Родительское собрание
материал на тему

Сценарий общесадовского родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobr._29.10.15.docx66.78 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему : «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня!»

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья- это сложно!

Но счастливо жить без детей невозможно!

Семья- это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал. (Омар Хайям) 

1-й ребенок
Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю
Все на свете ему подарю.

2-й ребенок
Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый верный друг –
Бабушка моя.

В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу
Наступает для меня
Два совсем свободных дня.

3-й ребенок
У меня есть дедушка.
Как зима седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.

Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.

Ведущая: — Здравствуйте, уважаемые родители! Я не случайно начала собрание этими красивыми словами о семье. Тема нашего собрания: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня!»   Что такое семья? Слово понятное всем. Как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и печали. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Слово предоставляется заведующей детского сада Рыжковой Ирине Николаевне.

Слово предоставляется               Чеховской Ирине Ильиничне.

Слово предоставляется               отцу Сергию, настоятелю храма Казанской иконы Божей матери с. Гнилое

Ведущая:  Семья – это самое главное. Самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.

 Конкурс «Домино пословиц»:

  •  Вся семья вместе и душа  на месте.
  •  Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  •  Семья в куче, не страшна и туча.
  •  Нет такого дружка, как родная матушка.
  •  На что клад, коли в семье лад.
  •  Птица рада весне, младенец – матери.
  •  Слепой щенок и тот к матери ползёт.
  •  Сердце матери лучше солнца греет.
  • Братская любовь крепче каменных стен.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  • Кто родителей почитает, тот вовек ни погибает.
  • Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
  • Детишек воспитать — не курочек пересчитать.
  • При солнышке тепло, при матери добро.

Ведущая:  Василий Александрович Сухомлинский сказал:

« Создать семью и родить детей не так уж трудно. Труднее удержать семью на протяжении всей жизни, и вырастить детей достойными и ни в чём не нуждающимися!»

 Детей учит то, что их окружает. Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. А наши дети всегда внимательно следят за  взаимоотношениями отца и матери. Детский сад является первым звеном в воспитании ребёнка.

Ведущий: Разберём с вами несколько ситуаций, которые часто возникают с детьми.

 Конкурс «Подумаем вместе»( пед.ситуации)     (оранжевые листочки)

Ведущая предлагает проанализировать несколько педагогических ситуаций и высказать своё мнение.

1-я ситуация
У нас в семье проблема с ребёнком. Моя трёхлетняя дочь очень плохо ест. На прогулке я ей даю мороженое, апельсин или бутерброд, чтобы ребёнок, увлекшись игрой, незаметно съел хоть что-нибудь. Дома дочку мы кормим всей семьёй. Но она крутит головой, находит всё новые и новые причины: «невкусно», «солёное», «горячо». Я наливаю «несолёный суп», все вместе дуем на ложку, даже высаживаем перед дочкой кукол. Сквозь слёзы она ест. Я не знаю, как заставить дочь хорошо кушать. 

2-я ситуация

 «Мой сын Миша  почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — все в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?» Дайте совет маме.

РЕШЕНИЕ. Постарайтесь объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и чтобы нравиться людям, надо быть более общительным.

3-я ситуация

         Дети средней группы собираются  на прогулку. У Ромы и Кати шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

- Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

- Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

- Предложить Кате не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

- Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

(Выслушиваются варианты решений данных ситуаций)

Ведущая: А сейчас я предлагаю вам побыть в роли детей и отгадать загадки!

Конкурс «Отгадай загадку» (литературный)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

1​. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

2.​ В доме восемь дробь один
У Заставы Ильича

Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча

3. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

4.​ О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?

5.​ Как зовут поэта в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино?

Ведущий : Такие загадки ваши дети  с интересом отгадают дома.

А сейчас, дорогие родители, вы станете воспитателями и попробуете решить ситуацию вместо нас.

Конкурс «Если бы я была воспитателем…»   ( желтые листочки)

Родителем предлагается оказаться в роли воспитателя и решить ситуации, часто возникающие между родителями и педагогами ДОУ.

Ситуация 1.

 Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Решение:

Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети  не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа).

Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родители осознают проблему, то  предложить посетить с ребенком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы. Дать рекомендации «Формирование сдержанности у дошкольников», «Сферы применения способности быстрого, объемного запоминания» (шахматы, шашки, ГО).

Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.

Ситуация 2.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

  Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■  Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.

Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Ситуация 3.

. Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.

Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

Ведущая:  Главное правило: все конфликтные ситуации должны разрешаться без присутствия детей.

Ведущая: А сейчас, я предлагаю вам немного посоревноваться.

Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь, посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители!

Конкурс «Литературный»

Ведущая:  Вам нужно назвать детское произведение и автора, ответить на вопросы.

Ведущая:

А знаете, чем пахнут дети?

Миндальным молоком, росою на рассвете…

Руками в карамельках, молочным шоколадом,

Ромашками в саду, душистым виноградом…

Вдыхая запах детства, единственный на свете,

Сказать могу я точно, что счастьем пахнут дети!

Ведущая: Послушайте, что  говорят ваши дети

Конкурс «Устами младенца»

(Видеоролики)

.

Ведущая: Сегодня мы убедились, что воспитание и обучение ребенка процесс очень трудоёмкий и непосильный, если его будут осуществлять только в детском саду и он не найдёт продолжение дома. Поэтому, родители и воспитатели должны быть берегами одной реки и лежать параллельно.

Ведущая:

 Уважаемые родители!
Вам желаем, чтобы дети
Вас не огорчали,
Чтобы майки и трусы
Сами надевали!
Чтоб не ныли, не дрались,
Вам бы не грубили.
Только надо, чтобы вы
Им примером были!

 Ведущая: В завершении нашей с вами работы мы  хотим вам вручить памятки с полезными советами по воспитанию детей.

(Разное)

Ведущая: Вот и подошло к завершению наше собрание. Я от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!

ПАМЯТКА

Вот несколько советов по воспитанию детей в семье:

  •  Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  •  Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  •  Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  •  Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  •  Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
  •  Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтоб вы пожалели о том, что сделали мне.
  •  Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  •  Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  •  Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.
  •  Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
  • И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.

 Духовно-нравственное воспитание: системный подход
Педагогическое сопровождение семьи
в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Потаповская О.М.
Научный сотрудник лаборатории семейного воспитания
Государственного НИИ семьи и воспитания
Российской академии образования


Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи

Как посмотришь на нашу молодежь,
то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина -
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я";
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи
- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования программах,
- в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности",
- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отмечал в выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства" [1].

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством
1. восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,
2. возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,
3. творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,
4. формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей

Смысл брака в том, чтобы приносить радость.
Подразумевается, что супружеская жизнь -
жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.
Это установление Господа о совершенстве.
Долгом в семье является бескорыстная любовь.
Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому.

Святая страстотерпица государыня императрица
Александра Феодоровна

Для того, чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятие понятия "семья" различные источники:
- совокупность близких родственников, живущих вместе 
[2];
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью 
[3].

Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности.

То, что понятие "семья" имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, "есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении" [4].

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» написано:родители обязаны заложить основы физического,, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ст 44 п 1

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание,
сообщая им одни христианские во всем понятия,
приучая к христианским правилам жизни,
возгревая любовь к Церкви Божией
и всем порядкам церковным...

Святитель Феофан Затворник

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том "чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях" [10].

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,
- неподдельное сочувствие всему страдающему,
- действенная любовь к ближним,
- блаженная сила совестного акта,
- мужество национального героя,
- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,
– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает" 
[11].

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства:
- религиозные воспоминания детства,
- влияние природы,
влияние художественной литературы,
- встречи с действительно религиозными людьми,
- посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест),
- чтение религиозной литературы 
[12].

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:
1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются
1) современное секуляризованное социо-культурное окружение,
2) скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания,
3) отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности,
4) отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей,
5) духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Боже мой! Сколько у нас в народе таких,
которые решительно ничего не знают,
и ни слова не слыхали ни от кого!
В детстве их не учили;
в возрасте они не хотели учиться;
а потом им некогда было учиться.
И что же таковые могут передать свои детям!

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Такое заключение вполне созвучно мнению ведущих специалистов в области современной православной педагогики. Так педагог и ученый, священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что "системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи" [13].

Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем назвать семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
- молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
- молодым супругам (до рождения ребенка),
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
- родителям детей-дошкольников,
- родителям младших школьников,
- родителям подростков,
- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
- многодетным,
- малоимущим,
- неполным семьям,
- семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
1) просвещения родителей,
2) организации совместной деятельности семей,
3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадровое обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующего возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы федерального уровня В рамках этого направления деятельности в регионах, имеющих определенные ресурсы (человеческие, культурно-исторические, экономические) осуществляется разработка Подпрограмм содействия семейному духовно-нравственному воспитанию в рамках Региональных комплексных программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение объемов и источников финансирования Подпрограммы, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия возрождению православной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом) в региональных системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

В рамках комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов России Фондом духовной культуры и образования "Новая Русь" разработан проект Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе. Доработка, принятие и реализация регионами Подпрограммы будет способствовать решению одной из задач Комплексной региональной программы: включения духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания региона.

Цель и задачи духовно-нравственного педагогического сопровождения семьи

Всякие иноземные дорогие затеи
должны уступить предлагаемому способу
первенство по дешевизне, разумности
и благотворности прочного подготовления
детей к жизни и служению общественному.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Целью Подпрограммы является создание и развитие региональной системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи в вопросах семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни, возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания

Достижение цели Подпрограммы (по аналогии с Комплексной региональной программой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи) предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческий блок задач
1. Нормативно-правовое.
2. Финансово-экономическое.
3. Организационное обеспечение развития региональной системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
4. Управление Подпрограммой.

Главным органом, обеспечивающим решение задач этого блока в регионе, становится Региональный координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Совет координирует действия по решению проблем духовно-нравственного семейного воспитания органами законодательной и исполнительной власти, учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, общественных объединений и организаций.

II. Информационно-просветительский блок задач
1. Ознакомление населения региона с содержание Подпрограммы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
2. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению и дополнительной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты региона.

III. Содержательный блок задач
1. Научно-методическое обеспечение Подпрограммы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию.
2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей регионального развития.
3. Разработка содержания и осуществление региональных мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание.

Система мероприятий по реализации Региональной подпрограммы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания

1. Нормативно-правовое обеспечение

Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие законодательных материалов по утверждению в регионе Подпрограммы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания: постановлений регионального правительства, документов департаментов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.

2. Финансово-экономическое обеспечение

Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования, в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания в регионе систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.

В рамках подпрограммы системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка структур, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители .

3. Организационное обеспечение

Механизмы организации и управления содействием семейному духовно-нравственному воспитанию определяются официальным региональным статусом Подпрограммы, опираются на уже сложившиеся в регионе формы и методы духовно-нравственного просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.

Особая роль в организационном и управленческом обеспечении Подпрограммы принадлежит Региональному координационному совету по духовно-нравственному воспитанию. При Совете создается рабочая группа, инициирующая активность региональных органов управления здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты по включению в реализацию Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Решение этой задачи предполагает осуществление в регионе цикла просветительных мероприятий:
- создание рубрик, "Духовно-нравственные традиции" в местной печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения с содержанием Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания и ознакомления родителей с традициями православного воспитания;
- подготовка видео-сюжетов "Традиции воспитания" для показа на местном ТВ;
- выпуск и распространение через детские поликлиники, дошкольные учреждения, консультативные центры, объединения по месту жительства печатных материалов для родителей;
- издание листка для семейного чтения "Традиции семейного воспитания";
- открытие сети родительских лекториев, "маминых школ", "семейных гостиных" с привлечением в качестве лекторов православных медиков, педагогов, священнослужителей.

Базой для проведения этих занятий (в зависимости от уровня подготовки к началу систематической просветительской деятельности региональных структур) могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, школы, педагогические училища, вузы, воскресные школы.

Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей: молодых супругов привлекут занятия по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом); для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.

