Семинар-практикум "Детские ахи-страхи и как их победить"
материал по теме

Ситникова Елена Викторовна

Цель: расширение знаний родителей об эффективных способах решение проблем возникновения страхов у дошкольников.

Задачи:

1.     Улучшение понимания детей.

2.     Развитие эмпатии.

3.     Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

4.     Активизация коммуникаций в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд №1)

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ:
«Детские ахи-страхи и как их победить».

«А я совсем и не боюсь.
Я не страхулька какая-то.»
(Вика К., 3,5 года)

(Слайд №2)

Цель: расширение знаний родителей об эффективных способах решение проблем возникновения страхов у дошкольников.

Задачи:

  1. Улучшение понимания детей.
  2. Развитие эмпатии.
  3. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
  4. Активизация коммуникаций в семье.

Ход мероприятия

Вступление педагога-психолога:  Страх – это не только широко раскрытые глаза, перехваченное дыхание и цепенеющее тело. Не всегда ребенок открыто просит помощи и защиты, иногда о наличии тревоги, страха можно догадаться, видя агрессивность, непоседливость, рассеянность или навязчивую любовь и чрезмерное послушание сына или дочери. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Как предупредить их, что принять, если они уже возникли, - это серьезный повод для разговора.

    Сегодня речь пойдет не о том, как сделать ребенка бесстрашным супергероем, а о том, что предпринять, чтобы он как можно реже плакал, отчаивался и был способен чувствовать себя счастливым в будущем, став взрослым.

Что такое страх?

(Слайд №3) Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

(Слайд №4) Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

(Слайд №5) Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

  • Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

  • В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.
  • В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).
  • 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

(Слайд №6)

  • В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец   принимает участие в воспитании,   не подавляется чувство «Я» (малыш   должен иметь возможность   выражать свои эмоции, переживания).
  • От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства.

 Особенно часто последние страхи  встречаются у детей, чьи  родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

(Слайд №7)

  • В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
  • Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
  • В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
  • В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

(Слайд №8)

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей.  Непреодолимый детский страх может привести к таким неприятным последствиям, как навязчивые движения, заикания, энурез, раздражительность, агрессивность, плохой сон.

Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания.

(Слайд №9)

Критерии выявления тревоги у ребёнка:

1. Испытывает постоянное беспокойство.

2. Трудности в концентрации внимания.

3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи.

4. Раздражительность.

5. Нарушение сна.

 Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

(Слайд №10)

Предпосылки для возможного развития беспокойств

  • Урбанизация (дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг);
  • излишняя опека взрослых;
  • наличие отдельных благоустроенных квартир (возможность общаться со взрослыми и со сверстниками, играть с другими детьми)

(Слайд №11)

  • Ограниченная двигательная активность (беспокойство развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов);

(Слайд №12)

  • Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье.

Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца.

Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства.

(Слайд №13)

  • На родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
  • Появление страхов зависит и от состава семьи (наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги). Чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов

(Слайд №14)

  • Играет роль и возраст родителей.

Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у родителей после 35 лет - дети более беспокойны и тревожны.

(Слайд №15)

  • Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, патологии беременности и родов;

конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.

(Слайд №16)

Причины возникновения детских страхов

  • Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте)
  • Внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности
  • Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха ( боязнь темноты, монстров, призраков, чудовищ)
  • Внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями
  • Наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники

(Слайд №17)

Как избежать возникновения и закрепления страхов

  • Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
  • Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
  • Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги.
  • Повышайте самооценку малыша.
  • «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
  • Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

(Слайд №18)

  • Если ребенку постоянно что-то запрещают, лишают его самостоятельности, это также может выразиться в ночных кошмарах, когда строгие родители предстают в образах страшных сказочных персонажей.
  • В результате постоянно испытываемые негативные эмоции, возбуждение, нервное напряжение могут способствовать тому,  что он начинает страдать

    неврозами.

(Слайд №19)

СТРАХ ТЕМНОТЫ

  • Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия.

(Слайд №20)

НОЧНЫЕ  КОШМАРЫ

  • Кошмары ребенка большей частью представляют собой реакцию на страхи, которые он испытывает в состоянии бодрствования. Если это связано с возрастными этапами, то бояться нечего, но порой кошмары возникают если это отражение каких-либо стрессовых ситуаций, неблагополучных отношений между членами семьи. Дневные страхи могут отражаться во сне.

