты работы. #1044;альнейшие перспективы развития проекта. #1057;писок литературы и интернет источников #1055;риложения.

  1. Введение.

Тип проекта: познавательно-исследовательский..

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети второй младшей группы, педагоги, родители.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция в образовательные области: речевое развитее, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Актуальность проекта: Проблемы экологии в числе первых забот жителей земли. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословиц гласит: «Расскажи-и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно ребёнок сможет, если в группе оформить « Огород на подоконнике», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Во время бесед с детьми выяснилось, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы дети знают слабо. Проект «Огород на подоконнике» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязи в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Цель проекта: Формировать познавательный интерес через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Образовательные:

-создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей;

-расширять представления детей о растениях, овощах и сенсорные эталоны;

- формировать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы;
- учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;

-формировать умение наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы;

-обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами .

-закреплять новые знания с опорой на жизнь.

Развивающие:

-развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;

- развивать познавательный интерес к миру природы, к исследовательской деятельности, желание познать новое;

- продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире;

- воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам труда;-воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями;

воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природному миру;

- укрепить детско-родительское взаимодействие путем совместных мероприятий.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур.
  • Презентация проекта «Огород на подоконнике».

Продолжительность проекта: 1месяц

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

Методы и приёмы:

-Наглядный: плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.

-Словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.

- Практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.

- наблюдения: наблюдения за прорастанием семян лука, гороха, фасоли, огурца, редиса, укропа.

- игровые методы и игра.

Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

#1043;лавы работы Основная часть

#1054;бзор литературы

#1042;оронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», Санкт-Петербург: 2001 г.51 с.

#1044;оронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», Москва: 1992г.84 с.

3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

#1050;арпухина Н.А. «Программная разработка образовательных областей «Познание» «Социализация» «Физическая культура» во второй младшей группе детского сада» Воронеж: 2013г.30 с.

5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

#1050;омарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Москва:1991г.13 с.

#1053;иколаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников», Москва: 2000г. 52 с.

8. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

#1055;ешкова Н.В. «Берегите родную природу!» Тамбов: 2013г.124 с.

10. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

#1048;нтернет-ресурсы.

Выводы: Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что везде красной нитью проходит поддержка и развитие познавательной активности детей, что всё, что связано с природой и экологией интересно детям. Авторы предлагают разный по форме и содержанию материал по экологическому образованию детей. Очень важным они считают формирование у детей умения правильно вести себя в природе. Все предлагаемые формы совместной деятельности педагога с детьми сопровождаются беседой с опорой на чувственный опыт детей, вопросами познавательного характера, подводящими диалогами, в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Детям нравится узнавать о выращивании растений и принимать участие в этом. Формы экологического образования детей разработаны с учётом принципов деятельностного метода обучения, который предполагает деятельность самих детей в условиях проблемной ситуации, свободную творческую активность детей в сотрудничестве со взрослым, стимулирование инициативы и самостоятельности детей.

#1054;сновные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Вывод:

-Выявили уровень знаний детей о растениях;

-Собрали необходимый материал и разработали конспекты ОД;

-Разработали комплексно-тематический план работы по теме проекта.

Основной этап.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий и самостоятельных наблюдений.
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа с дневником наблюдения.

  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.

Вывод:

Дети получили навык посадки семян в землю.

Малыши наблюдали за ростом растений, фиксировали в дневнике наблюдений, проводили опыты, эксперименты, делали выводы . В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки. С детьми были проведены ОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию, дидактические и настольные игры.

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Вывод:

У детей сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами на подоконнике. Дети узнают и называют овощные растения по внешнему виду. С удовольствием наблюдают за ростом овощных культур, делают простые выводы, ухаживают за растениями, радуются полученным результатам. Дети прибрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор, научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру. Все участники проекта ( дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

#1052;ероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

Что такое «Огород на подоконнике»,

«Чем полезен лук»,

«Растения – это жизнь»,

«Семена»,

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Земля, какая она?»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Хитрые семена»,

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Огород на окне», «Сажаем для бабушки семена для рассады », «Первые всходы», «Магазин фруктов и овощей».

5. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.

6. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

Рисование «Огурцы и лук»

  • Лепка «Овощи большие и маленькие»,
  • Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

7. Речь и речевое общение.

  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
  • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Оформление альбома «Наш зелёный огород».

10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

Рабочий план реализации проекта Этапы реализации проекта

№ Этапа

Содержание деятельности

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

#1055;одготовительный

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Сбор методической,,художественной литературы для детей по данной теме.
  3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  4. Подбор наглядного материала, оборудования, закупка посадочного материала и земли.

4. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

#1055;одборка подвижных, дидактических игр, весёлых вопросов и упражнений по теме.

7. Разработка комплексно - тематического плана работы

8. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

#1047;адание родителям.

#1044;иагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта.

Февраль

1 неделя

Педагоги

группы

2) Основной

1. Рассматривание семян овощей (укропа, огурца, гороха, фасоли), посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

  • подготовка почвы,посадка, полив, рыхление;
  • оформление огорода на окне;
  • наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и фиксацией в рисунках и схемах.

3. Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

Февраль

2,3 неделя

Педагоги

группы

3) Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3. Презентация проекта «Огород на подоконнике» .

4. Выставка творческих работ, выполненных с детьми совместно с родителями.

5.

4 неделя

Педагоги

группы

#1047;аключение.

В процессе работы над проектом у дошкольников сформировались знания о том, как растут растения. Дети познакомились с художественной литературой о растениях: поговорки, стихи, потешки, загадки. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принесли детям удовлетворение, осознание собственных возможностей. У детей расширился словарный запас. Родители приняли активное участие в реализации проекта. Сформировался взаимный интерес у детей и родителей к совместной деятельности.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

Механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на подоконнике». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развлечение для детей второй младшей группы

Очень интересное развлечение для детей. Для этого развлечение специально сшили костюмы пчел, божьи коровки.  Песни использовали заводные, весылые....

Экологический проект "Волшебница вода" (вторая младшая группа)

Этот материал пригодится для воспитателей ДОУ....

"Времена года" экологический проект для детей второй младшей группы.

Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания. К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений. Не сформировано пре...

Экологический проект для детей второй младшей группе «Птицы - наши пернатые друзья»

Про      П       Проект направлен на воспитание интереса детей к нашим пернатым друзьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.х...

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...

Экологический проект для детей средней группы: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Экологический проект для детей средней группы:«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...