Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Земля - наш дом, под крышей голубой»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Посохова Надежда Александровна

Проведения  организованной образовательной деятельности на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово

 Валуйского района  Белгородской области

 

Организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию

на тему:

«Земля - наш дом, под крышей голубой»

Провела:

Посохова Н.А.

воспитатель

старшей группы

МДОУ детский сад №1

п.Уразово Валуйского района

Белгородской области

Уразово 2015 г.

Старшая разновозрастная группа

Цель: Дать  представления о том, что планета Земля - общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом.

Задачи:

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, умение наблюдать, анализировать.

Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Расширить представления детей о глобусе, что на нем изображено.

Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Взаимодополнение образовательных областей:

Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Культурные практики: познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, изобразительная деятельность, восприятие художественной литературы.

Методические приемы: беседы, чтение рассказа, стихотворений, игра,

Технические приемы: приемник, флэшка

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, заучивание стихов, чтение рассказов о природе, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:  глобус, иллюстрация с изображением планеты, мяч, стакан, вода, ложки, салфетки, карандаши, фломастеры, бумага.

Ход организованной деятельности:

1.Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй легкий  ветерок,

Здравствуй ласковый денек,

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

  • Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
  • Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)

А где можно путешествовать? (ответы детей)

  • А скажите, пожалуйста, на чем можно путешествовать? (ответы детей) 

Я  предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в космос, вы готовы полететь со мной? (ответы детей)

Приветствие-установка

Ребята, давайте возмемся за руки, скажем друг другу: «Я готов с тобой полететь в космос».

Подготовка космонавтов

Полет в космос требует специальной подготовки. Итак, начнем подготовку в космонавты: Для этого нужно проверить память.

Упражнение «Имя»

Перекидываем  мяч и называем друг друга по имени.

Старт с Земли.

Юные космонавты, вы успешно прошли курс подготовки и к полету допущены. Нам предстоит отправиться в космос.

Скажите, а что для этого нужно?

(ответы детей)

Скафандр-это специальное снаряжение для космонавтов, обеспечивающее жизнедеятельность человека во время пребывания в космосе, снабжаются системой подачи кислорода.

Представте, что вы надеваете скафандры. Дети делают вид, что надевают скафандры.

Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой. Прошу занять свои места в космическом корабле, сядьте поудобнее и пристегнитесь.

 Посмотрите, какая  большая планета. Это единственная планета, на которой существует жизнь, так как, только на Земле есть вода и воздух.

Мы начинаем стартовать с планеты Земля

Итак, начинаем отсчет: 7,6,5, 4, 3, 2, 1, пуск!

(Звучит космическая музыка и звук двигателя)                                                                                      Закройте глаза и представьте, что мы с вами оторвались от поверхности Земли и понеслись высоко-высоко вверх, выше всех облаков, туда, где совсем нет воздуха, т.е. в космос.                                                                              А теперь откройте глаза и представте, что вы смотрите в круглое окно своего корабля, которое называют иллюминатором, на Землю, туда, где вы были и откуда стартовали. (Воспитатель достаёт и ставит на стол глобус) Вот так наша Земля выглядит из космоса, т.е. самой большой высоты, на которую мы с вами сейчас поднялись.

На что похожа наша Земля? (ответы детей)                                                                                              И так, мы оказались в космосе.                                                                   Путешествие по космосу.                                                                                   Ребята, давайте глубоко вздохнем и задержим дыхание, чтобы не допустить утечки горючего; «Невесомость» - возьмемся все за руки, чтобы не улететь; «Перегрузка» — надо наклониться вперед.  Ребята, у нас на пути препятствие, мы должны его обойти, (наклоны в стороны).  И нам предстоит вынужденная посадка. Объявляется общая готовность. Перед нами неизвестная планета. Дети, давайте положим руки на колени, откинем голову назад. Приземляемся.                                                                

 Поздравляю вас. Посадка произошла успешно.                                                          Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно посмотрите по сторонам. 

На какой планете мы оказались? Как вы думаете, а дышать здесь можно? А то в скафандрах так тяжело ходить (ответы детей)

Сначала нужно проверить есть здесь воздух или нет?