(Слайд №21)

  • У маленьких детей кошмары часто являются воспоминаниями о пережитом в течении дня. Фильмы ужасов, страшные истории, скандалы, травмы воздействуют на психику малыша, выливаясь в последствии в ночные кошмары.

Начиная с двухлетнего возраста на появление ночных кошмаров может влиять разлука с матерью, остро переживаемая малышом, а также излишняя строгость родителей, недостаток любви с их стороны

 (Слайд №22)   ВНИМАНИЕ!

  • Если ребенок склонен к ночным кошмарам, следует уделить особое внимание тому, как он готовится ко сну. Избегайте возбуждающих подвижных игр перед сном, не давайте ему рассматривать страшные картинки, не рассказывайте страшных сказок. Настроить его на умиротворяющий лад поможет колыбельная песенка, задушевный разговор на отвлеченную тему, уверения в том, что он всеми любим и что в случае чего родители всегда придут ему на помощь.
  • Не нужно акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, постарайтесь успокоить и отвлечь его.

(Слайд №23)

Методы и приемы коррекции детских страхов

  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Куклотерапия
  • Арт-терапия
  • Песочная терапия
  • Телесная терапия
  • Функциональная музыка
  • Релаксация
  • Индивидуально-групповые занятия
  • Улучшение детско - родительских отношений  

(Слайд №24)

  • Приемы работы со сказкой

(Слайд №25)

Песочная терапия.Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

(Слайд №26)

Телесная терапия

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности.

Повышает уверенность в себе, снижает страхи.

(Слайд №27)

Функциональная музыка

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

(Слайд №28)

Релаксация

Обеспечивает гармонизацию уровней эмоциональной регуляции и снижение уровня тревожности.

  • Подготавливает тело и психику к деятельности,
  • Сосредоточивает на своём внутреннем мире,
  • Освобождает от излишнего  нервного напряжения.

(Слайд №29)

Индивидуально-групповые коррекционные занятия.

1. Повышают уверенность в себе (самооценку)

2. Снимают страхи

3. Развивают коммуникативные навыки

(Слайд №30)

Улучшение детско - родительских отношений

    Многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.

Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет создать условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости.

(Слайд №31)

Игротерапия

Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте.

Игра помогает ребенку приобрести определенные навыки общения, усвоит социальные нормы поведения, доставляет удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное состояние.

Игры,  которые могут быть проведены родителями для устранения страхов у малыша, давно известны. Они помогут снять заторможенность, скованность и страх, возникающие у ребенка в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии или попадании в новую, неожиданную ситуацию общения.

Ценность этих семейных игр заключается в том, что дети, испытывающие страхи легче раскрепощаются в игре с родителями, а не в группе детского сада.

Первая игра «Пятнашки»  (Преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного воздействия. Направлена на нейтрализацию избытка родительских угроз и наказаний.

С помощью этой игры удается обеспечить эмоциональную разрядку, сиять накопившееся нервное напряжение, значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страх наказания со стороны родителей, развить ловкость, координацию движений, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.

Вторая игра — «Жмурки». (Преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного воздействия, отчасти темноты и замкнутого пространства. Направлена на нейтрализацию избытка родительских угроз и наказаний.

Третья игра - «Прятки» Преодолеваемые в игре страхи  темноты, одиночества и замкнутого пространства. Направлена на коррекцию избытка родительского беспокойства ("Где мой ребенок?)

«Зверушки в норке» (преодоление страха темноты).

«Бестолковый кошмар» (коррекция ночных кошмаров)

(Слайд №32)

Арт-терапия

Способствует актуализации страхов, повышению уверенности в себе, развитию мелкой моторики, снижению тревожности.

Первым этапом в преодолении  чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страха поможет ребенку избавится от неопределенности и выплеснет наружу то, сто тревожит и мучает. Малышам бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, "страх", чем описать его словесно, поскольку ассоциативное мышление у них развито лучше.

Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха - моделирование выхода из сложившейся ситуации. Существует множество приемов и способов:

  • дорисовка "Защитного объекта";
  • закрашивание "Страшного";
  • уничтожение "Зла" (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
  • дорисовка интересных интрегующих деталей ("Сюрприз");
  • видоизменение рисунка, превращение "страшного" в "смешное";
  • украшение мрачного, преобразование в красивое.

Возможно, конкретная ситуация подскажет вам свои собственные варианты решений. Следите за тем, чтобы ребенок не закрашивал самого себя, "Уничтожал" не конкретного человека-противника, а лишь зло, которое тот причиняет. Главное правило: "зло" не должно побеждаться "злом", на это есть "добро".

Упражнение "Исчезновение страшного животного".

Нарисовать пугающее животное. Когда страшное животное нарисовано, предлагается "посадить" его в клетку и сделать несчастным и безопасным.

Также можно использовать следующие методы:

  • "растворение" (добавление животному новых - мягких, снимающих страх черт);
  • "превращение" (перенос черт безобидного животного на страшное);
  • "узнавание" (получение более полной информации о жизни животного, что делает его более понятным и не страшным)

Примеры (если боится собаки):

  • нарисовать рядом большого себя;
  • "дать" собаке нести в пасти что-то смешное или полезное (сумку, мячик и т.д.)
  • "надеть" на шею ошейник, на лапы(когти) - мягкие тапочки, "завязать"пасть платочком или дорисовать улыбку;
  • дорисовать к глазам "девичьи" ресницы;
  • если морда у собаки острая, то можно ее немножко округлить и сделать ее "щенячьей";
  • необычно и забавно раскрасить животное ( розовыми горошинами ,зелеными звездочками и т.п.);
  • "Приручить" собаку, дать "ей будку и сосиску".

Ребенок может "превратить" страшное животное в другое-похожее, но безопасное. Например, если ребенок боится змеи, то, дорисовав ножки  и корону на голове, ее легко превратить в царевну-ящерицу.

Если ребенок испытывает страх перед абстрактным медведем, ему можно рассказать о том, как живут реальные медведи: как мамы- медведицы ласково ухаживают за своими детенышами, как медвежата любят играть и не любят, чтобы их кто-либо трогал.  

                   Упражнение "Превращение страхов".

1. Нарисовали страх.

2. Рисунок страха обсуждаем.

Поскольку страх нарисован, он уже никуда не убежит и не спрячется от нас. Он назван и изображен. Поэтому с ним можно очень мягко договориться. В конце концов страх тоже не виноват, что кто-то его боится. Мы можем учить его и перевоспитывать. Давай научим страх быть красивым и умным.

Если ребенок продолжает настаивать, страх все равно ему угрожает, можно использовать следующие техники :

  • Делаем из страха пазл - для этого рисунок страха разрезаем ножницами на кусочки, из которых ребенок составляет другие ошибочные комбинации;
  • Зачеркиваем страх любыми цветами;
  • Рвем и выбрасываем страх;
  • Отдаем страх на вечное хранение другому человеку или для того, чтобы он его выбросил далеко-далеко ( ребенку предлагается представить, как картинка с его страхом улетает).
  •  Превратить страх во что-то безобидное или "перебросить в другое измерение" или " посадить в бочку с клеем, чтобы он насовсем приклеился".
  • Нарисовать ему друга.
  • Украсить страх ( Пример: Бабу Ягу отправить в модный салон)

(Слайд №33)

Куклотерапия

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы-«страхи» уничтожаются.

(Слайд №34)

Советы  что делать, если ребенок боится

  • Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
  • Следует поговорить с ребенком о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка.
  • Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с ребенком своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
  • Кроме того, про страх можно сочинить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле

(Слайд №35)

  • Детские страхи можно нарисовать, вылепить из пластилина и даже собрать из конструктора.
  • Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
  • Можно изобразить, то, что нас пугает на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет нам победить это существо
  • Подскажите ребенку средства борьбы с его страхами: например, его может защитить его игрушечная плюшевая собака-сторож, которую вы дадите ему в кроватку, или завешенная покрывалом решетка кроватки не пустит страшилу.
  • Главное - не высмеивайте страхи своего ребенка, иначе ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один, не стыдите его и не заставляйте побороть свой страх усилием воли

(Слайд №36)

  • Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
  • Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
  • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
  • Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
  • Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

(Слайд №37)

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

  • Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
  • Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
  • Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
  • Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
  • Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
  • Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
  • Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
  • Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
  • Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).
  • Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

(Слайд №38)

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Кому будет полезен этот семинар-практикум:

  • Родителям, которые воспитывают детей и замечают у них те или иные страхи.
  • Тем, кто хочет узнать, как не закрепить страхи детей своим поведением и что делать, чтобы страх исчез так же быстро, как появился.
  • Тем, родителям, которые хотят избавить ребенка от страха и открыть ему двери к успешной жизни.

