Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи
консультация (подготовительная группа) по теме

Шукшина Мария Анатольевна

Выступление с докладом на курсах повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_v_mrio_kruglyy_stol.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное детское образовательное учреждение

«Детский сад №79 комбинированного вида»»

Доклад

На тему:

«Соблюдение прав ребенка

в условиях ДОУ и семьи»

Выполнила: воспитатель

Савельева М. А.

Саранск

2016

Дошкольное детство – уникальный период  в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.  Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»  и Типовым  положением о дошкольном  образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед д/с является взаимодействие с семьей для обеспечения  полноценного развития ребенка.

В настоящее время отмечается  стремление  дошкольных образовательных организаций самим решать собственные задачи, их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать   с родителями. Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться. Предлагаю Вашему вниманию ответить на вопросы анкеты  «Умение общаться с родителями» Приложение 1).

Особое значение имеет готовность и способность устанавливать психологический контакт с родителями, которые обращаются к вам за помощью. Желательно придерживаться таких правил:

1)  избегать скоропалительных решений, т. к  родитель возлагает на вас роль эксперта, и вы рискуете оказаться единственным ответственным  за решение проблемы;

2) вслушивайтесь в то, что  говорите – иногда родителю хочется просто выговориться, поэтому нужно убедить собеседника, что вы понимаете,  о чем говориться;

3) обговаривайте любое предложение, можно обговорить несколько вариантов, предоставив ему выбор;

4) соблюдайте конфиденциальность – даже это не обговаривая, т. к родитель  считает, что обсуждение его вопросов останется в тайне.

 Существуют разные формы  взаимодействия с родителями:

помощь родителей  д/с в целом (сбор материалов для занятий, разработка содержания игротек и.т.д);

участие родителей в принятии решений ( создание родительских комитетов и.т.д);

 рассматривать воспитание и развитие детей ни как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических  и возрастных особенностей, с учетом предшествующего опыта, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в  семье и дошкольном образовательном учреждении;

с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок) и восхищаться  вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, а у родителей  вызывает чувство уважения к воспитателям их детей;

регулярно, в процессе  индивидуального общения обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;

проявлять понимание, деликатность, терпимость, такт при общении с родителями воспитанников.

 Эффективность деятельности педагогического коллектива д/с заключается не только в том, чтобы провести какую – то работу с родителями и добиться результата, но и в  том, чтобы из года в год совершенствовать  подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них. В первую очередь в коллективе должна быть создана атмосфера  демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям. Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

1.     Должна вестись работа  внутри коллектива по анализу международных  российских нормативных документов, определяющих права  детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности ДОО и органов управления.

2.     Работа педагогического коллектива должна включать в себя: изучение семей воспитанников, повышение правовой и педагогической  культуры родителей, создание условий  для формирования доверительных отношений родителей с педколлективом как в процессе повседневного  общения, так  и специально – организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детских рисунков, совместного просмотра и организации театрализованной деятельности)

 Очень сложным является изучение климата в семьях воспитанников. Можно использовать разные методы  изучения семей:

наблюдения за общением во время утреннего прихода и вечернего   ухода домой (обратить внимание на обращение; на форму вопросов: мягкая или  жесткая; на употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов; на реакцию родителей на просьбы  ребенка, их шалости, капризы);

беседы с родителями и детьми;

анкетирование, тестирование;

посещение  семей воспитанников;

наблюдение за детьми в сюжетно – ролевых  играх «Семья», «Дочки – матери»;

изучение рисунков детей («Моя семья», « Мой самый любимый человек»);

использование проективных методик ( Ребенку задаются вопросы: у тебя два билета в цирк, кого ты возьмешь? Или: Твоя семья идет в гости , но ты заболел, кто должен остаться? И. т.д)

Одной из основных задач педагогов является правовое просвещение родителей, в которое входит:

участие родителей в ежедневной работе группы (помощь в повседневной  работе, участие в экскурсиях и.т.д);

общественная деятельность (создание клуба для родителей, приглашение лекторов по интересующим их вопросам).

Принципы взаимодействие с родителями:

1. осознать, что только общение усилиями семьи и ДОО можно помочь ребенку с уважением и пониманием относиться к родителям;

2. помнить о том, что  их ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он нет больше в мире, и мы должны ценить индивидуальность, поддерживать и развивать её;

3. воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые  дали им жизнь и приложили много сил, чтобы они  были счастливы;

4. учитывать пожелания  и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;

5. наглядная  агитация (тексты Конвенции, с выделенными основными положениями; выдержки из Семенного кодекса и др.);

6. знакомство с психолого-педагогической литературой;

7. проведение круглых столов, деловых игр;

8. проведение родительских собраний, с последующими обсуждениями различных реальных, часто создающихся в повседневной практике семейной жизни ситуаций, в  которых родители будут учиться идентифицировать наличие или отсутствие нарушения прав детей;

9. проведение родительских собраний с элементами групповых дискуссий, позволяющие выявлять существующие у родителей отношения к данной проблеме и дающие  возможность обменяться  родительским опытом. Такое собрание может стать первым шагом на пути возникновения родительского дискуссионного клуба.

 Тематика  собраний может  быть разной: например «Права ребенка в современном обществе».

Акцентом собрания должна стать мысль, что нормы международного права  имеют отношения  лично к каждому гражданину России. Как любые нормы права они являются не предметом свободного выбора каждого человека, а обязательным для исполнения каждым гражданином.

АНКЕТА

«УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ».

 

 1.      Назовите неприятные ситуации, по которым Вам приходится      общаться с родителями.

 2.      Назовите приятные ситуации, по которым Вам приходится общаться с родителями.

 3.      Каковы главные достоинства ваших родителей?

 4.      Что бы вы хотели изменить в  ваших родителях?

       5.      Какими бы Вы хотели видеть ваших родителей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Соблюдение прав ребенка, как условие развития его индивидуальности"

Доклад "Соблюдение прав ребенка, как условие развития его индивидуальности"...

Создание прав ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Дошкольное детство – уникальный период  в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной завис...

«Соблюдение прав ребенка в семье»

Советы родителям о соблюдении прав ребенка в семье....

Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье»

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный...

Коучинг – сессия: «Соблюдение прав ребенка в ДОУ и семье»

Цель:  Содействие в формировании комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье.Рассматриваемые вопросы. Нормативное обеспечение прав детей в сфере образованияСоблюдение...