А кто его видел, этот воздух? Ребята, почему мы не видим воздух, его называем невидимкой. (Воздух прозрачный и поэтому его не видно).

Давайте с вами проверим есть воздух или нети проведем опыт с водой.

Вывод: Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха.

Значит, на этой планете есть воздух.

Дети, для чего нужен воздух? (ответы детей)

А если на планете есть воздух для дыхания, то может ли на ней что-нибудь расти? (ответы детей)

На какой планете есть воздух и вода? (ответы детей)                                          

Так, мы ребята, приземлились на планете Земля, на которой все мы живем. И нам не надо никуда лететь. Мы смело можем снять скафандры.

Дети делают вид, что снимают скафандры.

2. У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом, и у насекомых, цветов, деревьев тоже есть свой дом.                                                                                                                                            - Ребята, как же можно назвать наш общий дом?                                         

 Послушайте загадку. Если вы отгадаете, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом– большущий шар.

(ответы детей)

Правильно, наш общий дом-это планета Земля.  У всех жителей планеты Земля, одна общая голубая крыша – это небо, под ногами общий пол – земля, по которой мы ходим. Можно сказать, мы живём на Земном шаре.

 - Вот она наша планета Земля, на которой мы с вами живём. (Рассматривание глобуса). Планета Земля не просто большая, громадная, а это уменьшенная модель планеты Земля. 

Дети, вы знаете что это такое?

Дети:   Глобус.                                                                                                 Воспитатель: Правильно, молодцы!                                                                       - Это глобус.                                                                                                                                          - Давайте рассмотрим глобус со всех сторон.                                                                   -Воспитатель - Как вы думаете, почему на глобусе так много голубого цвета?                       - Дети:  Это вода.                                                                                                                               - Обратите внимание, как много воды на нашей планете! Покажите водные пространства.                                                                                                             - А где живут люди? Не на воде же?                                                                                                - Дети: На  суше.                                                                                                                         - Всё, что закрашено не голубым и синим цветом – это суша.                                                      А каким цветом на глобусе изображена суша.                                                                         Дети:  Коричневым, зеленым.                                                                                                        - На суше живут люди. Но цвет суши на глобусе тоже закрашен разными цветами, что же это означает? (спросить детей, а потом обобщить).                                                                    - Ровные места на земле окрашены в зелёный цвет. Что это может быть?         - Дети: Это могут быть и леса и поля и луга.                                             Невысокие возвышенности окрашены в жёлтый цвет и светло-коричневый, а высокие горы – в коричневый.                                                                                                                                     - Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут не только зелёные леса, но есть и пустыни – это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. Есть - степи, там нет деревьев, а вся земля покрыта травами.                                                              - На глобусе видно, что в нашей стране много суши, есть ровные места, горы, много рек, озёр, океанов, (вывод делать совместно с детьми).

Так же на глобусе видны разные страны. Как называется наша страна? (ответы детей)

И в нашей стране есть уголок малой Родины - Белгородская область,               в которой мы с вами живем.

- Вот она какая, большая и красивая наша  Земля.  

А сейчас проведем физкультминутку.                                                                                             Руки подняли и покачали– это деревья в лесу.                                                              Руки качнулись, кисти встряхнулись - ветер сбивает листву.                                     В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.                                        Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

 А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?                                                                          -Дети: - На земле есть вода для питания, воздух для дыхания.                                           – Воспитатель:  Верно. На Земле достаточно света и тепла, а также воды и воздух. Все это создает благоприятные условия для жизни на Земле.                                                                                                                                         - Воспитатель: Ребята, Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все кто на ней живет, тоже нужны Земле.                                                                                      Давйте послушаем, какие красивые стихи написал поэт Л.Дайнеко, а дети их прочтут.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живем в том светлом доме мы

И все наши друзья.

Куда б дороги не вели.

Всегда мы будем в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

3. -Ребята, о чем вы узнали сегодня?

Дети: что наша планета очень большая и на ней много живого.

Так скажите,  кто живет на Земле?

(Ответы детей)

-Вам понятно, для кого Земля является общим домом?