Что Вы получите, посетив семинар-практикум:

  • Поймете, почему дети боятся, и что стоит за их страхами.
  • Сможете глубоко прочувствовать то, что происходит сейчас с вашим ребенком.
  • Выработаете свою стратегию поведения, которая поможет ребенку справиться со страхом.
  • Научитесь применять различные приемы, игры, которые эффективно и быстро нейтрализуют возрастные страхи детей.
  • Поймете, требуют ли переживания вашего ребенка очной работы с психологом.

Семинар-практикум состоит из двух встреч:

1. Первая встреча - теоретическая часть;

2. Вторая встреча - практическая часть (совместное занятие родителя с ребенком по изготовлению перчаточной куклы-помощницы)

        

Первая встреча состоится                                                 20 января 2016 года в 17.30.

При себе иметь:

  • Блокнот (тетрадь), ручку;
  • Сменную обувь (или бахилы);
  • Хорошее настроение.

Ведущий семинара-практикума  педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна



Предварительный просмотр:

чувствовать, себя малыш. В первые несколько дней лучше всего дождаться, пока ребенок уснет. А потом предложите ему вместо себя его любимую игрушку, которой по секрету можно показать, где находится

чудо-норка. Не приучайте ребенка накрываться с головой— это не безопасно!

Наутро (ни в коем случае не перед сном) можно разыграть, как норку попытался обнаружить какой-нибудь злой волк, роль волка исполнить может сам ребенок. Конечно же, у волка ничего не получится, ведь норка очень надежная.

«Бестолковый кошмар» — Сделайте с ребенком кукольный театр: пластилиновый, бумажный, проволочный, тканевый — насколько хватит фантазии и мастерства. Начните издалека: сначала изобразите не связанных с ночным кошмаром персонажей. Когда куклы будут готовы, предложите ребенку сделать то, что его пугает. Пуск, он вам рассказывает,

а вы будете рисовать или мастерить это чудовище. Затем предложите малышу разыграть в сценке его страшный сон. А сами подмечайте смешные детали в его кошмаре,

наделяйте нелепостями то, что пугает ребенка особенно. Например, когда чудище за ним гналось и уже почти настигло, (вы разыгрывайте это в куклах), оно вдруг споткнулось, шлепнулось» в лужу, долго не могло встать, поскальзывалось и шлепалось обратно. Ваша эмоциональность должна заставить ребенка смеяться над собственным страхом. Каждый раз, играя в эту игру, придумывайте разные счастливые концовки страшного сна, и однажды пусть малыш нечаянно наступит на свой страх и раздавит его, а вы воскликнете: «Боже, что же ты наделал? Он же больше никогда не сможет тебе присниться!» Так ребенок научится чувствовать себя хозяином своего сна и, пусть не сразу; не избавится от ужаса перед властью ночного кошмара.

С наилучшими пожеланиями,

педагог-психолог МБДОУ 171  Ситникова Елена Викторовна

Игры, которые помогут преодолеть детские страхи.

Первая игра «Пятнашки»  (Преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного воздействия. Направлена на нейтрализацию избытка родительских угроз и наказаний. Заранее организовывается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Нельзя «пятнать» через стулья — они как бы цельные колонны. Тогда ребенок учится лучше отворачиваться, увертываться. Кто случайно заденет стулья или выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать». Хлопать можно только по спине и даже по «нижнему ее месту», что еще больше осложняет задачу. Причем нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально, чем одновременно устраняются страхи боли и уколов, да и физических наказаний.