5. Кадровое обеспечение реализации Подпрограммы

Сложно надеяться на успешную реализацию программы, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями. Выстраивая систему мероприятий по работе с различными категориями специалистов региона, Подпрограмма предусматривает:
- проведение серии просветительских семинаров-совещаний для представителей администрации, руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры региона;
- разработку и распространение через учебно-методические центры, систему ИПК информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов;
- подготовку и проведение в регионе семинаров и курсов повышения квалификации для различных категорий педагогов (дошкольных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе), деятелей культуры и здравоохранения.

6. Научно-методическое обеспечение реализации Подпрограммы

В задачу научного обеспечения Подпрограммы входит разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости на уровне региона существующих программ медико-педагогического сопровождения семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Отметим, что наиболее высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют Программы и Методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: "К здоровой семье через детский сад", "Рождение и воспитание здорового ребенка", разработанные Санкт-Петербургской Медицинской Академией постдипломного образования (директор программы - Коваленко В.С.).

А также комплекс оздоровительных и педагогических программ "Семейный лад" (разработчик - Региональная общественная организация "Семейный клуб родительского опыта "Рождество"(г. Москва).

Для обеспечения научно-методической поддержки Подпрограммы возможно создание на уровне конкретных регионов творческих научно-методических коллективов по доработке программ содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, разработке недостающих программно-методических материалов, осуществлению курирования работы с семьей на базе экспериментальных площадок региона.

7. Разработка содержания и осуществление региональных мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание

Как уже отмечалось, реализация Подпрограммы предполагает три этапа в работе с семьей в регионе:
1. просветительский,
2. этап организации совместной деятельности семей,
3. этап совместного воцерковления семей.

Просветительский этап, помимо открытия семейных лекториев по проблемам духовно-нравственного воспитания предполагает:
- совершенствование содержания воспитания и образования в детских садах, школах, внешкольных учреждениях в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания;
- введение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях курса "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности", "Основы православной культуры" с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей;
- издание и распространение в регионе серии книг "Семейное духовно-нравственное воспитание", куда войдут адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей; семейные молитвословы и сборники житий святых, небесных покровителей семейной жизни; произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения; методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, созданию благочестивой домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодельных игрушек, предметов традиционного быта; книги по традиционным видам рукоделия, ведению рачительного семейного хозяйства.

Причем, необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе, так как западная, наводнившая сегодня российский рынок, предназначена для людей с иным мироощущением, иной историей и религией.

На первом этапе реализации Подпрограммы может быть начата работа по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла "Семейное духовно-нравственное воспитание";
- создание небольших библиотек и книжных лавок педагогической духовно-нравственной литературы для родителей в образовательных учреждениях, объединениях по месту жительства, при семейных клубах, при храмах;
- распространение лучшего опыта семейного воспитания в региональных средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях.

Необходимо начало работы по созданию православно ориентированных служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства.

Этап организации совместной деятельности семей ориентирует региональные службы на:
- создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов на базе образовательных учреждений, по месту жительства;
- формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми;
- подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел по месту жительства, в образовательных учреждениях, семейных объединениях;
- проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.

Этап совместного воцерковления семей предполагает:
- организацию систематического духовного окормления родителей, воцерковляющихся семей и специалистов, работающих с семьями.
- создание семейных воскресных школ, паломнических служб, летних семейных поселений;
- содействие стремлению создания семейных церковных общин и развитию приходской жизни на благо служения ближним, обществу, Отечеству.

Немалую роль в осуществлении обозначенных мероприятий на всех этапах реализации программы духовно-нравственной поддержки семейного воспитания в регионе может и должна сыграть Церковь. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и Подпрограмма сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания изначально ориентированы на взаимодействие в реализации намеченной системы мер государства, семьи и Церкви. Необходимость активизации Церкви в поддержке семьи постоянно подчеркивает в своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле..." [14].

Оценка эффективности Региональной подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания

Осуществление Подпрограммы сопровождения духовно-нравственного семейного воспитания предполагает:
- снижение остроты проявлений кризиса семьи в регионе, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания,
- активизация духовно и культурного, педагогического сознания родителей и специалистов по работе с семьей,
- создание в регионе активно действующей, работоспособной системы государственной поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...


 

Комментарии

Инновационная форма проведения родительского собрания в ДОУ