(ответы детей)                                                                                                        

Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!                                                             Земля – наш общий,  родной дом, и как в своем доме, так и на земле, мы должны поддерживать порядок.                                                                                          

Как нужно поддерживать порядок?                                                                        

 Ответы детей: «Не сорить и убирать все за собой», «Посадить много деревьев и цветов», «Убрать то место, где ты живешь», «Не разрешать  другим все ломать и пачкать» и т. д.                                                                          Воспитатель: Да, ребята, мы можем и должны помочь нашей планете стать чище и красивее, мы должны заботиться о ней.

И в заключении я хочу прочитать стихотворения И.Кулешова.

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

- А для того чтобы наша планета была красивее, вы выберите и раскрасьте то, чем бы вы хотели   украсить  нашу планету. (дети украшают планету)

        

Самоанализ образовательной организованной деятельности.

При разработке конспекта образовательной организованной деятельности учитывались требования образовательной программы старшей группы и  были поставлены следующие задачи: развивать у детей познавательный интерес, любознательность, умение наблюдать, анализировать.                                                                                                    

Образовательная: углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Расширить представления детей о глобусе, что на нем изображено.                                                      

Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным особенностям. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности:

Старалась использовать художественное слово. Активизировала мыслительную деятельность, Добивалась решения проблемных вопросов, развивала коммуникативные качества детей, формировала навык умения слушать и слышать своих товарищей.

Образовательная деятельность была направлена на развитие следующих достижений детей: проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, активное взаимодействие со сверстниками в совместной деятельности, обладание элементарными представлениями из области природы. Также это соблюдение правил личной гигиены, проявление любознательности, умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи, склонность наблюдать и экспериментировать.

Структура и содержание организованной образовательной деятельности  соответствует возрастным возможностям детей,  состоит из 3-х  взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Образовательная организованная деятельность проходила в форме игры – путешествя. Характеристика частей занятия:

1- часть: строила в основном на использовании разных видах деятельности: игровой, коммуникативной (общение), восприятие художественной литературы (рассказывание, чтение стихотворения), познавательно-исследовательской (выполнение с детьми опыта), которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

2-часть: использовала разные виды деятельности: коммуникативная (общение), восприятие художественной литературы (рассказывание,чтение стихов,загадка), двигательная(физкультминутка), которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

3-часть: использовала такие виды деятельности, как коммуникативная (общение), восприятие художественной литературы (рассказывание, чтение стихотворения, изобразительная (раскрашивание)                                                          

Педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;

При проведении образовательной деятельности учитывала комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

 Социально – коммуникативное развитие: игровая ситуация.                      

Познавательное развитие: исследовательская деятельность, проведение опытов.                                                                                                                      Речевое развитие: беседы, диалог с детьми, использование художественной литературы.

Художественно-эстетическое развитие: украшение планеты Земля.

Физическое развитие: физкультминутка.

Подготовительная часть проходила через организацию игровой ситуации  «Путешествие в космос»                                                                                                                  

Дети через исследовательскую и экспериментальную деятельность  знакомились со свойствами воды и воздуха. Был проведен опыт: 1 – свойства воды–прозрачность, 2- чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха.

После проведения опыта с водой, я предложила детям воспользоваться салфеткой, закрепляя культурно-гигиенические навыки.

Организуя разговор с детьми, рассматривание глобуса, я активизировала и обогащала словарь детей,  расширила представления детей о том,что Земля-  наш общий дом  для всех, кто живет на этой планете.

Организуя с детьми двигательную и речевую деятельность через физкультминутку, параллельно решала задачи образовательной области 

3 часть – заключительная, на ней был подведен итог образовательной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы. Детям была предложена изобразительная деятельность - украсить нашу планету.

На занятии создавала условия для формирования предпосылок учебных действий: умение слушать и отвечать на вопросы, выделять существенные признаки объектов окружающего мира. Старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность  запланированных методов и приемов.

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "История пуговицы"

конспект образовательной деятельности знакомства детей с историей возникновения пуговиц...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: "Путешествие в космос"

Организованная  образовательная деятельностьпо познавательному развитиюна тему: "Путешествие в космос"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "День Земли"

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода, лес....