Эта игра всегда вызывает - много радости, веселья, служит своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всей семьи. На этом фоне угрозы в адрес детей и взрослых («Поймаю и съем!»; «Ага, попался!»; «Ну, погоди» и т. п.) воспринимаются не буквально, а как одни из юмористических компонентов игры, снижая в то же время страх перед ними в реальных отношениях.

С помощью этой игры удается обеспечить эмоциональную разрядку, сиять накопившееся нервное напряжение, значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страх наказания со стороны родителей, развить ловкость, координацию движений, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.

Вторая игра — «Жмурки». (Преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного воздействия, отчасти темноты и замкнутого пространства. Направлена на нейтрализацию избытка родительских угроз и наказаний Игровое пространство остается таким же, как при игре «Пятнашки». Основное правило игры — стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным. Требуются, следовательно, определенная выдержка, терпение в противоположность двигательному беспокойству и возбуждению. Вместе с тем, можно изгибаться, наклоняться, приседать, ложиться; когда водящий проходит рядом и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры. Но и тогда их ноги остаются как бы приклеенными к полу.

Сначала ребенку, испытывающему страхи, плотно завязывают глаза, и он должен держать их закрытыми, то есть имитируется замкнутое пространство, если «малыш его начал бояться. Перед началом поиска водящий с завязанными глазами поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в окружающем пространстве.

При обнаружении участника игры его нужно на ощупь опознать и назвать имя. В рамках данной игры устраняются страхи внезапного воздействия, а также страхи темноты и замкнутого пространства.

Третья игра - «Прятки» Преодолеваемые в игре страхи  темноты, одиночества и замкнутого пространства. Направлена на коррекцию избытка родительского беспокойства ("Где мой ребенок?) Ребенок-прилипала, который не в состоянии остаться один даже в своей комнате, остро боящийся одиночества и темноты, с удовольствием остается один в темной ванной, платяном шкафу, под кроватью. Если дело хорошо идет, то пробуйте тушить свет в комнате. Если вы видите, что ребенок избегает прятаться в укромных и темных местах, то, будучи водящим, изобразите, что вам страшно заглядывать в эти места и вы там искать ребенка не будете. Сами прячьтесь в темноту - пусть ищет. А найдя ребенка, бурно похвалите его — ведь он преодолел свой страх.

 «Зверушки в норке» — Придумайте, как можно сделать детской кроватке полог. Лягте вечером с малышом в его постель.

Включите ночник. Накройтесь одеялом и разыграйте с ним такой нехитрый сюжет. Как будто вы маленькие мышата (зайчата, лисята...), лежите в своей уютной, любимой норке. Там, на улице, сверху, холодно, гроза, воет ветер. А ваша норка совершенно безопасная теплая и уютная. Никто не знает, где она спрятана и не сможет к вам прийти. И вы никого-никого не пустите  никому-никому не расскажете, где ваша норка, ну, разве что пане, по большому-большому секрету.

От вашего голоса тоже очень много зависит. Чем нежнее и спокойнее он будет, тем комфортнее будет


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Совместное занятие в форме тренинга

"Веселый страх"

(коррекции детских страхов с помощью куклотерапии)

Цель: оказать психотерапевтическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи и комплексы; научить их преодолевать свои страхи путем развития позитивного мышления.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
-   формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

-   расширить представления детей и взрослых о страхе;

-   гармонизация эмоциональных связей в семье.

Материал и оборудование: бейджики, фломастеры, музыка для релаксации, покрывало, куб эмоций, перчатки, нитки, бусины (пуговицы), иголки, нитки, ножницы.

Ход занятия:

1. Приветствие. Знакомство.

2. Организация беседы по пиктограмме «Страх»

Посмотрите на эту картинку на кубе эмоций. Какое чувство испытывает человек с таким выражением лица? Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое же это может быть чувство. Правильно, это чувство страха.

Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

Покажите друг другу, как Вы выглядит испуганный человек. Страх изобразите на своем лице. Как он ходит. (Дети выполняют задание.)

 Молодцы!

3. "Портрет страха"

Я принесла фотоаппарат и приглашаю всех сфотографироваться на память. Изобразите, пожалуйста, испуганное выражение лица. Фотография нашей группы будет называться «Портрет страха».

4. Упражнение «Закончи предложение… »

Детям и родителям предлагается по очереди закончить предложения: «Дети обычно боятся...» «Взрослые обычно боятся...»

При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно.

5. Беседа о страхах

  • Как вы думаете, бывают ли страхи «полезными» или только «вредными»? (Вредными... мы их боимся...)
  • Конечно, вы правы, есть страхи, которых мы боимся, нам от них плохо - это «вредные» страхи. Но вот оказалось, страхи могут быть и полезными.
  • Вы видели альпинистов? Можете представить их снаряжение? Очень прочные веревки-страховки, металлические крючки. Зачем? (Чтобы не упасть; очень высоко лезут.) Это и есть страх высоты, альпинисты знают, что если упасть, то могут разбиться, что-то себе поломать. И этот страх им помогает быть осторожными, аккуратными, при подъеме на гору.
  • Приходилось ли вам переходить с одной стороны дороги на другую? (Да... много раз... и в садик и домой.) А как мы это делаем? (Посмотрю налево, направо). К почему мы это делаем? (Чтобы машин не было.) То есть мы знаем что машины едут очень быстро, и если выйти на дорогу неожиданно, то водители остановиться не смогут  и собьют. Именно этот страх быть сбитым машиной заставляет нас смотреть по сторонам, когда мы переходим дорогу.
  • Убедились, что страхи, оказывается, бывают полезными? Дома вместе с мамой и папой поищите «полезные» страхи.

6. Изготовление куклы-перчатки (дети вместе с родителями)

Из старых перчаток можно легко изготовить забавную собачку.

Одна перчатка остается нетронутой и надевается на руку.

Из второй же делается головка собачки.

Отрежьте у перчатки большой палец и зашейте прорезь. Потом это будет хвостик собачки.

Загните перчатку до основания пальцев, вытянув 2-й и 5-й пальцы кверху. Это будут уши.

 Из 3-го и 4-го пальцев сделайте носик и язычок собачки, загнув их вперед. Получилась головка

Пришейте к ней глазки-пуговки.

Теперь пришейте головку к среднему пальцу первой перчатки.

Получится перчаточная кукла, которая может шевелить головой, ходить на четырех лапах, чесать за ухом и проделывать множество других забавных движений.

7. Оживление перчаточной куклы "Собачка"

Каждая семья представляет своего "друга" и рассказывают о нем: как его зовут, что он любит делать, как игрушка будет помогать становится смелее.

8. Зарядка позитивного внушения «Смелость».

Инструкция. Дети и взрослые встают по кругу. На руках у детей одета перчаточная кукла. Дети и взрослые вместе с педагогом-психологом произносят следующие слова:

Мне ничто не страшно с другом –

Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, и  ни драка,

Ни мальчишка-забияка.

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

Дети после произношения стихотворения громко аплодируют друг другу.

9. Релаксация «Зверушки в норке».

Инструкция. Педагог с детьми накрываются легким покрывалом. Звучит спокойная музыка. Педагог-психолог ласково, словно рассказывая сказку на ночь, говорит о том, что мы все маленькие зверушки, которые лежат в своей теплой, уютной и безопасной норке. И пусть на улице темно, идет дождь, снег, бушует ветер, а в норке так хорошо. Здесь безопасно! Сюда никто плохой и страшный не придет!

Дети постепенно расслабляются.

10. Итог занятия.

11. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

НОД для детей старшей группы "Победи свой страх"

В представленном варианте НОД раскрывается технология коррекция тревожного, неуверенного поведения детей средствами театрализованной игры. ...

Как помочь ребенку победить свой страх

Детские страхи - глубокие переживания детства, часто оставляющие след в более старшем возрасте. Поскольку, в большинстве случаев, детские страхи возникают по вине самих родителей, их долг – помо...

Памятка для родителей "Как победить ночные страхи у ребенка?"

Памятка - это краткий информационный материал, отвечающий на конкретную проблему....

Детские страхи и как их победить

Природа детских страхов и методы борьбы с ними...

Родительское собрание в рамках Всероссийской недели родительской компетенции: «Детские ахи-страхи и как их победить»

  Сегодня речь пойдет не о том, как сделать ребенка бесстрашным супергероем, а о том, что предпринять, чтобы он как можно реже плакал, отчаивался и был способен чувствовать себя счастливым...